Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология биографических кризисов






По критерию мотивационной недостаточности можно выделить 7 типов биографического кризиса (табл. 2-2).

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ - отсутствие зна­чимого психологического прошлого в субъективной кар­тине жизненного пути. Выражается в отсутствии реализованных причинно-целевых связей. Указывает на то, что человеку не удалось осуществить свою жизненную про­грамму, у него нет значимых достижений и успехов, то есть его психологическое прошлое не детерминирует его настоящее и будущее.

КРИЗИС ОПУСТОШЕННОСТИ - отсутствие значи­мого психологического настоящего в картине жизненного пути. Выражается в отсутствии актуальных связей. Указыва­ет на разорванность психологического прошлого и буду­щего. У человека были значимые достижения в жизни, но последующая жизненная программа не опирается на дос­тигнутое им, на наличные условия и обстоятельства. Чело­век надеется лишь на то, что необходимые обстоятельства появятся вне зависимости от его настоящей активности и от уже достигнутого. На физиологическом уровне это про­является как усталость, как «энергетическая истощенность».

КРИЗИС БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ - отсутствие зна­чимого психологического будущего в картине жизни. Вы­ражается в отсутствии потенциальных связей. У человека есть реальные достижения, успехи в самореализации, в на­стоящем есть активность в жизнеосуществлении, но она уже не развивает личность, так как эта активность имеет инерционный характер прежней жизненной программы. Новая жизненная программа еще не сформирована, чело­век не видит новых путей в дальнейшей самореализации.

КРИЗИС ОПУСТОШЕННОСТИ и БЕСПЕРСПЕК­ТИВНОСТИ — отсутствие значимого психологического на­стоящего и будущего. Выражается в отсутствии актуальных и потенциальных связей в картине жизненного пути. Прежняя жизненная программа человека полностью исчерпана, по­теряла и инерционное свое воздействие. Человек не видит реальных возможностей дальнейшей самореализации. Он пси­хологически мертв. Существует лишь физическая активность организма. Во внутреннем мире преобладают воспоминания. Все происходящее, если и вызывает реакции, лишь с точки зрения прошлого, его прошлых ценностей и установок.

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ и БЕСПЕРСПЕК­ТИВНОСТИ — отсутствие значимого психологического прошлого и будущего. Выражается в отсутствии реализо­ванных и потенциальных связей. У человека по определен­ным причинам не была сформирована жизненная программа. В настоящем он испытывает затруднения в самоопределении и формировании жизненной программы. Человек не нашел себя в жизни. Преобладание актуальных связей в картине жизни говорит об активном поиске себя в жизни и о переживании «жизненного цейтнота» (Хроник, Ахмеров, 1993), о феномене «невротического клубка» (Ахмеров, 1993).

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ и ОПУСТОШЕН­НОСТИ — отсутствие значимого психологического прош­лого и настоящего. Выражается в отсутствии реализованных и актуальных связей. У человека нет значимых достижений и успехов в самореализации. Его ожидания в будущем нельзя назвать жизненной программой самореализации, так как она не опирается на реальные обстоятельства жизни чело­века. Человек не проявляет активности для начала ее реа­лизации. Будущее — мечта, которая наступит сама по себе («ожидание доброго принца»). Во взрослом периоде жизни мы не встретили этот кризис. Этот тип кризиса мы обнару­жили в своих исследованиях юношеского возраста. Биогра­фические кризисы юношеского периода заслуживают специальных исследований.

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ. ОПУСТОШЕН­НОСТИ и БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ - отсутствие зна­чимого психологического прошлого, настоящего и будущего. Выражается в отсутствии реализованных, актуальных и по­тенциальных связей. Человек не смог самоопределиться, сформировать жизненную программу, не видит ориентиров в самореализации. В настоящем не проявляет активности для поиска возможных путей реализации себя. Полностью нару­шены способности к целеполаганию и целеосуществлению. Ситуация полного мотивационного вакуума.

Видимо, этот тип может встречаться и при грубых пси­хических патологиях, например при шизофрении. Резуль­таты некоторых исследований указывают на возможность такого допущения (Кузнецов, 1980; Лосева, 1993) и в предсуицидальном состоянии, при полной потере смысла жиз­ни и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Сходный биографический кризис в нашей практике мы встретили лишь один раз в выборке старшеклассников, переживших чернобыльскую катастрофу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.