Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеракционистская ориентация






Интеракционистская ориентация (от англ. interaction -взаимодействие) - направление, изначально возникшее в рамках социологии и социальной психологии, - базируется на концеп­ции символического интеракционизма Джорджа Мида.

Предметом исследования интеракционистов является инте­ракция (социальное взаимодействие) посредством символов. Символы определяются как выражения лица и движения собе­седника, передающие определенное значение.

Значения вещей формируются в ходе общения и определя­ют характер оперирования ими. Поэтому взаимодействие рас­сматривается как необходимое условие становления личности.

В структуре личности выделяют три компонента: I, те, self.

I (индивидуальное, творческое, импульсивное Я) - нена­правленные тенденции поведения человека;

Me (социальное, нормативное, рефлексивное Я) - представ­ления об оценках и ожиданиях других людей от меня;

Self (самость) - совокупность импульсивного I и рефлек­сивного те; личность, способная оценивать и организовывать свои действия.

В русле символического интеракционизма традиционно выделяют две школы - Чикагскую (Герберт Блумер) и Айовскую (Манфорд Кун). Разницу во взглядах последователей Дж. Мида можно обнаружить при определении:

а) метода исследования,

б) приоритета одной из субстанций личности,

в) понятийного аппарата теории.

Г. Блумер вслед за Дж. Мидом считает, что социальная наука по своим методам должна отличаться от точных наук, в частности используя интерпретацию отчетов испытуемых о причинах своего поведения. В Чикагской школе основное вни­мание уделяется субстанции I (импульсивному Я), изменению личности человека в ходе взаимодействия. Г. Блумер выступал против уточнения понятий, предложенных Дж. Мидом.

М. Кун стремился доказать положения Дж. Мида в ходе эмпирических исследований. В частности, им был разработан тест «20 суждений» (тест «Кто я такой?»), позволивший полу­чить обширный материал для обоснования «теории самооценки личности». Согласно теории, главная роль в регуляции поведе­ния личности отводится субстанции те (рефлексивному Я), оп­ределяемой ролевыми позициями. Стремление М. Куна опера-ционализировать отдельные понятия концепции Дж. Мида рас­сматривается исследователями как причина усложнения теории.

Вклад в разработку теорий референтной группы внесли такие авторы различных психологических школ, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон. Однако, по мнению известного исследователя референтной группы Р. Мертона, в ее понятии нашла отражение, прежде всего идея Дж. Мида о группе как «обобщенном другом».

Термин «рефератная группа» был введен Г. Хайманом. Она определяется как реальная или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой ориентируется в своем по­ведении и самооценке. Референтной может быть как та группа, в состав которой человек входит, так и внешняя. Условия, при которых индивид выбирает в качестве референтной внешнюю группу, а не группу членства, выделены Р. Мертоном.

В качестве предмета исследования советских социальных психологов можно определить коллектив и зависимость харак­теристик личности от социального опыта.

Среди отечественных подходов в социальной психологии наиболее признаны коллективная рефлексология Владимира Михайловича Бехтерева, диспозиционная концепция регуляции социального поведения Владимира Александровича Ядова, концепция деятельностного опосредствования межлично­стных отношений Артура Владимировича Петровского.

В качестве основной, системообразующей категории дан­ных социально-психологических подходов можно определить категорию коллектива.

В. М. Бехтерев придерживался идеи выделения общих за­конов, лежащих в основе развития неорганического мира, при­родной и социальной (надорганической) и психической реаль­ности, придающих целостный характер всему мирозданию. Ав­тором предложена концепция энергообмена между человеком и миром. Он также настаивал на необходимости разработки объ­ективной психологии.

В. М. Бехтерев первым из русских ученых определил пред­мет (соотносительная деятельность общественных и социальных групп), задачи (изучение взаимоотношения личности и коллек­тива, закономерностей поведения людей в группе, возникнове­ния социально-психологических явлений), методы (наблюдение, эксперимент, статистический метод) социальной или общест­венной психологии.

При изучении коллектива В. М. Бехтерев расширял его до общества, определял как собирательную личность, обладающую целью, настроением, взглядами, действиями.

Социально-психологическое учение — коллективная реф-иексология - строилось по аналогии с общепсихологическим. (Ьличие состояло в исследовании «соотносительных проявле­ний» не отдельных индивидов, а социальных групп. Как и лич­ности, коллективу приписывались рефлексы - паники, нападе­ния, сосредоточения, восстания и др.

В. М. Бехтеревым проведена значительная работа по изу­чению механизмов общения людей.

Основы теории педагогики и психологии коллектива и управления им разработаны Антоном Семеновичем Мака­ренко. Он определял коллектив как «свободную группу тру­дящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованную, снабженную органами управления, дисцип­лины и ответственности»1. Среди закономерностей движения коллектива автор называл: 1) непрерывное развитие общест­венно значимых целей, 2) диалектику развития требований, 3) перспективные линии, 4) организацию завтрашних радо­стей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.