Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности познавательных функций взрослых






По результатам обследования 2300 взрослых людей в воз­расте 18-40 лет, 18-46 лет, Е. И. Степанова делает следующие выводы, характеризующие особенности познавательных фун­кций взрослых.

Накопление информации в памяти и возрастание роли пе­реработки ее с помощью операциональных приемов мышле­ния происходит параллельно, но с некоторым опережением развития памяти. Такое опережение наблюдается по времен­ным интервалам смены подъемов и спадов. Если в развитии памяти точки наивысшего подъема приходятся на 19 лет, 22 и 24 года, то в развитии мышления — на 20 лет, 23 года и 25 лет. Происходит накопление информации, необходимой для переработки ее в процессе мышления.

[...] Возрастная периодизация психофизиологического и

интеллектуального развития взрослых дает основание для ут­верждения: взрослый человек обучаем, однако степень воспри­имчивости к средствам педагогического воздействия в разные возрастные периоды неодинакова. Наиболее высокая воспри­имчивость наблюдается в ранней зрелости, к которой относит­ся студенческий возраст. В первом и втором периодах средней

зрелости в силу устойчивости связей между психическими функциями и интегрированности интеллекта приходится при­бегать к переучиванию.

[...] Самый высокий уровень интеллекта, как правило, от­личает тех взрослых, которые учатся, испытывают умствен­ное напряжение. Они полнее раскрывают причинно-следствен­ные связи на наглядном и словесном материале, их поиски путей решения задач отличаются большей гибкостью, тогда как для необучающихся характерна «прикованность» к при­вычным способам решения. У обучающихся по сравнению с необучающимися выше показатели развития запечатления, сохранения, воспроизведения, а также свойств внимания.

Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000. С. 232-234.

9.1.3. Освоение профессии и профессионализация

Психическое развитие человека в процессе профессиональ­ной деятельности подчиняется общим закономерностям пси­хического развития, проявление которых обусловлено самой профессиональной деятельностью.

С одной стороны, профессиональная деятельность стиму­лирует развитие знаний, умений, а в конечном итоге — пси­хических свойств, определяющих способности к той или иной профессиональной деятельности. В этом случае развитие но­сит эволюционный характер, проявляется тенденция к само­актуализации, самовыражению, становлению профессиональ­ной субъектности (индивидуальности).

С другой стороны — профессиональная деятельность, как правило, представляет собой длительный процесс, который имеет свои этапы, требующие от человека актуализации тех или иных психических качеств. На каждом новом этапе про­фессионализации вызовы профессии предполагают определен­ную перестройку уже сложившихся структур психических

качеств или появление новообразований. Процесс развития в профессии, как и процесс психического развития в целом, со­провождается некоторыми критическими моментами при пе­реходе от одного этапа профессионализации к другому. Э. Э. Сыманюк выделяет следующие кризисы профессиональ­ного развития (Сыманюк Э. Э., 2004, с. 35):

• Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) — профессиональная адаптация, несовпадение професси­ональных ожиданий и реальной действительности.

• Кризис профессионального роста (23-25 лет) — неудов­летворенность процессом и результатом профессиональ­ной деятельности.

• Кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) — стаби­лизация профессиональной ситуации, неудовлетворен­ность собой, своим профессиональным статусом.

• Кризис социально-профессиональной самоактуализа­ции (40-42 года) — осознание застойности, остановки в развитии, неудовлетворенность возможностями саморе­ализации, профессиональные деформации.

• Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) — уход на пенсию, новая социальная роль, новый способ жизнедеятельности и т. п.

В основе кризисов профессионального развития лежат про­тиворечия между:

• сложившимися представлениями о профессии и себе в ней и реальностью (профессиональные функции, рабо­чее место и т. п.);

• требованиями профессии к знаниям, навыкам, способ­ностям человека и наличием таковых;

• полезными профессионально значимыми приобретени­ями и слишком высокой платой за них;

• планами профессионального роста и профессиональной карьеры и возможностями человека;

• между профессиональной пригодностью и профессио­нальными намерениями;

• собственной оценкой эффективности своей профессио­нальной деятельности и оценкой окружающих;

• профессиональным опытом и требованиями рынка и др.;

• уровнем притязаний в профессиональной деятельности и достижением ожидаемого уровня.

«Уровень притязаний, — замечает Б. С. Братусь, — рож­дается из двух противоположных тенденций: с одной сторо­ны, тенденции поддерживать свое " я", свою самооценку мак­симально высоко, с другой — тенденции умерить свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести урон самооценке» (1988, с. 197).

Зарисовки из жизни

Трудности вхождения в профессию (по материалам самоотчета магистранта Л. Г.)

Речь идет о серьезных затруднениях, возникших у меня в ходе приобщения к профессиональной среде и професси­ональной деятельности (автор закончил вуз). На практике это выразилось в полном отторжении и нежелании выполнять должностные обязанности. Это также выразилось в бурной имитации деятельности, направленной на широчайший круг объектов, скрывающей бездействие и профессиональную пассивность. Это нашло отражение в глубоком непринятии профессиональной среды и включенных в эту среду людей, что выразилось в крайне негативных высказываниях, а иног­да и действиях по отношению к участникам профессиональ­ной деятельности.

Непринятие профессиональной деятельности связывается автором с несколькими причинами:

• нехватка профессиональных знаний, умений, навыков, остро обнаружившая себя в момент начала профессио­нальной деятельности;

• личностная неготовность к выполнению работы практи­ческого характера;

• рассогласованность между образами профессиональной деятельности, которые сложились в процессе обучения в вузе, и реальной действительностью; ■

• расхождение между содержанием профессиональной де­ятельности и мотивами ее осуществления.

Зарисовки из жизни






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.