Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негативное отношение, изоляция






Пожилая женщина (74 года) имеет двух взрослых сыно­вей. Когда-то она была очень нужна им, так как помогала растить их детей — своих внуков. Если учесть, что один из внуков тяжело болен (диабет), то благодаря усилиям бабуш­ки сын и невестка смогли работать. Сверхзабота о внуках и детях, желание обо всех все узнать и эмоционально отклик­нуться, отсутствие каких-либо других интересов, кроме ин­тереса к жизни в семьях сыновей, привели к тому, что ба­бушку стали считать назойливой, сующей нос не в свои дела. Постепенно стали ограничивать ее в информации о семьях, а потом и вообще поставили диагноз «дура»: не так прожи­ла жизнь, нужно было делать то-то и то-то (с их точки зре­ния). Конечно, пожилая женщина живет в состоянии депрес­сии, которая поддерживается не только ухудшающимся здоровьем, но, главным образом, неуважительным отноше­нием сыновей, а теперь уже и внуков.

10.4. ПОТЕРЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество)

Одна из психологических проблем пожилых людей порож­дается противоречием между потребностью в активном обра­зе жизни и невозможностью реализации этой активности (Кларк М., Эндерсон Б. Г., 1989, с. 453-485). При этом многие пожилые переживают эту проблему только потому, что видят единственный путь продолжения активного образа жизни в сво­ей работе, которую хорошо освоили и любят. Переключиться

на проявления активной жизни в других сферах для многих оказывается сложно. Те, кто могут это сделать, данной про­блемы не переживают, а получают удовольствие от жизни, включаясь в реализацию тех планов, которые не могли осу­ществить, когда работали. Таких людей можно встретить в народных университетах (образовательные учреждения для пожилых), где они с удовольствием поют, учатся технике ба­тика, изучают историю города или интересующей страны, ос­ваивают различные техники прикладного искусства и т. п.

В практике психологической помощи пожилым людям уже давно существуют рекомендации по предупреждению данной проблемы. Они сводятся к своевременному планированию сво­ей жизни по выходе на пенсию и увольнении с работы. При этом не только составляются планы (что бы хотелось сделать после выхода на пенсию), но разрабатываются пути реализа­ции этих планов.

Потеря активности в пожилом возрасте часто связана не только с прекращением трудовой деятельности, но и с ухуд­шением здоровья, а часто с необходимостью обращаться за помощью к другим людям, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для жизни. В тех случаях, когда потребности пожи­лых людей в жизнеобеспечении удовлетворяются с помощью близких людей или социальных служб, проблем не возника­ет. Для многих встает проблема зависимости как противоре­чие между потребностью быть самостоятельным, независи­мым и невозможностью этой зависимости избежать. Она обостряется, если люди, от которых пожилой человек зави­сит, оказываются неделикатными, подчеркивают свою зна­чимость и немощность пожилого человека, не оказывают ему психологической поддержки. Иногда острота этой проблемы становится таковой, что пожилые люди прибегают к суици­ду. Основной процент суицида пожилых людей порождается именно неразрешенностью противоречия между невозмож­ностью самостоятельно себя обслуживать и зависимостью от

окружающих, которая становится психологически невыно­симой.

Данные исследований






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.