Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Макроэкономические основы формирования совокупного спроса и совокупного предложения






1. Совокупный спрос и факторы, на него влияющие.

2. Совокупное предложение и факторы, на него влияющие.

3. Макроэкономическое равновесие.

 

1. Совокупный спрос (АD) – это реальный объем национального производства, который готовы купить потребители (домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница) при различном уровне цен. Компонентами совокупного спроса являются потребительские расходы (С), инвестиционные расходы (I), государственные закупки (G) и чистый экспорт (разница между экспортом и импортом, Xn).

Графически модель совокупного спроса имеет вид нисходящей кривой АD (рис. 22.1.) и отражает обратную зависимость между объемом реального ВВП (Y), на который предъявляется спрос, и уровнем цен в стране (Р). Данная зависимость объясняется действием трех эффектов: 1) эффектом процентной ставки (рост уровня цен при неизменной денежной массе приводит к росту процентной ставки, что уменьшает инвестиционные и потребительские расходы), 2) эффектом богатства (рост уровня цен сокращает реальное богатство, что снижает потребительский спрос), 3) эффектом импортных закупок (повышение уровня цен в стране означает при прочих равных условиях, что иностранные товары и услуги становятся относительно дешевле, поэтому экспорт уменьшается, импорт увеличивается (Хn сокращается)).

AD
P
Y
P
Y
AD
AD1
AD2
Рис. 22.2. Смещение кривой совокупного спроса.
Рис.22.1. Кривая совокупного спроса  

 

 


На изменение совокупного спроса воздействуют неценовые факторы. Графически их влияние отражается смещением кривой AD вправо-вверх (при увеличении совокупного спроса) и влево-вниз (при его сокращении) (рис. 22.2).

Основными неценовыми факторами совокупного спроса являются:

1. Изменения в потребительских расходах (благосостояние потребителя, его ожидания, наличие задолженности и налоги).

2. Изменения в инвестиционных расходах (процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технология, наличие избыточных производственных мощностей).

3. Изменения в государственных расходах.

4. Изменения чистого экспорта (национальный доход зарубежных стран, валютные курсы).

2. Совокупное предложение (AS) отражает объем выпуска товаров и услуг, который готовы предложить фирмы при каждом конкретном уровне цен в стране.

Кривая совокупного предложения отражает прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Она представлена тремя отрезками, отражающими различные ситуации в экономике (рис. 22.3):

1. На горизонтальном или кейнсианском отрезке (1) экономика находится в депрессивном состоянии с неполным использованием ресурсов, поэтому увеличение реального объема производства не будет сопровождаться ростом цен.

2. Вертикальный или классический отрезок (3) отражает ситуацию полного использования ресурсов. Экономика функционирует на уровне потенциального ВВП (ВВП при полной занятости), поэтому увеличение совокупного спроса приводит к росту уровня цен в стране без изменения реального объема производства.

3. Промежуточный отрезок (2) характеризуется ростом реального объема производства при увеличении уровня цен. Экономика приближается к полной занятости, поэтому для расширения реального ВВП необходимо увеличивать цены на факторы производства, а это приведет к росту цен на товары и услуги.

AS
P
Y
AS2
P
Y
 
 
 
AS
AS1
Рис. 22.3. Кривая совокупного предложения
Рис.22.4.Смещение кривой совокупного предложения

 


На изменение совокупного предложения воздействуют неценовые факторы. Графически их влияние отражается смещением кривой AS вправо-вниз (при увеличении совокупного предложения) и влево-вверх (при его сокращении) (рис. 22.4).

Основными неценовыми факторами совокупного предложения являются:

1. Изменения цен на ресурсы (наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, монополия на рынке ресурсов).

2. Изменения производительности труда.

3. Изменения правовых норм (налоги с предприятий и субсидии, государственное регулирование).

3. Макроэкономическое равновесие характеризует ситуацию, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализуется; графически это отражается наложением кривой AD на кривую AS и пересечением их в точке Е (см. рис. 22.5). Ей соответствует равновесный уровень цен (РЕ) и равновесный объем реального ВВП (YE).

 

 
Р
Y
AS
AD1 AD'1
AD2
AD'2
AD3
AD'3
Y1
Y'1
Y2
Y*
Р1
Р2
Р3
Р4
AS
AD
E
Y
P
PE
YE
Рис. 22.5. Макроэкономическое равновесие.
Рис. 22.6. Изменения в макроэкономическом равновесии.

 


Рассмотрим изменения в макроэкономическом равновесии (рис. 22.6.). Увеличение совокупного спроса смещает кривую AD вправо-вверх и на классическом и промежуточном отрезке приводит к росту уровня цен. Ситуация осложняется при снижении совокупного спроса на данных отрезках. Обратное движение совокупного спроса может не восстановить первоначальное равновесие за короткий промежуток времени. Это связано с негибкостью цен на товары и ресурсы, отсутствием тенденции к их снижению. Это называется эффектом храповика, суть которого состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижается. На рис 22.7 графически отражается его действие. Обратное движение от AD' до AD не возвратит экономику в исходное положение (т. Е1), а возникнет новое равновесие (т. Е3), при котором уровень цен сохранится, объем производства упадет ниже первоначального уровня. Эффект храповика приводит к смещению кривой спроса до Е3 Е2AS.

 

 

AS
AD'
AD
Рис. 22.7. Эффект храповика
P
Y1
Y3
Y*
E3
E2
E1
Y

 


Контрольные вопросы по теме 9.

1. Как объяснитьобратную зависимость между объемом реального ВВП, на который предъявляется спрос, и уровнем цен в стране?

2. Перечислите и охарактеризуйте отрезки совокупного предложения.

3. Объясните, по каким причинам кривая совокупного спроса могла сдвинутся вправо-вверх.

Литература:

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб. для студентов вузов / В.З. Баликоев. – 10-е изд., испр. – Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. – С.634-661.

2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 257-259.

3. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / под. ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- С. 317-350.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.