Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЕГО ПРОРОЧЕСТВО 1 страница






Его характер. Очевидно, что Амос не сидел в Фекое и писал пророчества против Израиля. Столкновение с Амасией в Вефиле и послание, отправленное Амасией Иеровоаму, ясно указывают, что Амос пришел в северное царство и проповедовал с такой силой и настойчивостью, что Амасия писал: " Земля не может терпеть всех слов его" (7.10). Таким образом, Амос, по-видимому, пророчествовал устно не только в Вефиле, но и в Самарии и других местах. В основном, его послание можно свести к следующим словам:

" От меча умрет Церовоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей" (7.11)

Но его пророчество, в современном виде, имеет четкое строение. Ученые сходятся на мысли, что вряд ли оно могло быть представлено в этом виде устно. Некоторые склонны видеть в нем более мелкие подразделения, которые могли быть первоначальными посланиями. Другие думают, что определенные ключевые слова (например, " саранча", " свинцовый отвес", " корзина со спелыми плодами" и т.д.) - это символы, использованные Амосом в его кратких посланиях, а расширенная форма была написана позже. Невероятно, да и неважно, будет ли данная проблема когда-либо решена. Как и проповедь Христа, пророчество Амоса, по-видимому, распространялось как в краткой, так и в более полной форме много раз, пока оно не привлекло к себе внимание официальных религиозных властей. Письменная форма могла быть только обзором или рядом образцов первоначально устных посланий, однако этот обзор выполнен в великолепной форме, точно и красиво.

7 Согласно 4 Цар. 14.25, это было предсказано Ионой, сыном Амафииным; ср.Ион. 1.1.

 

 

 

 

ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

 

Гребень слоновой кости из Меггидо, отражающий роскошь, которую осуждал Амос (3.15; 6.4)

Содержание. Письменное пророчество можно разделить на три части: рев льва (1.1-3.8): обвинение Израиля (3.9-6.14): суд Яхве (7.1-9.15).

Первая часть состоит из восьми обвинений шести окружающих народов. Израиля и Иудеи, а также угрозы наказания Божия. Каждое из обвинений начинается форму­лой " За три преступления... и за четыре не пощажу его" (1.3.6.9 и т. л.)8, Это парадигма " х, х+1". распространенная в других местах Ветхого Завета и в древней ближневосточной литературе: здесь, она, по-видимому, указывает на то. что народы согрешили " достаточно и более чем достаточно", чтобы вызвать наказание Божие. Список включает соседние с Израилем и Иудеей народы, три из которых (Едом. Аммон и Моав) родственны Израилю. Обвинение против шести народов основано на преступлениях против человечества: Иудея обвиняется, " потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили" (2.4). Израиль упоминается, в частно­сти, за запрещенное поведение по отношению к ближним, и поэтому по отношению к Яхве (см.6-12).

См.Пс.61.11 [МТ 12]: " Однажды сказал Господь, и дважды услышал я это": Притч.30.15: " Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут " довольно! "; см.угаритские " с тобой твои семь отроков, твои восемь свиней" (67.5, 8-9); " Вот, день и другой день огонь съедает дом,, пламя съедает дворец" (51.6, 24-26). Числа обычно случайны, они указывают ни повторные действия или многочисленные лица или вещи. Иногда схема " х+1" тщательно разрабатывается и ей придают большое значение; см. Притч.6.16-19.

 

 

АМОС 303

Как было указано в главе, посвященной еврейской поэзии (см.выше стр.299), элементы параллельных стихов часто следует соединять, чтобы получить полную картину. То же верно и для толкования более крупных параллельных отрывков. В этом случае Иудея и Израиль - части, составляющие большой Израиль или народ Божий. Вторые элементы, поэтому, можно рассматривать как дополняющие, и грех Израиля и Иудеи можно толковать как отказ от закона Яхве, выраженный в продаже праведного за серебро и бедного - за пару сандалий и других грехах. Было бы ошибкой толковать грехи Иудеи как религиозные, а грехи Израиля - как социальные. Религия Яхве имеет как вертикальный, так и в горизонтальный планы, связывая израильтянина с Богом и ближними.

Этическое единобожие. Предыдущее поколение исследователей разделяло уверенность, что Амос ввел этическое единобожие - концепцию о том, что существует один Бог и одна этика поведения9. В настоящее время многие ученые отвергают мысль о том, что пророки вводили новую религию, и придерживаются идеи, что они основывались на традиции завета10. Во всяком случае, это можно сказать об Амосе, который часто ссылается на раннюю традицию" и использует заветное имя Яхве12 Kaulmann близок к истине, утверждая, что требование пророком социальной справедливости продиктовано желанием утвердить древние законы завета; они относятся не к отдельным лицам, а понимаются как решающие в судьбе всего народа13. В конце концов, мысль о том, что Яхве - Бог всех народов, является лишь продолжением завета Авраама всем народам земли (Быт.12.3; 18.18; 22.18), и понятие о том, что Яхве покарает все народы, - всего лишь продолжение традиции Исхода, когда Яхве покарал Египет и его богов.

Утверждение о том, что " социальное евангелие" - " другое евангелие" (см.Гал.1.8), противоречащее истинному евангелию спасения благодатью Божией, следует отклонить. Правда, то, что как в предреформационный период, так и в последнее время ошибочно смещают акцент на библейскую доктрину социальной справедливости, ответственности перед обществом (или " добрые дела"), что порождает иногда законническую систему, противостоящую библейской доктрине спасения. Однако человеческие толкования не должны искажать ясное учение Писания. Амос не был первым, кто подчеркивал социальную справедливость, - и не послед-

'CM.J.Wellhausen, ProlegomenatotheHistoryofAncientIsarel, p.474 или более недавнее исследование C.F.Whitley, ThePropheticAnhievement (Leiden: 1963), pp.93ff. Теорию о том, что Амос ввел этический монотеизм, возводили к J (VIII в.) как наиболее раннему источнику " Шестикнижия" (стр.59-60, выше). Эти две теории использовались как доказательство, практически само требующее доказательства.

10 см. R.E.Clements, Prophecy and Covenant, pp. 14-17; H.H. Rowley, The Faith of Israel, p.71.

" Например, закон Яхве (2.4), пророки и назореи (ст. 11), жертвы, десятины (4.4), квасные благодарения (ст.5), приношения (5.22), песни, гусли (ст.23), новолуние и суббота (8.5), преисподняя (9.2), истребление Аморрея (2.9), Исход (ст. 10; 3.1), моровая язва, подобная египетской (4.10), Содом и Гоморра (ст.П), день Яхве (5.18), Давид (6.5), Иосиф (ст.б), храм (8.3). Удаление какого-нибудь из этих элементов, как " позднейших традиций", было бы доказательством, требующим доказательства: CM.R.H.Pfeiffer, Introduction, pp.582f.

12 " Яхве" употреблено 52 раза, " Господь Бог" - 19 раз, " Саваоф" - 6 раз.

13 The Religion of Israel, ed. and trans. M.Greenberg (Chicago: 1960), p.365; см.также J.Lindblom,

Prophecy andAncient Israel, pp.31 If.

 

 

304 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

ним. Ответственность человека за ближнего - часть религии Библии со времен Каина и Авеля до заключительных глав Откровения, и нигде она не подчеркивается с такой силой, как в учении Христа и посланиях Павла14.

Осуждение и надежда. Предыдущее поколение исследователей считало, а не­которые до сих пор считают, что пророки восьмого века были " мрачными пророками осуждения" и что элементы надежды - позднейшие вставки. В настоящее время этот взгляд повсеместно отрицается, однако ученые до сих пор сомневаются в том, является ли Ам.9.11-15 частью первоначального произведения. Основным возражением является то, что она не вписывается в остальную часть книги, где Амос последовательно произносит осуждения. Поэтому, такое изменение позиции в самом конце пророчества считается немыслимым15.

Однако необходимо ответить, по крайней мере, на два вопроса. Во- первых, отсутствует ли полностью надежда в других местах Книги Амоса? В двух случаях при видении суда Амос заступается за " Иакова" (7.2, 5). Если Яхве прислушался к этим заступничествам (см.ст.З.б), то почему нельзя предположить, что Он восстановит народ после наказания его? Второй вопрос более фундаментален, ибо он начинается не с пророка, а с богословия завета. Поскольку Амос основывается на Божественном откровении в свете заветных взаимоотношений, разве не аксиоматично, что оконча­тельное восстановление необходимо для выполнения замысла Божиего. Правда, не все израильтяне могли понять эту истину, но разве не могли ее осознавать пророки Яхве? Как мог Яхве выполнить Свой завет, заключенный с Авраамом и Иосифом, если все дело должно было закончиться полным и окончательным разрушением Израиля?

Еще одно возражение против подлинности ст.9.11-15 основано на фразе: " В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую" (ст. II). Она, вероятно, указывает, что это место было написано после падения Иерусалима. Однако эта точка зрения основана на переводе, а не еврейском оригинале. Причастная форма " падшая" дословно означает " падающая". Династия Давида, обозначенная " скинией", уже начала падать после разделения царств, которое последовало вслед за смертью Соломона (931 г.), и северное царство считало царствование династии Давида закончившимся. " Падение" Израильского царства началось вслед за вероотступничеством, и особенно после царствования Ахава и Иезавели (874-853). Это сказалось в отторжении владений ассирийцами и дани, которую платил им Ииуй. Несомненно, наказание, показанное Яхве Амосу, предрекало не только падение Иудеи, но и Самарии. Поэтому не существует никаких законных возражений против того, чтобы ст.9. II был также приписан Амосу16.

Был ли Амос противником обрядов? Некоторые утверждения Амоса кажутся принижающими израильские религиозные обряды (см.4.4-5; 5.21-24, и особ.ст.25).

14 Полезный обзор пророческого учения о социальной справедливости см. в кн. J.Limburg,

TheProphetsandthePowerless (Atlanta: 1977).

15 Обратите, например, внимание на то, как Эйсфельдт принимает взгляд Велльхаузена; Old

Testament, p.401, citing DieKleinenPropheten, 4th ed. (Berlin: 1963), p.96. Ср., однако, Clements,

Prophecy and Covenant, pp.49, note I, 11 If. Оценка вопроса, с точки зрения, канонической функции

9 гл., см. B.S.Childs, OldTestamentasScripture, pp.405-8.

16 См.также G.Von Rad, Old Testament Theology 2: 138.

 

 

АМОС 305

Поэтому некоторые писатели предполагают, что он был противником культа. Ученые действительно часто говорят об остром соперничестве между пророками и священ­никами или считают, что идеи культа в Ветхом Завете развились после победы, одержанной священниками над пророками в период после пленения17. Как и другие, эта проблема также не ограничивается Книгой Амоса.

Однако Амос не говорит ничего против принципа жертвоприношения или против святыни. Его критика направлена против конкретных грехов в северном царстве. Представители этого греховного народа нарушили святость дома своего Бога (2.8) и принуждали слуг Яхве - назорреев и пророков - к проявлению непослушания (ст. 12). Наказание жертвенников вефильских произойдет из-за преступлений Израиля (3.14). В 4.4-5 религиозный обряд приравнивается к жадности и бесчеловечности людей, чем подчеркивается пустота их религии. Энергичные высказывания Амоса были, конечно, реакцией против бессмысленного обряда:

" Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжествен­ных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток! " (5.21-24)

БОГОСЛОВСКАЯ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ АМОСА

Яхвеверховный Бог. Амос — не профессиональный богослов и не выдвигает никаких доктринальных положений. Напротив, его послания от Бога приоткрывают кое-что о действиях и отношении Бога. Поэтому очень легко пропустить его великое проникновение в Сущность Бога и, как это делали ученые начала XX века, рассмат­ривать Амоса лишь как глашатая социальной справедливости. Однако призыв Амоса к социальной справедливости, фактически, вызван самой Природой Бога.

Яхве судит все народы. Это явствует из начального цикла обвинений против соседних народов (гл. 1-2). Он сотворил Плеяды и Орион (5.8). Он образовал горы и творит ветер (4.13). Яхве не только вывел Израильтян из Египта, но и филистимлян -из Кафтора и сирийцев - из Кира (9.7). Этому Богу, Который правит небом и землей, должны поклоняться все народы.

Яхве - Бог нравственного совершенства и требует нравственного поведения от людей. Он дает общее откровение всем (см.выше стр.50), и все будут ответственны за свои действия. Амос говорит о Дамаске, молотящем Галаад, - дословно, возящем молотильные салазки с кусками железа или кремния, вмонтированными в днище, по телам раненых и убитых врагов. Газа продала народ в рабство в Едом (ст.б), то же сделал и Тир. Эти бесчеловечные действия — грехи против Бога, Который сотворил всех людей. За аналогичные грехи Он судит и Израиль.

Яхве - Бог Израиле». Израиль, однако, - не просто лишь народ среди прочих. У него с Богом особые отношения. " Только вас признал я из всех племен земли, " -говорит Яхве (см.3.2). Сущность религии Ветхого Завета заключается в том, что Яхве избрал Израиль, чтобы он был Его народом.

17 CM.Rovvley, Worship in Ancient Israel, pp. 144-175. См.также H.GrafReventlow, Das Amt des Propheten bei Amos. Forschungen zur religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments 80 (1962).

 

 

ПРОРОКИ VIII ВЕКА И ИХ МИР

 

 

    Иудея Иоахаз (798-782) Амасия (796-767) Азария (Озия) (*790-740)
Манассия (*696-642)

 

* Сопровительство # Соперничество за трон

800 790

770 760

740 730

720 710 700 690

 

 

Пророки

И М О

  и с х и е я
с а и

А И

м о

о н

с а

я й

 

 

Египет
Израиль

Сирия Ассирия

Адар-нирари III (870-783)

Иеровоам II (*790-740)

    Салманасар IV  
    (782-772)  
    Асурдан III (771-754)  
      Шешонк IV
      (763-727)
  Захария Асурнирари V  
Иоафам 753 (6 мес.) (753-727)  
(*751-732) Селлум 752 (1 мес.) Рецин (750-753) Тиглат-паласар  
  Менахим (747-722)  
  (752-742)    
  Факия (741-740)    
Ахаз      
(*735-716) Факей (# 752-732) Падение Дамаска 732.  
  Озия (731-732) Салманасар V (727-722) Озоркон IV
Езекия (*728-687) Падение Самарии 722 Саргон II (722-705) (727-716)

 

Сеннахирим (705-681)

Шабако (715-702) Шабатака (702-690)

Тиртака (690-664)

 

 

АМОС 307

Это подчеркивается постоянным использованием заветного имени " Яхве" (Господь) (см.выше стр. 129-130), которое было впервые открыто Израилю во время Исхода. Однако Это Имя не просто соотносит Бога с Израилем; Оно говорит об искупительном замысле, поскольку именно Яхве избавляет Свой народ от рабства (см.2.10), уничтожает его врагов (см.ст.9) и избирает его сынов в пророки (см.ст.И). Он является Богом откровения (3.7-8).

Особые отношения между Яхве и Израилем проявляются и в произнесенном осуждении. Именно ввиду этих отношений Бог обвиняет Израиль. " Только вас признал Я из всех племен земли; потому и взыщу с вас за все беззакония ваши" (ст.2). Яхве безрезультатно пробовал голодом, дождем, ржой и блеклостью хлеба, и моровой язвой заставить обратиться к Нему (4, 6-11)18. Теперь Он вынужден перейти к наказанию (ст. 12). Одним из наиболее примечательных наказаний будет голод, но не голод хлеба, а голод " слышания слов Господних" (8.11). Он - не только Бог откровения, но и Бог, Который отказьшает в откровении, особенно когда Его пророческое слово не принимают во внимание,

Обязанности, вытекающие из богоизбранности. Тесная связь между заветным именем Господа и осуждением народа за религиозные, обрядовые и общественные грехи подчеркивает одну великую ветхозаветную истину о том, что богоизбранность несет с собой обязанность жить согласно явленной воле Божией. Это было подчеркнуто при откровении закона на Синае (см.гл.9, выше) и многократно повторено в Книгах Чисел, Второзакония и Иисуса Навина. Эта тема лежит в основе многих пророческих посланий,

В послании Амоса человеческие грехи связаны с законом Яхве. Это не очевидно, поскольку Амос не приводит главы и стихи, не цитирует текст. Тем не менее элементы закона присутствуют, включая заботу о нуждающихся, исполнение правосудия, использование правильных мер в торговле и, что самое главное, обязательство поклоняться Одному лишь Яхве. Еще более знаменательно то, что Амос постоянно приводит прошлые исторические ситуации и связывает их с именем Яхве" 19.

Однако есть еще одна сторона обязанностей, вытекающих из богоизбранности. Поскольку Яхве избрал Израиль, Он имеет перед ним особые обязательства. Хотя грешный Израиле не может рассчитывать на какое-либо особое снисхождение (см.9.7-8), - наоборот, спрос с него будет выше, чем с других народов, - Яхве не уничтожит дом Иакова полностью. Умрут лишь грешники из Его народа (ст, 8-10). Эта тема не развита и, поэтому, нельзя строить какую-либо доктрину всего лишь на, нескольких стихах. Книга Левит делает различие между грехами бессознательными и

18 " Поворачиваться, возвращаться, обращаться, каяться" и др. - все это переводы одного и того же еврейского глагола sub, многократно используемого пророками. К сожалению, при переводе смысл этого слова становится расплывчатым. Например, английский перевод KJV в разных случаях переводит слово sub 123 различными словами!

19У Амоса часто встречается выражение пеит yhwh переводимое - " так говорит Господь". Оно многократно встречается почти у всех пророков. Господь - заветное имя Божие - используется почти исключительно в тех случаях, когда ситуация или утверждение основаны на отношениях завета.

 

 

308 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

сознательными. Заветному народу могли прощаться лишь первые. Поскольку Амос уже подчеркивал, что Яхве многократно пытался побудить народ Свой вернуться к нему, предполагая, очевидно, возможность прощения, то " грешники", о которых он говорит сейчас, это те, кто грешит сознательно. Они полагают, что если они израиль­тяне, то Яхве примет любое их поведение.

Однако заканчивает Амос на более веселой ноте. Он ясно предвидит, что завет с Яхве не разрушен. Падшая скиния Давида будет восстановлена, " как в дни древние" (ст. 1 \). Завет же идет еще дальше. Яхве не просто " залатает" народ. Через Амоса Он обещает нечто значительно большее по благополучию, стабильности и безопасности. " Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчу­щий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города, и поселятся в них; насадят виноградники, и будут пить вино из них; разведут сады, и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли сей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой", (ст. 13-15)

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ:

Barton, J. Amos ' Oracles Against the Nations. SOTS Monograph. Sheffield: 1980.

Brueggemann, W. " Amos IV 4-13 and Israel's Covenant Worship". VT 15 (1965): 1-15.

(Показывает пророческую зависимость от ранних традиций.) Coote, R.B. Amos Among the Prophets: Composition and Theology. Philadelphia: 1981. (Попытка

проследить в композиции три стадии от дней Амоса до пленения.) Craghan, J.F. " The Prophet Amos in Recent Literature". Biblical Theology Bulletin 2 (1972): 242-

261. Cripps. R.S. A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Amos. London: 1929.

(Стандартная работа.) Gold. V.R. " Tekoa".yDS 4: 527-29.

Hammershaimb. E. The Book of Amos. Trans J. Sturdy. Oxford: 1970. (Толкование.) Hoffmann, Y. " Did Amos Regard Himself as a nabiT VT 27 (1977): 209-212. (Естественное от

сутствие взгляда на будущее помешало Амосу реализовать свою позицию первопроходца

нового пророческого движения.)

Honeycutt, R.L. Amos aUdHis Message. Nashville: 1963. (Описательный комментарий.) Kapelrud, A.S. Central Ideas in Amos. Repr. Oslo: 1961.

Mays, J.L. Amos. OTL. Philadelphia: 1969. (Тщательное, но легко читаемое исследование.) Rector, J.L. " Isarel's Rejected Worship: An Exegesis of Amos 5". Restoration Quarterly 21

(1978): 161-175.

Robertson, J., and Armerding, С " Amos". ISBE 1 (1979): 114-17. Smith, G.A. The Book of the Twelve Prophets. Expositor's Bible 4. Rev. ed. Grand Rapids 1956. Pp.

456-549. (Отличная работа.) Watts, J.D.W. Vision and Prophecy in Amos. Grand Rapids: 1958. (Включает формальный анализ

видений.) Wolff. H.W. Amos the Prophet: The Man and His Background. Trans. F. McCurley. Ed. J. Reumann.

Philadelphia: 1973. —. Joel and Amos. Trans. W. Janzen, S.D. McBride, Jr., and C.A. Muenchow. Hermeneia.

Philadelphia: 1977. (Наиболее аналитический и сильный комментарий из имеющихся;

делает сильное ударение на формальной критике и родовой мудрости окружения Амоса.)


ГЛАВА 25. ОСИЯ

Около десятилетия после того, как приходил Амос, чтобы обличить двор Иеровоама, Господь призвал к пророческому служению уроженца северного царства Осию. Его послание, провозглашаемое в течение многих лет, демонстрирует милость и суд Божий. Книга Осип была избрана, чтобы возглавить собрание Малых Пророков (рукопись, написанная на одном свитке и озаглавленная " Книга Двенадцати") не только потому, что он был самым ранним (Амос опередил его всего на несколько лег), но и потому, что его Книга - самая большая из произведений писателей до пленения (Книга Захарин, написанная после пленения, лишь ненамного больше.)

ВВЕДЕНИЕ

Пророк. О жизни и воспитании Осии неизвестно ничего, кроме того, что он был сыном Беерии (1.1). Все остальные сведения о его личной жизни, кроме его несчастного брака, необходимо восстанавливать из стиля, тона и содержания его послания.

Сострадательный тон его произведения, видимо, вытекает из нескольких источ­ников. Во-первых, он представляется очень мягкосердечным человеком, и частые сравнения его с Иеремией в Ветхом Завете и Иоанном в Новом Завете небезосновательны. Преисполненный бесконечной и неизменной любви Божией (см.П.8-9), он обращается со своей озабоченностью к соотечественникам. Кроме того, в отличие от Амоса, он проповедует среди своего народа, и хотя временами он кажется безжалостным в своих обвинениях, он никогда не отстраняется от него, никогда не холоден или бессердечен к нему. Несомненно, преобладающим влиянием, которое придало посланию Осии его сострадательное звучание, были его собственные страдания и разочарования. Как и у Иеремии, Бог потребовал от него пройти путем горя и терзаний, известным немногим, и он уже не мог оставаться прежним. Он прочувствовал частицу глубокой печали Божией и был отмечен печатью Божественного сострадания.

Ничего неизвестно о его занятиях до призвания. Некоторые, ввиду его глубоких знаний положения религиозных дел в северном царстве и озабоченности развращен­ностью духовенства (напр.4.5-9), считаю», что он был священником. Другие связывают его с официальными пророками, потому что он приводит распространенную насмешку: " Глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного" (9.7). Однако ни одно из заключений нельзя сделать с определенностью.

Можно сказать лишь следующее: его выдающиеся знания как политической обстановки своего времени, так и великих событий прошлого Израиля, отмечают его как необычного пророка. Как и Исайя, он был чрезвычайно чувствителен к политиче-

 

 

310 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

ским течениям и тщательно анализировал их значение. Также и его выдающаяся литературная одаренность, в частности, обилие речевых фигур в тексте, — дополни­тельное свидетельство того, что он принадлежал к высшим слоям общества.

Дата. Вводный стих (1.1) относит служение Осии к царствованию Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии Иудейских и Иеровоама II Израильского. Минимальная его продолжительность составляет около сорока лет, поскольку Иеровоам II умер ок.753 г., а Езекия взошел на престол ок.715 г., будучи соправителем с 728 г. Сама Книга дает мало свидетельств в пользу того, что Осия продолжал свою проповедь после падения Самарин в 721 г.

Когда родился первый сын пророка, династия Ииуя все еще царствовала, потому что Господь упоминает о том, что дом Ииуя еще ждет расплаты (1.4). Однако неясно, правил ли Иеровоам II или его злосчастный сын Захария, убитый Селлумом ок.752 г. Если его служение началось в конце царствования Иеровоама, то основная его часть протекала в беспокойные дни Менаима (ок.752-742), Факея (ок.740-732) и Осии (ок.732-722). Это было ужасное время, когда ассирийские армии совершали постоянные набеги на запад, а израильтяне отчаянно пытались войной или умиротворением сохранить свою безопасность и целостность как народа.

Служение Осии близко совпало с царствованием Тиглатпаласара III (ок.745-727), которое принесло ассирийскому престолу беспрецедентную мощь и великолепие. Как библейская история (4 Цар.15.19), так и ассирийские записи указывают, что Менаим платил огромную дань Тиглатпаласару (названному здесь Фулом в соответствии с вавилонской формой его имени). Надеясь использовать ассирийскую поддержку для укрепления своего шатающегося трона, который он отнял у процарствовавшего лишь месяц Селлума, Менаим собирал дань, облагая тяжелыми налогами богатых израильтян. Осия делает скрытые намеки на эти усилия по снисканию ассирийской благо­склонности:

" Поглощен Израиль; теперь они будут среди народов как негодный сосуд. Они

пошли к Ассуру,.. Ефрем приобретал подарками расположение к себе. Хотя они и

посылали дары к Народам, но скоро Я соберу их (8.8-10)

" Ефрем пасет ветер и гоняется за восточным ветром: каждый день умножает ложь и

разорение; заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей (12-1).

Угрожаемый извне Ассирией, Израиль изнутри подрывался интригами. Основа нестабильности - неспособность сохранить правящую династию в течение длительного срока — становится в этот период особенно явной. Осия проницательно почувствовал эту обстановку:

" Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи; пекарь их спит

всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и

пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне

(7.6-7).

1 CM.A.Weiser, Old Testament, p.233.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.