Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические группы






Менеджер, руководитель должен иметь четкое представление о социально-психологических группах в коллективе и проводить с отдельными представителями этих групп систематическую работу.

В основу конструирования таких групп обычно ставятся морально-психологические характеристики личности, которые определяют тип ее общения, особенность служебных и неслужебных контактов в коллективе.

Различают следующие социально-психологические группы.

1) Коллективисты. Они тяготеют к коллективным действиям, охотно поддерживают общественные начинания, быстро адаптируются.

2) Индивидуалисты. Они склонны к единоличным действиям. Крайне желательно в спокойной обстановке выслушивать их мнение и обсуждать предстоящий план действий.

3) Претензионисты самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, хотят находиться в центре внимания. Если их не поняли и не предложили им интересную для них работу, то они становятся в позу недовольных, увлекаются критикой руководства, коллектива и проведенных мероприятий.

4) Подражатели. Их отличают слабая самостоятельность мышления, приспособление к имеющимся условиям, распространенному в коллективе мнению. Они считают, что надо делать так, как делают все, руководству виднее и т.п. Необходимо обострить у таких людей чувство личного достоинства, поднять в их глазах свою социальную значимость, убедить в необходимости активно проявлять свою индивидуальность на пользу коллектива.

5) Пассивные – как правило, добродушные, исполнительные работники, но никогда не проявляющие инициативы. Обычно это слабохарактерный тип людей. Нередко они не успевают в срок выполнить данное им задание, искренне переживают свои неудачи и охотно дают обещания исправить свои недостатки, но без поддержки менеджера им бывает трудно это сделать. Для помощи пассивным членам коллектива надо разрабатывать систему специальных мер воспитательного воздействия для формирования воли, собранности, умения целенаправленно действовать. Эта категория лиц нуждается в четкой организации труда.

6) Изолированные – замкнутые люди, малообщительные, предпочитают индивидуальную трудовую деятельность, долго адаптируются в коллективе.

7) Отверженные. Они своими действиями или высказываниями оттолкнули от себя большинство членов коллектива, с ними не разговаривают, всячески сторонятся, их признают лишь на уровне деловых (формальных) контактов. В качестве отверженных членов коллектива чаще всего оказываются работники недостаточно воспитанные, раздражительные, всегда недовольные, с болезненным самолюбием. Многие из них сами тяжело переживают свое состояние. Иногда причины их поведения являются следствием нервно-психических заболеваний. Негуманно с этим не считаться, и не помочь таким работникам избавиться от своих недостатков и проблем. Необходимо проявлять по отношению к таким людям чуткость, внимание, терпение.

8) Молодежь. Представители молодежи могут входить в любую из перечисленных социально-психологических групп и все-таки целесообразно привлечь внимание менеджеров к необходимости систематической воспитательной работы с молодежью и повышения квалификации молодых работников.

9) Лидеры. Это члены коллектива, обладающие деловыми и личными качествами, обеспечивающие им эффект морально психологического воздействия на других членов коллектива. Обычно лидером становится работник с незаурядными деловыми и личными данными, он имеет ярко выраженную способность к общению, может эффективно воздействовать на поведение людей.

Классификация лидеров представлена на рис 1

 

Формальным лидером является руководитель, который должен пользоваться деловым и личным авторитетом в коллективе. Лидерство — один из аспектов взаимосвязи менеджера с подчиненными, психологическое умение располагать их к себе, вызывать чувство доверия и симпатии.

Неформальными лидерами могут быть работники, не занимающие административных должностей, но в силу деловых и личных качеств пользующиеся признанием в коллективе или у определенного круга работников.

Неформальных лидеров условно делят на деловых и эмоциональных лидеров. К первым относятся работники, которые пользуются признанием в коллективе за профессиональные знания, опыт, мастерство. К эмоциональным лидерам относятся работники, которые вызывают чувство симпатии, предрасполагают людей к доверительному отношению к ним.

 

 

Рис.1 − Классификация лидеров

 

Неформальные лидеры бывают явные и скрытые. Первые знают, что имеют авторитет у членов коллектива, и пользуются этим: выступают от имени коллектива, опираются в своих поступках на групповое мнение, стремятся оказать влияние на коллектив в целом. Скрытыми лидерами являются работники, которые не знают, что являются таковыми, хотя и оказывают своим поведением определенное воздействие на коллектив.

Неформальные лидеры могут быть позитивными и негативными. В основе данной классификации лежат моральные принципы, которыми они руководствуются в своем поведении.

Знание возможных действий негативного лидера позволяет менеджеру предпринять необходимые меры для предотвращения появления негативного лидера или для сокращения сферы его влияния.

Негативные неформальные лидеры различны по типам поведения в коллективе. Схематично их можно подразделить на лидеров-организаторов и лидеров-коммуникаторов. Первый тип характеризуется деловой активностью, является организатором определенных негативных поступков работников. Причем в зависимости от личности лидера-организатора эти действия могут носить открытый или закрытый характер. Второй тип характеризуется тем, что не формирует микрогруппы, внешне не стремится противопоставить себя каким-либо мероприятиям. На самом же деле он редко упускает возможность пустить какой-нибудь слух, задать публично кому-нибудь из руководства провокационный вопрос, обратив на себя внимание в целях преднамеренной дискредитации руководителя. Особенно опасны подобные люди там, где руководитель плохо информирует работников по широкому кругу вопросов.

Негативный лидер, как правило, добросовестно относится к служебным обязанностям и соблюдает трудовую дисциплину, но на неформальном уровне он отрицательно влияет на отдельных работников. Чаще всего это объясняется несовершенством его воспитания как личности.

Работа менеджера с негативным лидером начинается с определения мотивов его поведения как лидера.

Существуют два блока мотивов поведения негативного лидера:

1) моральные мотивы (мнимая борьба за справедливость, доказательство своего интеллектуального превосходства);

2) психологические мотивы (бравада, зависть, тщеславие).

Побудительной причиной поведения негативного лидера может являться неправильное представление о товариществе, независимости.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.