Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение интересов, отношения к себе и окружающим после постановки диагноза






Главным занятием Ивана Ильича со времени посещения доктора стало точное исполнение предписаний доктора от­носительно гигиены и принимания лекарств и прислушива­ние к своей болезни, ко всем своим отправлениям организ­ма. Главными интересами Ивана Ильича стали людские болезни и людское здоровье. Когда при нем говорили о боль­ных, об умерших, о выздоровевших, особенно о такой бо­лезни, которая походила на его, он, стараясь скрыть свое волнение, прислушивался, расспрашивал и делал примене­ние к своей болезни.

Теперь же всякая неудача подкашивала его и ввергала в отчаяние. Он говорил себе: вот только что я стал поправлять­ся и лекарство уже начинало действовать, и вот это прокля­тое несчастье или неприятность... И он злился на несчастье или на людей, делавших ему неприятности и убивающих его, и чувствовал, как эта злоба убивает его; но не мог воздер­жаться от нее.

Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича // Повести. Рас­сказы. М., 1999. С. 313, 314.

Диссертационные исследования

Акиндинова И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000.

Антонюк Е. В. Представления супругов о распределении ро­лей и становлении ролевой структуры молодой семьи. Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1992.

Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрос­лых и ее зависимость от уровня образования. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1990.

Ермихина М. О. Субъективно-психологические факторы фор­мирования родительства. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2003.

Канатов А. И. Обучаемость взрослых в зависимости от разви­тия их мышления. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986.

Кокконен Е. И. Конструктивное разрешение педагогических конфликтов на основе модификации стиля вербального об­щения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.

Колобкова А. И. Особенности самооценки в связи с критичес­ким событием-потерей и отсутствием работы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1999.

КошелеваА. Н. Ценностно-профессиональные ориентации раз­личных социальных групп в условиях безработицы. Авто­реф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001.

Кошкарова Т. А. Психологический анализ трудностей матери в отношениях с ребенком. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005.

Кочурова М. Г. Влияние личностных особенностей на совмес­тимость в супружеских парах. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.

Родина А. М. Представления о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2000.

Смирнова Н. В. Модели взаимодействия супругов и их удов­летворенность браком. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.

Стреленко А. А. Социально-перцептивные образы подростков и взрослых, переживших сексуальное насилие. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.

Сыманюк Э. Э. Психологические особенности кризисов профес­сионального становления личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.

Тимофеева И. М. Социально-психологические факторы жес­токого обращения с женщинами в семье. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.

Фау Е. А. Сравнительный анализ психологических и психосо­матических характеристик людей, переживших кризисные ситуации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004.

Шарай Т. П. Изменение самоотношения личности у женщин в результате многомерного психологического воздействия. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2005.

Яцышин С. М. Проявление созависимости в ценностно-смыс­ловой сфере матерей при наркотизации ребенка. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2003.

Литература

БаризДж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993.

Бодалев А, А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгора­ние» и качество жизни // Психологические проблемы са­мореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002.

Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические пробле­мы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998.

Джидарьян И. А. Удовлетворенность жизнью и выбор страте­гий поведения в трудных жизненных ситуациях // Психо­логическое образование. 1997. № 3. С. 27-30.

Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет суп­ружества // Вопросы психологии. 1983. № 3. С. 41-43.

Коржова Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998.

Коростылева Л. А. Самореализация личности в профессио­нальной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Г. С. Ники­форова, Л. А. Коростылевой. Вып. 5. СПб., 2001.

Коростылева Л. А. Уровни самореализации личности // Пси­хологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. Вып. 4. СПб., 2000.

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000.

Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.

Кулюткин Ю. Н„ Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971.

Либина А. Чтобы не осталась женщина одинокой. Психология совладения с жизненными кризисами и сложными ситуа­циями. М., 1995.

Ливерхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994.

Мален П., Конгер Д., Каган Д., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности: Тексты. М., 1982.

Поссель Ю.А. Бедность и богатство: психологическое дистан­цирование // Интегративный подход в психологии / Под ред. В. Н. Панферова. СПб., 2003.

Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг увереннос­ти в себе. М., 1997.

РеанА.А. Психологический анализ проблемы удовлетворен­ности избранной профессией// Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 83-88.

Рыжков В. Д. Практическая психология женских кризисов. СПб., 1998.

Советова О. С. Самореализация личности в кризисных усло­виях инноваций // Психологические проблемы самореали­зации личности. Вып. 3. СПб., 1999.

Сонин В. А., Иванов С. П., Никитина О. С, Королъкова В. А, Пси­хология профессиональной деятельности. Смоленск, 2002.

Степанова Е. И. Психология взрослых — основа акмеологии. СПб., 1995.

Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000.

Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.; Воронеж, 2004.

Шилов И. Ю. Фамилистика. СПб., 2002.

Шулъц К. Менопауза. СПб., 1998.

Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи // Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

Эллис Э. М. Войны разводов. Работа с семейным конфликтом // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2005. № 2. С.137-140.

Эриксон Э. Восемь возрастов человека // Детство и общество / Под ред. А. А. Алексеева. СПб., 1996.

Задания для самоконтроля

Задание 1

Опираясь на таблицу «Нормативные семейные кризисы», проанализировать рассказ Л. Н. Толстого «Семейное счастье» (Толстой Л. Н.. Повести. Рассказы. М., 1999, с. 70-145), ис­пользуя термины, содержащиеся в таблице, и представления об этапах развития семьи.

Задание 2

Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для периода зрелости, и изу­чить одну из рекомендованных публикаций по данной пробле­ме, составив конспект прочитанной работы.

Задание 3

Проанализировать выделенную проблему по следующему плану:

1) факторы, определяющие особенности психического раз­вития в данный период, и факторы, порождающие про­блему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматривае­мого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, опи­санную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарожда­ющейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов ре­шения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия),

чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий.

Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе.

Задание 4

Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализи­ровать материал исследований по следующему плану:

1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуаль­ной в предшествующие десятилетия (см. учебник по пси­хологии развития, соответствующий возраст)?

2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализиро­валась) проблема развития?

3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?

4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?

Примеры выполнения самостоятельной работы

Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.)

1. Проблемная ситуация:

«Она идет по жизни смеясь...» — этой фразой из песни А. Макаревича можно озаглавить жизненный путь этой жен­щины. Она всегда была веселой, общительной, яркой, одним словом — душа компании. Несколько пугающая «маска радо­сти» не сходила с ее лица. В юности она стремилась быть луч­шей (школа с золотой медалью, институт с красным дипломом, повышенное внимание к своей внешности). Жила с матерью, бабушкой, старшим братом, отчимом (отчим позже ушел из семьи, родилась младшая сестра).

Мать считала дочь эгоисткой, не понимала ее стремлений «вырваться из нищеты» к красивой жизни. Девушка же дела­ла все, чтобы осуществить свои мечты. Учась в институте, она впервые вышла замуж, но вскоре вернулась к своим родным: муж не соответствовал ее представлениям об идеальном муж­чине. Ее возвращение вызвало негодование матери и младшей сестры, которая к тому времени была уже невестой.

Героиня истории вышла замуж второй раз, после — в тре­тий (уже в Москве). Все мужья были очень состоятельными

людьми, но в каждом из них ее что-то не устраивало. В четвер­тый раз она вышла замуж за американца, уехала с ним. В Америке жила безбедно. Тогда стремление всегда оставать­ся молодой приняло утрированный характер. Решение никог­да не иметь детей мотивировалось тем, что можно испортить фигуру, зубы и т. д., а ей хотелось всегда нравиться мужчи­нам. Про себя она знала, что далеко не красавица, но неисчер­паемое обаяние, шарм и умение преподнести себя компенси­ровали многое.

Находясь в поиске, выходила замуж еще два раза. Когда узнала, что на воспитание детей в Америке дают очень при­личное пособие, вернулась в Россию, где купила в неблагопо­лучной семье девочку. Героиня нашей истории поменяла не­сколько стран: Италия, Франция. До последнего времени жила во Франции, в Ницце. Для окружающих придумала себе но­вое имя, так как оно казалось более удачным, чем ее собствен­ное. Постоянно общалась со множеством мужчин. Когда вдруг поняла, что стареет, впала в депрессию. Такими были ее жа­лобы: «Как это? Я старею? Почему меня об этом никто не пре­дупредил? Ведь я теперь никому не буду нужна! Какой ужас!» В 54 года приехала в Россию, где сделала пластическую опе­рацию, но не очень удачно: остались шрамы. Плюс ко всему начались проблемы с дочерью-подростком, девочка стала во­ровать из дома деньги (видимо, желая получить внимание ма­тери). Женщина не могла поверить в то, что ее милая и краси­вая куколка уже выросла и стала проявлять характер. В 55 лет, имитировав автокатастрофу, покончила жизнь самоубий­ством. Оставила предсмертную записку, в которой говорилось о ее старости, ненужности, о том, что она больше не нравится мужчинам.

2. Проблема: непринятие своего физического «Я».

3. Поведенческие реакции: жалобы, пластическая опера­ция, суицид.

4. Противоречия, породившие проблему:

• между желанием оставаться вечно молодой и неминуе­мой старостью;

• между идеальным «Я» и реальным «Я»;

• между желанием найти единственного, идеального муж­чину и несуществованием идеала в природе.

5. Анализ противоречий:

В данном возрастном периоде для женщины очень важны семейные отношения и стабильность, благодаря которой она обретает и принимает себя. В отсутствие этой стабильности и защищенности возникает панический страх постареть, него­товность к старости; когда процессы старения дают о себе знать, наступает депрессия, ощущение безысходности.

6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение:

• непринятие семьей в юности;

• желание вырваться из нищеты;

• постоянный поиск мужчины;

• неготовность к старости, строительство воздушных зам­ков.

Кульминация:

• отсутствие стабильности во взаимоотношениях с муж­чинами;

• осознание, но непринятие приближающейся старости;

• взросление дочери. Последствия: депрессия, суицид.

7. Последствия разрешения и неразрешения проблемы: Последствия неразрешения проблемы: депрессия и суицид. В случае разрешения проблемы произошло бы принятие

себя, смирение и менее болезненный переход к старости.

8. Стратегии предупреждения и разрешения проблемы: Предупреждению проблемы могли послужить другие вза­имоотношения с семьей в юности, обретение стабильных се­мейных отношений, основанных на любви и доверии, нахож­дение единственного спутника жизни, создание стабильной

семьи, принятие себя, готовность к переходу из одного возра­стного периода в другой.

Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.)

1. Проблемная ситуация:

П., мужчина 57 лет, физик. Всю жизнь проработал науч­ным сотрудником на кафедре. Выполнял работу, все «диви­денды» (имя, заработок, участие в конференциях, поездки за границу и т. д.) от которой получал его начальник. Оглянув­шись на свою жизнь, понял, что работал «за идею». Раньше работа казалась интересной, а теперь потерял интерес. Не по­нимает, чем он всю жизнь занимался и зачем. Захотел как-то реализоваться, но до пенсии остается всего несколько лет.

2. Проблема: невозможность самореализации.

3. Внешние признаки, говорящие о наличии проблемы: об­щая подавленность, постоянная задумчивость, уход в себя, пес­симизм, в то же время нервозность, резкая реакция на близких.

4. Противоречие, порождающее проблему: между сложив­шимися ценностями и реальной ситуацией, в которой эти цен­ности перестают признаваться в социуме.

5. Анализ противоречий:

Проблема является закономерной для данного возрастного периода, так как находится в рамках пенсионного кризиса: осмысление прожитой жизни, утрата перспективы, потеря смысла жизни.

6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение:

• изменение экономического положения в стране;

• наличие большого количества способов зарабатывания денег;

• сравнение себя с другими. Развитие:

• появление с приближением пенсионного возраста мыс­лей о материальном состоянии на пенсии;

• актуальная необходимость обеспечивать семью;

• заработок жены превышает доход мужа;

• дети периодически упрекают в том, что «не зарабатыва­ет денег»;

• занятие всей жизни не приносит желаемого морального и материального удовлетворения.

Кульминация: желание все бросить, уволиться с работы; необходимость принять решение о том, что делать дальше.

7. Разрешение проблемы:

П. нашел в себе силы рассказать родным о своих пережива­ниях (проговорил то, что его тревожит, разрядился). После этого объявил начальнику о своем желании уволиться, на что начальник предложил ему звание доцента и возможность пре­подавать. Нашел дополнительную работу — преподавателем на подготовительных курсах. Таким образом, приняв реше­ние и взяв ответственность на себя, П. начал предпринимать конкретные шаги.

8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Положительные последствия разрешения проблемы: могут

быть найдены новые пути развития, возвращение смысла жиз­ни, положительные изменения в профессиональной жизни, новые возможности самореализации.

Последствия неразрешения проблемы: депрессия, потеря смысла жизни, уход с работы.

9. Предупреждение проблемы: поиск работы, которая со­ответствовала бы духовным ценностям. Своевременное внима­ние к проблемам самоактуализации, обращение к логотера-пии.

Глава 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ (61-74 года — мужчины, 56-74 года — женщины)

Факторы, влияющие на проблемы развития в пожилом возрасте:

• состояние здоровья;

• законы по социальной защите и медицинской помощи пожилым людям;

• микросоциум (семья);

• ценностно-смысловые установки культуры в отношении старости.

Проблемы:

• целостность против отчаяния;

• перестройка самоотношения;

• отношения с родственниками (синдром «опустошения гнезда»);

• потеря социальной активности (отсутствие четкого жиз­ненного ритма, одиночество);

• утрата смысла жизни (страх смерти).

10.1. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ

Пожилые люди нашего времени проживают свою жизнь в совершенно иных условиях, нежели протекала их молодость. Чтобы сориентироваться в современном предметном и техно­логическом мире, они должны учиться у детей. Их опыт, на­против, как правило, детьми не востребован, поскольку он не может быть использован в кардинально изменившемся мире. Для пожилых людей нашего века эта проблема становится осо-

бенно острой. В прежние времена взаимодействие между по­колениями определялось тем, что новые поколения могли выжить, перенимая опыт, знания у старших. Опыт, мудрость пожилых имела общественную ценность и в определенной мере обусловливала благополучное выживание новых поколений. В теории М. Мид такие взаимоотношения между поколения­ми характерны для постфигуративной культуры34.

Очевидно противоречие между богатством жизненного опы­та, отражающего целостное отношение к прожитой жизни, и. его невостребованностью, а еще хуже — пренебрежительным к нему отношением. Невостребованность одного из главных достоинств пожилых людей — их опыта, конечно же, порож­дает и проблемы взаимоотношений, и проблемы личностного развития.

Э. Эриксон характеризует проблемы этого периода следую­щим образом: «Не располагая ясным определением (целост­ности. — Р. Л.), я укажу несколько составляющих этого ду­шевного состояния. Это накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это — постнарциссическая любовь человеческого эго — не себя (!) — как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него заплачено. Это — принятие своего единственного и неповторимого цикла жиз­ни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и то, что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям... Это товарищеские отношения с образом жизни и иными занятиями прошлых лет, в том виде, как они выражены в скромных результатах и простых словах былых времен и увлечений... Поэтому для отдельного человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, ста­новится " вотчиной души", гарантией и знаком моральности

34 Подробнее см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.

его происхождения» (Эриксон Э., 1996, с. 376-377). Обратное ощущению целостности состояние — отчаяние — «выражает сознание того, что времени осталось мало, слишком мало, что­бы попытаться начать новую жизнь и испытать новые пути к целостности» (Там же, с. 377).

Разрешение конфликта между потребностью восприятия своей жизни как целого, гармоничного и достойного пути и отчаянием приводит к появлению чувства удовлетворенности прожитой и проживаемой жизнью, появлением мудрости. Именно мудрость становится той ценностью, которая может быть востребована другими и которая позволяет пожилому человеку чувствовать себя достойно и уверенно.

Таким образом, психологические проблемы возникают, если есть противоречие между:

• осознанием прожитой жизни как бессмысленной, нико­му и самому человеку не нужной, и необходимостью эту жизнь продолжать;

• имеющимся жизненным опытом, желанием его пере­дать, поделиться им с другими людьми и невостребован­ностью этого опыта, его личностной и социальной недо­оценкой.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.