Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деформации картины жизненного пути






Мотивационные детерминанты жизненного пути лока­лизованы в различных временных точках. Стимулы к жизни человек может находить в воспоминаниях о достигнутом и пережитом, в мечтах и планах, в переживаниях ценности текущего момента. В понимании природы мотивации мы со­лидарны с идеей С.Л. Рубинштейна о том, что «мотивация — это через психику реализующаяся детерминация» (1969, с 370), и рассматриваем межсобытийную связь не только как когнитивную, но и как мотивационную связь событий (Головаха, Кроник, 1982; Хроник, Ахмеров, 1988). Каждая та­кая связь — это попытка человека ответить самому себе на вопросы, почему, как, зачем вошло в его биографию то или иное событие, будь то перемены в сугубо личной жизни или поступки, изменяющие судьбы других людей. Каузометрический анализ, облегчая процесс объективизации, позволяет человеку глубже осознать мотивационные связи в своей жизни, увидеть ее целостную картину как единство прошлого, настоящего и будущего. Не всегда, однако, такое единство оказывается возможным. Исследования обнаружи­вают случаи, когда в картине жизни (в каузограммах и каузоматрицах) отсутствуют межсобытийные связи, принадлежащие либо к прошлому (реализованные связи), либо к настоящему (актуальные), либо к будущему (потен­циальные связи). Отсутствие любого вида связи в субъектив­ной картине жизненного пути мы обозначаем понятием мотивационная недостаточность (Кроник, Ахмеров, 1988). Такая недостаточность создает условия для возникновения различных биографических кризисов, нереализованности, опустошенности, бесперспективности (табл. 2-2).

 

Таблица 2-2. Соотношение типов мотивационной недостаточ­ности (МН) и биографических кризисов (БК)

Типы МН   Степень выраженности Уверенность   Типы БК  
Слабая Средняя Сильная
- А Р -АР -АР -АР К   нереализованность  
RAP -АР -АР С
RAP RAP -АР M
R - P R-P R-P R-P К   опустошенность  
RAP R-P R-P С
RAP RAP R-P М
R A - RA- RA- RA- К   бесперспективность  
RAP RA- RA- С
RAP RAP RA- М
- А - -A- -A- -A- К нереализованность и бесперспективность  
RAP -A- -A- С
RAP RAP -A- М
- - Р --P -P --P К нереализованность и опустошенность  
RAP --P --P С
RAP RAP - P М
R - - R-- R-- R-- К опустошенность и бесперспективность  
RAP R-- R-- С
RAP RAP R-- М
- - - - - - - - - - - - К нереализованность, опустошенность и бесперспективность
RAP - - - - - - С
RAP RAP - - - М

В таблице буквами R, А, Р соответственно обозначено нали­чие реализованных, актуальных, потенциальных связей; знак «-» — отсутствие связи; К — наличие связи на уров­не «конечно», С — «скорее всего», М — «может быть».

Операциональным показателем деформации картины жизни является «насыщенность» картины жизненного пути межсобытийными мотивационными связями в психологи­ческом прошлом, настоящем, будущем и в целом (см. раз­дел 4.5). Если в ней имеются реализованные, актуальные и потенциальные связи (то есть мотивационная полнота), это говорит о том, что у человека есть значимые воспомина­ния, переживания, ожидания. Когда же этот показатель равен нулю, то это указывает на наличие мотивационной недостаточности и деформированности картины жизни. Можно выделить 7 типов деформаций.

Степень выраженности мотивационной недостаточно­сти определяется степенью уверенности человека в нали­чии каузальных связей между событиями его жизни. При слабой мотивационной недостаточности в картине жизни (каузоматрице, каузограмме) отсутствуют лишь самые проч­ные, наиболее вероятные реализованные, актуальные или потенциальные связи, которым соответствовали бы сужде­ния «конечно». При средней недостаточности отсутствуют также те или иные связи на уровне «конечно» и «скорее всего». И, наконец, при сильной мотивационной недоста­точности отсутствуют любые реализованные, актуальные или потенциальные связи — даже на уровне «может быть». Пси­хологическое прошлое, настоящее или будущее оказыва­ются полностью разрушенным.

Чем тяжелее жизненная ситуация и чем меньше чело­век является субъектом своего жизненного пути, тем боль­ше деформирована ею картина жизни (Кроник, Ахмеров, 1988; Зунг, 1991; Ахмеров, 1994). Результаты этих исследо­ваний приведены в табл. 2-3.

У практически здоровых мужчин и женщин, находя­щихся в обычной жизненной ситуации, мотивационная не­достаточность в картине жизни встречается достаточно редко. Правилом является наличие всех видов связей: и реализо­ванных, и актуальных, и потенциальных, то есть мотива­ционная полнота, когда человек, обращаясь к прошлому, настоящему и будущему, всегда обнаруживает личностно-значимые события, видит смысл всего происходящего в его жизни. Такая картина жизни указывает на наличие у челове­ка значимых достижений и успехов в жизни, наличие определенных ожиданий и целей в будущем, активность по достижению будущего в настоящем; на сохранность меха­низмов саморегуляции и самоуправления в процессе жизнеосуществления — человек чувствует себя субъектом своего жизненного пути.

Таблица 2-3. Частота встречаемости (%) мотивационной пол­ноты и типов мотивационной недостаточности (и соответствующих им биографических кризисов) в различных вы­борках

Выборки     Мотивационная полнота / недостаточность Всего %    
RAP -АР R-P RA- R -- -А- -- Р - - -
Контрольная                  
Пациенты ПГК: норма                  
Пациенты, ПГК: риск                  
Пациенты ПГК: невроз   2, 5 2, 5 42, 5   2, 5 2, 5    
Инвалиды   2, 5 2.5            
Учащиеся школы (15 лет) 83, 3   3, 3 3, 3          
Воспитанники интерната (15 лет) 39, 3 23, 3 13, 3           100.

 

В таблице символами Я, А, Робозначено наличие в картине жизни соответственно реализованных, актуальных и потенциальных связей; символ «-» обозначает отсутствие тех или иных связей. Контрольная (30 человек) — выборка практически здоровых людей. Пациенты ПГК (119 человек) — пациенты психогигие­нической консультации, обратившиеся за психологической по­мощью. Норма (32 человека) — пациенты, не имеющие нервно-психических симптомов. Риск (47 человек) — пациенты, имеющие симптомы функциональных психических расстройств. Не­вроз (40 человек) — выборка пациентов, имеющих диагноз по невротической нозологии. Инвалиды (38 человек) — выборка лиц, с заболеванием по психосоматической нозологии, проходящих освидетельствование во Врачебно-трудовой экспертной комис­сии. Учащиеся школы (30 человек) — учащиеся обычной средней школы. Воспитанники интерната (30 человек) — дети-сироты или оставшиеся без родительского попечения.

 

Конечно, и здесь не всегда может быть оптимальным соотношение реализованных, актуальных и потенциальных связей. Например, у пациентов психогигиенической консуль­тации с мотивационной полнотой (выборка «норма») в 25% случаев картина жизни имела слишком малый удельный вес одного из видов причинно-целевых связей между со­бытиями, а в 21 % случаев — выраженное доминирование актуальных связей. Последнее указывает на поглощенность в текущем периоде жизни поисками решения существую­щей жизненной проблемы. Вербальные высказывания и суждения таких пациентов также выражали поисковые реакции: «Конечно, я могу поступить таким образом... Но...», «Не знаю, как и быть... А если...». Для таких пациентов харак­терны невротические ситуационные реакции. Явное доминирование в картине жизни (каузограмме) актуальных связей мы назвали «невротическим клубком».

Деформации картины жизненного пути встречаются не только во взрослом возрасте, но и у подростков — воспи­танников интерната, по разным причинам лишенных по­печения родителей (Зунг, 1991), у детей, эвакуированных из зоны чернобыльской катастрофы (Хроник, Ахмеров, 1993).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.