Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронологическая загадка






 

 

 

 

точности используют двойную датировку, напр., 6/7 июня, т.е. день, начинающий вечером шестого и заканчивающийся после заката седьмого3.

Месяц. Как день определялся очевидным движением солнца, так месяц опреде­лялся движением луны. Ранние свидетельства показывают, что он начинался с ново­лунием (первым появлением молодого месяца в западной части неба на закате) Цикл луны составляет 29, 5 суток, следовательно месяцы имели или 29 или 30 дней4.

Очевидно, что лунный месяц лишь изредка совпадает с современным календар­ным месяцем. Эквивалент обычно представляется в виде двойного названия, напр., " Нисан = Март/Апрель". Однако это не всегда точно. Например в 1970 г., Нисан начался 6 апреля и Нисан соответствовал " апрель/май". В год, в котором требуется прибавлений месяц (см.ниже), эквиваленты, как правило, не соответствуют.

Год. Насколько позволяют проследить исторические свидетельства, концепция года ассоциировалась с изменением временами года, которое, в свою очередь, связано с солнечным циклом в 365, 25 суток. Представим, что в году " х" новолуние Нисана совпадает с весенним равноденствием, так что лунный и солнечный циклы начались одновременно. Через двенадцать месяцев (т.е. 12x29, 5=354 суток) первое Нисана наступит на одиннадцать дней раньше весеннего равноденствия. Год, состоя­щий из двенадцати лунных месяцев называется лунным годом; тот, который состоит приблизительно из 365 дней называется солнечным годом.

Лунный год вполне удовлетворял кочевников, которые перемещают свои стада с временами года и которым не нужно знать, когда пахать и сеять. Однако земледельцы Палестины нуждались с календаре, связанном с солнечным годом. В Египте, где ежегодный разлив Нила имел существенное значение для сельскохозяйственного производства, также был нужен солнечный год. В Месопотамии приблизительное соотнесение лунного и солнечного годов достигалось календарным прибавлением. В Египте календарь, состоящий из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом Астрономический календарь из могилы Рамзеса VII(1149-1142) в Тебеше

3 R.De Vaux приводит свидетельства того, что евреи первоначально пользовались деле­

нием утро-утро; см. " Ancient Israel", p. 181. Эта теория не нашла всеобщего признания.

4 Первое еврейское слово, означающее " месяц" было произведено от слова, означающего

" луна". Позже, оно было заменено общим словом " hodes" (" новизна").

 

 

272 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

(следовательно, не лунный календарь), к которым прибавлялись пять дней, давал приблизительно солнечный год5.

Календарное прибавление. Евреи, как и вавилоняне, у которых они заимствовали свой календарь, прибавляли промежуточный месяц, где это было необходимо, чтобы привести лунный год в соответствие с солнечным. Такое прибавление необходимо семь раз в девятнадцать лет и объявлялось священником или царем. Это делалось либо для приведения месяца Нисан в фазу с весенним равноденствием, либо для того, чтобы привести месяц Тисри в фазу с осенним равноденствием6.

Гражданский год и священный год. В добавление к этой запутывающей практике, евреи имели еще и два способа отмечать начало нового года. Согласно Исх. 12.2, Господь повелел Моисею сделать первым месяцем Нисан7. Однако еврейский Новый год, Рош Хашанах (" глава года"), отмечается осенью, в Тисри. Это показывает, что существовал гражданский год, который начинался с Тисри (около осеннего равноденствия), и религиозный год, начинавшийся в Нисане (весной). Различные цари и нации выбирали между двумя8.

Календарь. Используя имена, заимствованные в Вавилоне, еврейский год выгля­дел следующим образом:

Еврейский Вавилонский Приблизительный Священный год Порядок в
    эквивалент и имя гражданском
        году
Нисан Нисяну Март/Апр. 1-й 7-й
Ииар Айару Апр./Май 2-й 8-й
Сиван Сивану Май/Июнь 3-й 9-й
Таммуз Ду'узу Июнь/Июль 4-й 10-й
Аб Абу Июль/Авг. 5-й 11-й
Элул Элулу/Улулу Авг./Сент. 6-й 12-й
Тишри Тишриту Сент./Окт. 7-й 1-й

s Египтяне связывали свое календарное исчисление с гелиакальным восходом Сотиса или Сириуса (Собачей звезды), однако не делали поправок на високосный год. В результате этого их календарь отставал на один день каждые четыре года или на один год каждые 1460 лет (Сотический цикл). Однако они вели тщательный учет расхождений календарного года от восхода Сотиса.

6 Время прибавления вначале представляется несколько призвольным. Затем была вы­

работана система (" Метонический цикл", принятый ок.432 г.), согласно которой месяц при­

бавлялся к третьему, шестому, восьмому, одиннадцатому, четырнадцатому, семнадцатому и

девятнадцатому годам. Вавилоняне не имели единообразного времени для помещения до­

бавочного месяца, который иногда помещался между Елулу и Тисриту (осенью), а иногда -

между Аддару и Нисану (весной). Евреи, наконец, решили прибавлять месяц после Адара,

несмотря на то, что их год и начинался осенью.

7 Название " Нисан" не упоминается, поскольку тогда первый месяц назывался " Авив"

(13.4). Вавилонское название было принято позже.

8 De Vaux выдвигает аргументы в пользу того, что осенний год был первоначальным, т.к.

первый месяц назывался Тисриту (" начало"); " Ancient Israel", p. 191. Однако он, очевидно не

заметил, что следующий месяц называется Арах-самну (" восьмой месяц").

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 273

(Map) исвал (В)арах-шамну Окт./Ноябр. 8-й 2-й
Кислев Кисливу Ноябр./Дек. 9-й 3-й
Тебет Тебиту Дек./Янв. 10-й 4-й
Шебат Шабату Янв./Фев. 11-й 5-й
Адар Аддару Фев./Март 12-й 6-й
(Владар)   (Добавочный мес.)    

Независимо от того, когда начался год, " первый месяц" относится к Нисану, " второй месяц" к Зифу и т.д. Таким образом, в Иер.36.22, где используется граждан­ский год Тисри-Тисри, " девятым месяцем" был Хаслев (ноябрь/декабрь), а не Сиван (май/июнь)9.

Престолонаследные и непрестолонаследные годы. Годы современного календаря обозначаются числами, прилагаемыми к известному событию. Так 1973 г. означает " 1973 год от Рождества Христова". Однако раньше годы считались в эрах, события могли датироваться в соответствии с царствованием какого-либо монарха, как в формуле " во второй год царя Дария" (Аг. 1.1).

Однако цари не были настолько благоразумны, чтобы умирать в последний день года, чтобы новый царь мог начать свое царствование с нового года. Что же было делать, если оставалась еще часть года? Предположим, царь X. умер 19 августа, его сын взошел на престол 20 августа, однако новый год начинался с Тисри (гипотетически, в данном случае - 20 сентября). Иногда новый царь называл период с 20 августа по 20 сентября " первым годом" своего царствования. Однако если предполагалось, что " первый год" начинался 20 сентября, то новый царь мог назвать часть года от своего престолонаследия до следующего Нового года " престолонаследным годом", а " первым годом" считать наступивший Новый год. Эти две системы летоисчисления называются системой престолонаследных годов и системой непрестолонаследных годов. Очевидно, что общее количество лет нескольких царей, исчисленное по одной системе будет отличаться от количества, исчисленного по другой системе. Чтобы дать современный эквивалент формулы " во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца", необходимо сперва знать, какой системой пользовался царь Дарий. Шестым месяцем будет Елул, независимо от того, пользовался ли он системой Тисри-Тисри, или Нисан-Нисан (см.выше). Первым днем будет день новолуния, который, в случае определения года, можно найти по астрономическим таблицам.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА КНИГ ЦАРСТВ И ПАРАЛИПОМЕНОН

Основание загадки. 3-4 Цар. и 1-2 Пар. изобилуют хронологическими деталями. Их авторы оставили богатое наследие информации, касающейся длительности прав­ления каждого царя Израиля и Иудеи, соотношение царствований правителей обоих царств друг с другом (называемое " синхронизи") и возраст иудейских царей во время их восшествия на престол. Кроме того, некоторые важные события соотнесены в

9 Аналогичное явление имеет место и в современных календарных названиях, перво­начально " сентябрь" означало " седьмой месяц" (от лат.5ер1еш - " семь"); " октябрь" - " восьмой месяц" (от octo); " ноябрь" - " девятый месяц" (от novem); и " декабрь" - " десятый месяц" (от decem). Когда год был изменен названия сохранились.

274 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

годом царствования соответствующего царя. Особенно важными являются хроно­логические указания к событиям, отраженным в светской истории, например вторже­ние Сусакима (3 Цар.14.25), нападение Сеннахирима на Иерусалим (4 цар.18.13). Иногда, библейские писатели соотносят определенное событие с царствованием ино­странного царя, напр., Иер.25.1 определяет четвертый год Иоакима как первый год Навуходоносора, а 32.1 связывает десятый год Седекии с восемнадцатым годом Навуходоносора.

Таким образом, существует обилие материала, чтобы построить хронологию и с помощью нее заметно продвинуться к более подробным знаниям по еврейской истории10. Неприятности, однако, заключаются в том, что значительная часть ин­формации, на первый взгляд, представляется внутренне противоречивой. Например, 4 Цар.1.17 утверждает, что Иорам, сын Ахава, начал царствовать во второй год Иорама, сына Иосафата Иудейского, а 3.1 помещает начало его царствования на восемнадцатый год Иосафата. Аналогичным образом, загадочный результат полу­чается от сложения годов царствований. Точкой отсчета должно быть разделение царства при Ровоаме и Иеровоаме I (3 Цар.12), которые начали царствовать одно­временно, до смерти Иорама Израильского и Охозии Иудейского, которые стали жертвами мятежа Ииуя (2 Цар.9.24, 27). Однако если сложить цифры для каждого царства, то для Израиля этот промежуток будет равен девяносто восьми годам и семи дням, а для Иудеи - девяносто пяти годам. Цифры следующего периода представляют собой еще большую загадку. Ииуй Израильский и Гофолия Иудейская пришли к власти в одно и то же время, так что суммы годов от их воцарения до падения Самарии (помещенной в девятый год Осии и шестой год Езекии; 18.10) должны со­гласовываться. Однако для Израиля эта сумма составляет 143 года и семь месяцев, а для Иудеи - 166 лет. Ситуация осложняется ассирийской хронологической информа­цией, которая насчитывает 120 лет между двумя событиями".

Еще более огорчительными оказываются попытки привести в соответствие про­должительность царствований различных царей северного и южного царств. На­пример, Иеровоам II правил Израилем 41 год (14.23). Простое вычитание показывает, что он умер и ему наследовал его сын Захария в четырнадцатый год Азарии (Озии), который вступил на престол Иудеи в двадцать седьмой год Иеровоама (15.1). Однако текст указывает, что Захария воцарился на тридцать восьмой год Азарии. Это состав­ляет разрыв в двадцать четыре года.

Эти примеры показывают масштаб проблемы. До недавнего времени попытки истолковать числа так, как они стоят в тексте наталкивались на почти непреодолимые трудности. Крупный прорыв в этом направлении представляет собой важная книга E.R. Thiele " The Misterious Numbers of the Hebrews Kings" 12. Сила решений наиболее сложных проблем, предлагаемых Тиле, заключается в том, что они позволяют толко­вать библейские данные без дополнений и существенных пригонок. В связи с тем, что проблемы различаются для разных исторических периодов, каждый период будет рассмотрен отдельно, с кратким представлением решений, предлагаемых Тиле.

10 Отличный обзор подходов к хронологическим проблемам и канонической функции

материала, см.В.С. Childs, " Old Testament as Scripture", pp.294-300.

11 В начале своего царствования Ииуй заплатил дань Салманассару III (ок.841 г.). Самария

пала при Саргоне II (ок.721 г.).

12 Rev.ed. (Grand Rapids: 1965). Авторы глубоко признательны работе Thiele за материал

этой главы.

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 275

От разделения царства до воцарения Факея (ок.931-740). Система престоло-наследных годов, рассмотренная выше, широко использовалась в Ассирии, Вавилонии и Персии в течение библейского периода. Основной проблемой является определение метода, использованного в каждом израильском царстве.

Вопрос стоит о месяце начала царственного года. Важность этого вопроса усили­вается тем, что иногда евреи считали Нисан (март/апрель) первым месяцем, а иногда Тисри (сентябрь/октябрь). Когда же они начинали свои царственные года? Использо­вали ли оба царства один и тот же месяц, и было ли каждое царство последователь­ным? Как мог писец ссылаться на даты царства, которого использовало другую систему? Воспроизводил ли он чуждую систему в исходном виде, или переводил данные в известную ему систему? Это лишь некоторые вопросы связанные с запутан­ной проблемой библейской хронологии.

Следует принимать во внимание о возможность соправлений, когда один царь правит еще до смерти другого. Это перекрытие означало бы, что фактические годы царствований не совпадут с суммой годов отдельных царствований. Еще одним фактором является возможность периодов междуцарствия, когда не было царя на престоле.

Внимательно проверяя возможные ответы на вышеприведенные вопросы чтобы увидеть, какой подход наилучшим образом удовлетворяет цифровым данным Книг Царств и Паралипоменон, Тиле пришел к поразительно убедительным выводам. Во-первых, в течение первых шестидесяти лет после разделения при Иеровоаме I и Ровоаме, царские писцы в Иудее пользовались системой престолонаследных лет, а их израильские коллеги - системой непрестолонаследных лет. Кроме того, когда при­водятся данные об иудейском царе, метод престолонаследных лет используется как в его цифрах, так и в синхронизме с израильским царем. Аналогичным образом, для северного царя схема непрестолонаследных лет соблюдается не только для его царст­вования, но и для царствования его южного современника13. Тиле показывает, что царственный год Иудеи начинался в Тисри в течение всего периода монархии и даже после (см.Неем.1.1 и 1.2). Однако Израиль, возможно, чтобы отличаться от Иудеи, или же подражая Египту и Ассирии, следовал царскому календарю Нисан-Нисан14.

Прибавляя к этим наблюдениям возможность соправлений, в частности в Иудее, и тот факт, что ни в одном из царств не имеется свидетельств периодов междуцарст­вия, получаем все ключи к разгадке проблемы чисел еврейских царей. Сильнейшей стороной подхода Тиле и наиболее убедительным аргументом ее истинности является тот факт, что она дает средство для понимания данных без предположений и исправлений.

В течение пятидесятидвухлетнего периода от начала царствования Иорама до конца царствования Иоаса (ок.848-796 гг.) в Иудее имеются все свидетельства пере­хода от системы престолонаследных лет к системе непрестолонаследных лет. Причина этого ясна: это был период близкого союза между царями Иудеи и Амвридами, которые следовали за Ахавом. Тиле предполагает, что это нововведение

13 Thiele неоднократно отмечает внимательность, проявленную официальными писцами и

позднейшими редакторами и переписчиками: "...те, кто впервые записал эти данные, должны

были иметь дело с современными им хронологическими материалами большой точности и

огромной исторической ценности..."; там же, р.26.

14 Там же, pp.27-32.

 

 

276 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

было принесено языческой царицей-матерью Гофолией. По-видимому, она приказала сделать исправления задним числом, чтобы включить и царствование Иорама15.

Очевидно, политическое давление заставило Израиль и Иудею в начале восьмого века перейти к системе престолонаследных лет. Рост ассирийского влияния является вероятным объяснением этих перемен, которые начались при Иоасе Израильском (ок.798) и Амасии Иудейском (ок.796). Оба царства пользовались этой схемой вплоть до своего разрушения.

Как могут древние даты быть установлены с достаточной степенью точности? Археологические открытия, такие как керамика или древние руины дают лишь относительную хронологию. То есть, последовательность времени на различных ступенях цивилизации может быть отмечена и соотнесена с аналогичными ступенями других мест; однако одной археологией нельзя установить абсолютную дату какой-либо находки. В последнее время был выработан метод датирования предметов, сделанных из органического материала, посредством измерения количества радиоактивного углерода 14. Однако даже этот метод может определить лишь степень древности с в пределах десяти процентов. Каким же методом можно определить, что сражение при Каркаре произошло в 853 г., а Навуходоносор уничтожил Иерусалим в 586 г.?

Фактически, враги Израиля, особенно ассирийцы, оказали наибольшую помощь в соотнесении относительной хронологии Библии с абсолютной хронологией древней истории. Ассирийцы не только следовали солнечному календарю, который соответст­вует современному, но также установили институт эпонимов (ассир.Нтти), которыми ежегодно назначали высших должностных лиц, наместников и царей. Ведением списка эпонимов, они создали справочную систему для каждого года между 891 и 648. Кроме того, один текст упоминает затмение, которое астрономы помещают 15 июня 763 г. При сравнении со списком ассирийских царей, список эпонимов дает средство для установления ассирийской царской хронологии. Важность ассирийских текстов для библейской хронологии трудно переоценить, потому что они сосредота­чиваются на наиболее существенном периоде для библейской хронологии - периоде разделенной монархии.

Особенный интерес для позднего и пост-ассирийского периодов представляет Канон Птоломея (ок.70-161 от Р.Х.), который подтверждает и добавляет ассирийские списки. Птоломей прослеживает правителей Вавилона, начиная с 747 г. до Р.Х., персидских царей, Александра и его преемников в Египте и римских царей до со­временного автору периода. Его знания по астрономии, а также географии и истории делают его работу, содержащую более восьмидесяти наблюдений положения солнца, луны и планет, еще более ценной. Его упоминание о восшествии на вавилонский престол Саргона II Ассирийского в 722/21 г. дает важное средство для проверки ассирийских списков эпонимов.

Установочные точки библейской хронологии могут быть определены на основа­нии синхронизмов между ассирийской и израильской историей, царствование Салманассара III, который сражался против Ахава в битве при Каркаре в 853 г.и наложил дань на Ииуя в 841 г. дает отличную возможность соотнести израильскую историю с абсолютной ассирийской хронологией. Походы Тиглатпаласара III, Салманассара V и Сеннахирима дают возможность произвести дальнейшие сверки.

' Там же, pp.68-72.

 

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 277

Воцарение Факея до смерти Ахаза (ок.740-715). Этот краткий период является наиболее запутанным с хронологической точки зрения. Точность Книг Царст в этом месте часто ставится под сомнение16. В то время как 4 Цар. 15.30 говорит, что Осия Израильский пришел к власти в двадцатый год Иоафама, ст.ЗЗ указывает, что он царствовал лишь шестнадцать лет. Еще более поразительными являются проблемы, связанные с Факеем Израильским. Еврейская хронология предполагает, что его царствование началось в 740 г., в то время как ассирийские записи Тиглатпаласара говорят о том, что оно завершилось в 732 г. Однако ст.27, который дает синхронизм преемников Факея, также указывает, что он царствовал двадцать лет! Сложности становятся еще более тревожными во время царствований Ахаза и Езекии. Сравнение 15.27, 30; 16.1-2; 18.1 приводит к невозможному выводу о том, что Ахазу было двадцать шесть лет, когда его двадцатипятилетний сын Езекия начал царствовать! Как указывает Thiele, синхронизм 18.1, который возводит Езекию на престол в третий год Осии, не может быть правильным17.

Согласно свидетельствам, собранным Thiele, в этом следует винить самого Факея. Очевидно, он считал, что его царствование началось в 752 г., хотя, на самом деле, это является годом воцарения Менаима. Возможным объяснением этого явля­ется тот факт, что Факей вместе с Менаимом устраивал заговор против Селлума. В 740 г., когда Факей, в свою очередь, сместил сына Менаима Факию он, очевидно, решил приписать себе те двенадцать лет, в которые царствовали Менаим и Факия. Если считать восшествие на престол Факея в 752 г., вся хронология периода начинает принимать форму18.

Загадочные синхронизмы, которые помещают восшествие на престол Осии в двенадцатый год Ахаза (т.е. в 719 г.) и пытаются соотнести правление Осии с прав­лением Езекии, сливая таким образом царствование, Езекии и его отца Ахаза, на­ходятся в 4 Цар.17.1; 18.1, 9-10. Объяснение Тиле представляется правдоподобным: по прошествии долгого времени после описываемых событий писец или редактор, которые неправильно поняли " двадцать лет" Факея, предположили, что он умер в 720 г., который, как они знали, был двенадцатым годом Ахаза. Это было сделано, не­смотря на правильную синхронизацию царствования Осии в 15.30 (" в двадцатый год Иоафама"). Зная что Езекия вступил на престол в шестнадцатый год Ахаза, писец или редактор неправильно синхронизировали события царствования Езекии с царст­вованием Осии и наоборот. Другими словами, синхронизмы, содержащиеся в 17.1; 18.1, 9-10 следует отбросить, т.к. Осия был взят в плен ассирийцами за несколько лет до коронации Езекии. Неправильно понимая двенадцатилетнее соправление Иоафама (его отец Озия был болен проказой) и приписывание Факеем себе двенадцати лет

16 Хронологические данные об иудейских царях в 3-4 Цар. являются, как указывает W.S.

LaSor, чрезвычайно подробными. В них указывается возраст отца при рождении сына

(будущего царя), возраст сына при восшествии на престол, количество лет его царствования,

его возраст при смерти и другие факты. Из этих данных LaSor построил тесно сплетенную

хронологию царей Иудейских, являющуюся замечательно последовательной. Никакое измене­

ние не может быть введено в эти цифры, не затронув всех связанных чисел, что потребовало

невероятное количество текстуальных изменений.

17 " The Misterious Numbers", pp.119-123.

18 Там же, р. 123-131. Крайне важным является то, что двадцатилетнее царствование Факея

уступило место правлению Осии в 732 г., если события, связанные с падением Самарии, точно

подгонять под ассирийские рассказы.

 

 

278 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Менаима и Факии, редактор неточно соотнес царствования Иоафама и Ахаза так, что они перекрыли друг друга на двенадцать лет19.

Тщательные, кропотливые исследования Thiele дали ключ к одной из великих загадок ветхозаветной истории. Он не только показывает точность Писания, но и то, как прекрасно оно гармонирует с достоверными ассирийскими хронологическими записями. Кроме того, определением четырех ложных синхронизмов он изолировал источник больших трудностей. Оценка W.A.Irwin является подобающим заключе­нием для этого краткого обзора:

" Он [Thiele] взял места, обычно считавшиеся очевидным проявлением невнима­тельности, если не невежества, со стороны еврейских историков и показал, что они являются невероятно надежными... Делом первостепенной важности является знание того, что Книги Царств являются надежными именно в тех вопросах, которые раньше вызывали лишь насмешки20.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Campbell, E.F. " The Ancient Near East: Chronological Bibliography and Charts." Pp. 281-293 in

BANE. DeVries, S.J. Yesterday, Today and Tomorrow. Grand Rapids: 1975. (Critical study of Israelite

concept of time.)

Ehrick, R.W., ed. Chronologies In Old World Archaeology. Chicago: 1965. (Esp. pp. 395-461.) Finegan, J. Handbook of Biblical Chronology. Princeton: 1964. (Good introduction to problems

involved.) Neugebauer, O. The Exact Sciences in Antiquity. 2nd ed. New York; 1969. (Esp. pp. 71-96, Egyptian

mathematics and astronomy; pp. 97-144, Babylonian astronomy.) Parker. R.A., and Dubberstein. W.H. Babylonian Chronology, 626 B.C.-A.D. 75. Providence, R.I.:

1971. (Data relating to chronological problems, tables for translating Babylonian calendar to

Julian.) Thiele, E.R. " Coregencies and Overlapping Reigns Among the Hebrew Kings." JBL 93 (1974): 174-

200. Wifall, W.R. " The Chronology of the Divided Monarchy of Israel." TAW 80 (1968): 319-337.

 

19 Там же, pp. 131-39. Дополнительная ошибка на один год в связи с воцарением Факея означает, что в этот период даты для Израиля расходятся на тринадцать лет, а для Иудеи на

Ibid., pp.xxii-xxiii.


ГЛАВА 22. ПРОРОКИ И ПРОРОЧЕСТВО

В Ветхом Завете слово " пророк" встречается относительно часто, и определенные типы писаний называются " пророчествами". В народном употреблении " пророком" называется человек, который может предсказать будущее, а " пророчествами" на­зываются сами предсказания. Эти популярные определения, хотя и содержат частицу истины, не могут быть приложимы к библейским терминам. Следовательно, перед изучением пророков1 важно понять библейское значение этих концепций2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.