Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус педагога на общегосударственном уровне






На общегосударственном уровне статус определяется сложившейся и признаваемой официальной позицией специалиста < социальной> педагогики в должностной, профессиональной или иной сферах, так называемой " официальной иерархией", < социальным> рангом специалиста в государстве (обществе) - официальный статус. Каждый профессиональный статус обладает определенным престижем (от франц. prestige - авторитет, влияние) - мерой признания обществом заслуг индивида на основе ценностей, сложившихся в данной общности.

Официальный статус, престиж профессии < социального> педагога характеризуется рядом признаков - правовых, экономических, профессиональных.

Правовые (нормативно-правовые) признаки находят отражение в законодательных документах Российской Федерации, ведомственных нормативно-регламентирующих документах, определяющих место и роль < социального> педагога в структуре учреждения, функциональные обязанности по должности, < социальную> защищенность, < права> и обязанности. По своей сущности эти документы формируют своего рода " предписанный" статус < социального> педагога. Нанима-

стр. 45

ясь на работу, < социальный> педагог сразу же приобретает соответствующий статус.

Изучение различных нормативных документов, а также литературы, раскрывающей назначение, функциональные обязанности и регламентацию деятельности < социального> педагога, свидетельствует о том, что в этих вопросах много нечеткости, невнятности и некорректности.

Основными направлениями деятельности, входящими в профессиональные обязанности < социального> педагога, являются:

- обеспечение профилактики негативных явлений, отклонений в поведении и общении < детей>, оздоровление окружающей школьника среды;

- оказание помощи учащимся в сложных жизненных ситуациях;

- проведение работы с родителями < социально> незащищенных < детей> [2. С. 3].

Указанные направления свидетельствуют, что в < социальном> педагоге видят специалиста, который может оказать существенную помощь в преодолении < социальных> проблем школьника в его семье и в преодолении < социальных> отклонений. Это одно из самых сложных направлений в социально-педагогической деятельности.

Анализ содержания деятельности < социального> педагога, представленный в работе [2], свидетельствует, что в его обязанности входит безмерное количество функций. К основным из них относятся:

- аналитическая (изучение условий развития < ребенка>, его " Я" -концепции);

- организаторская (формирование общественной деятельности < детей> и взрослых, педагогов и общественных деятелей для решения задач социально-педагогической помощи и др.);

- организационно-координирующая (создание благоприятной среды для < детей>);

- диагностическая (изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий < детей>, семей, < социального> окружения и др.);

- прогностическая и экспертная (разработка программ, проектов, планов, прогнозирование процессов и проектирование перспектив деятельности);

- образовательно-воспитательная (целенаправленное педагогическое воздействие на поведение < детей> и взрослых, сотрудничество в педагогической деятельности со всеми < социальными> институтами микрорайона);

- организационно-коммуникативная (включение добровольных помощников в социально-педагогическую работу, налаживание взаимодействия между различными < социальными> институтами);

- охранно-защитная (непосредственная < защита> < прав> и личного достоинства каждого < ребенка>);

- посредническая (установление и осуществление связей между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением) [2. С. 4 - 7].

Другие литературные источники, раскрывающие содержание профессиональной деятельности < социального> педагога, придерживаются примерно той же регламентации [1, 3, 4].

Изложенное свидетельствует, что в обязанности < социального> педагога включают практически весь спектр проблем социально-педагогической деятельности, который имеет место в образовательном учреждении. Такая ориентация < социального> педагога как спасительной социально-педагогической службы общеобразовательного учреждения некорректна.

Во-первых, при такой постановке вопроса о роли < социального> педагога классные руководители, учителя школы " выключаются" из профилактической воспитательной деятельности. Эта функция остается только для < социального> педагога. Даже имея высокую профессиональную подготовленность, он один со всеми задачами не может справиться.

Во-вторых, объем функциональных задач < социального> педагога представляет нагрузку целого социально-педагогического подразделения совместно с учителями и сотрудниками школы. Когда один специалист отвечает за всё, то он, как правило, ни за что не отвечает. Если учесть, что по штатному расписанию школы предусматривается один < социальный> педагог, то перспективы успешности его работы весьма сомнительны.

В-третьих, организаторы социально-педагогической службы школы не видят перспективы дифференциации воспитательной деятельности, несмотря на то, что, например, в случае необходимости замены, учителя младших классов никогда не поставят на старший, и наоборот. Со-

стр. 46

циальный педагог в школе должен уметь работать со школьниками и младшего, и среднего, и старшего возраста.

В-четвертых, нагрузка учителя составляет 18 часов в неделю в старших классах, 20 часов - в младших, а у < социального> педагога - ненормированный рабочий день (пятидневная рабочая неделя со средним недельным временем работы в школе и вне школы 36 часов). Во многих школах шестой день является днем дополнительного развития школьников. В отличие от учителей этот день становится для < социального> педагога обязательным рабочим. Неслучайно, когда специалисты пытаются расписать рабочую неделю < социального> педагога, они не могут уложиться в предлагаемые нормативы. Например, согласно рекомендациям Е. А. Романова и А. Б.-Малюшкина рабочая неделя < социального> педагога укладывается примерно в 46 часов (при рекомендации в 36 часов!) [3. С. 9]. Даже жесткое регламентирование труда < социального> педагога не спасает его от необходимости затрачивать значительно больше установленного времени в течение недели.

Экономический статус < социального> педагога определяется материальной оценкой его труда. Если учитель работает 18 - 20 часов в неделю и за каждый лишний час получает дополнительную оплату согласно его разряду, то для < социального> педагога не имеет значения, сколько времени он будет работать - его зарплата регламентируется окладом.

Оплата труда < социального> педагога осуществляется по остаточному принципу. Для школы главное - обеспечить предметное обучение. Воспитание подрастающего поколения остается на остаточном принципе. Неслучайно должность < социального> воспитателя, предложенная для введения в школы, воспринималась как должность < социального> педагога, только ориентированного на определенную группу воспитанников. Однако эта идея не получила развития. С одной стороны, нет специально подготовленных воспитателей, с другой - средств. Как правило, принятие решения об очередном увеличении заработной платы учителей ставит вопрос о дальнейшей экономии. Экономить можно на всем, что непосредственно не связано с предметной подготовкой учащихся, поэтому экономия идет за счет воспитания. Нередко должность < социального> педагога используется в образовательных учреждениях как средство материального поощрения определенной категории учителей2.

Мы опять экономим на воспитании! Характерно, что озабоченность неблагополучием среди несовершеннолетних привело МВД к необходимости создать должность школьного инспектора милиции. Инспекторы начали работать непосредственно в учебных заведениях. В настоящее время в стране уже насчитывается более 3 тысяч таких инспекторов. По мнению министра МВД, менее активно создают подобные должности в российских городах-миллионниках и мегаполисах, хотя именно в них имеется потребность в школьных инспекторах милиции, как и в специалистах по профилактике безнадзорности и беспризорности. Такие специалисты должны иметь социально-педагогическую подготовку, чтобы профессионально помогать организовывать и реализовывать профилактическую работу с < детьми>, трудными в воспитательном отношении, а также с родителями, уклоняющимися от воспитания < детей> и ведущими аморальный образ жизни. Школьные инспекторы, не подменяя < социального> педагога школы, а совместно с ним, призваны целенаправленно осуществлять профилактическую деятельность.

Профессиональный статус < социального> педагога определяется характером профессиональной деятельности в системе " человек - человек". Его основное назначение - взаимодействие с объектом социально-педагогической деятельности в интересах стимулирования формирования < социальной> нормы, профилактики < социальных> отклонений, а также оказания помощи и поддержки в решении другими специалистами (должностными лицами) задач социально-педагогической направленности, побуждение людей к духовно-нравственному самосовершенствованию, продуктивному самопроявлению в среде жизнедеятельности.

Под воздействием складывающегося правового, экономического и профессионального статуса формируется так называемый общественный статус признания должности < социального> пе-

2 Им дают дополнительно по 0, 5 - 0, 25 ставки, чтобы они получали надбавку за свою деятельность, а не за исполнение обязанностей < социального> педагога.

стр. 47

дагога - неофициальный статус. Он во многом определяет отношение членов общества к личности специалиста, и для него, как человека, олицетворяющего соответствующую специальность, имеет исключительно важное значение привлечение к этой профессии молодежи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.