Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статус педагога на средовом и личностном уровнях
На средовом уровне < социальный> статус < социального> педагога определяется отношением к нему со стороны коллег, степенью уважения, симпатий педагогического коллектива, школьников, его авторитетностью в образовательном учреждении. По своей сущности - это сложившийся (средовый или < социальный>) статус специалиста < социальной> педагогики в образовательном учреждении. Он предопределяет отношение к себе окружающих людей, стимулирует или сдерживает самопроявление. На < социальном> уровне < социальный> педагог получает так называемый " достигаемый" (благодаря проявленным собственным усилиям и достигнутому результату в профессиональной деятельности) < социальный> статус. Данный статус складывается из сложившегося отношения к специалисту и его активности и результативности в профессиональной деятельности. На практике < социальный> статус далек от желаемого. Практика убедительно свидетельствует, что в большинстве случаев < социального> педагога используют не по назначению. Он отвечает за организацию питания < детей>, дежурства в школе, его направляют на замену учителей независимо от предмета и класса и проч. Такое, явно не по назначению, использование < социального> педагога не способствует повышению его авторитета. Учитывая, что функциональные обязанности < социального> педагога недостаточно конкретно регламентируют его деятельность, а их реализация выражается преимущественно в закрытии тех проблем, которые беспокоят руководство образовательного учреждения, ожидать высокого статуса не приходится. Статус < социального> педагога на личностном уровне - субъектный статус. Социально-педагогическая роль статуса на личностном уровне заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявление ответственности, важности и значимости деятельности либо формировать, укреплять безразличие к ней и даже пренебрежение. По существу, субъектный статус - это образ профессии, который сформирован у < социального> педагога. Он имеет место: - у человека, выбирающего профессию (абитуриента), как результат его воспитания, профориентационной работы с ним; - у выпускника профессионального образовательного учреждения как результат его профессиональной подготовки; - у специалиста в зависимости от его индивидуальности, среды профессиональной деятельности, сложившегося опыта как результат его профессионального самосовершенствования или профессиональной деформации. Субъектный статус может совпадать со средовым, быть ниже его или, наоборот, выше. Его своеобразие зависит от многих факторов как средового, так и личностного характера и может быть высоким или низким, позитивной или негативной направленности. Именно субъектный статус во многом определяет мотивацию специалиста в профессиональной деятельности. Специалистов с высоким позитивным профессиональным субъектным статусом часто относят к фанатам, людям, увлеченным своей профессией. Это в значительной степени относится к специалистам < социальной> педагогики. Такие специалисты готовы преодолевать трудности, финансовое неблагополучие ради самореализации в профессиональной деятельности и достижения высоких результатов. Специалисты с низким субъектным профессиональным статусом - это чаще всего те, кто не сумел реализоваться в профессии, не стал творческой личностью, а наоборот, безразличен к работе и ее результатам. Последствием подобной негативной профессиональной деформации специалиста может быть полная или частичная неудовлетворенность, разочарование в возможности достичь более высокого уровня профессионализма, должностного положения, безынициативность, боязнь новизны, какого-либо негативного результата, иногда зависть к другим, более результативным в работе и пр. Негативный уровень личного профессионального статуса специалиста является часто следстви- стр. 48 ем его профессиональной деформации, низкой результативности профессиональной деятельности, разочарования в своих способностях и в самой профессии. Такой специалист не видит < социальной> значимости своей профессии, личной перспективы в профессиональном росте. Полное или частичное разочарование специалиста в выбранной профессии формирует в нем уверенность, что профессиональные и жизненные проблемы являются следствием неудачного профессионального выбора. Высокий положительный личностный профессиональный статус специалиста может постепенно, а иногда и скачкообразно переходить в низкий и даже в негативный. Это связано с рядом факторов личностного и средового характера. Специалист с высоким статусом более уверен в себе и своей профессиональной деятельности, самостоятелен, инициативен. Неожиданный отрицательный результат в профессиональной деятельности может оказаться для него катастрофическим. Например, молодой перспективный врач, больной которого неожиданно умер, может потерять уверенность в себе как в специалисте и не поверить в перспективу своей профессиональной деятельности. Резкий спад уровня субъектного статуса несет в себе деструктивный, порой разрушительный потенциал по отношению к личности специалиста. Резкая смена высокого положительного личностного профессионального статуса низким и даже негативным нередко встречается среди выпускников, окончивших профессиональное образовательное учреждение с " отличием". Такой выпускник приобретает достаточно высокий положительный субъективный статус. Он привык, что у него всё получается с высоким результатом. На практике при встрече с неординарными фактами, трудностями он может получить отрицательный результат. Данный факт для него становится настолько неожиданным, что он теряется, проявляет поспешность, старается переделать, стремясь действовать так, как учили. Однако жизнь богаче, она требует неординарности, нетипичности в деятельности, а он к этому оказывается не готов и получает снова отрицательный результат. Это негативно сказывается на его статусе. В то же время успешная деятельность подобного специалиста, позволяющая наиболее полно проявить себя, получить ожидаемый результат, способствует формированию его как интересной, творческой, неординарной, исследовательской личности. Следует отметить, что социально-педагогическая подготовка студента включает ряд проблем. Как показывает специальное изучение, < социальная> педагогика - это педагогика, изучающая < социальные> проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среды его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности < социального> развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его < социальное> развитие.
|