Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №55.






Изучение внимания в психологии деятельности.

Внимание занимает особое место среди познавательных процессов. В психологии нет единого мнения о его статусе. С одной стороны, внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс, с другой стороны, признание внимания как психической реальности подвергается сомнению. Его рассматривают как «побочный продукт» другого познавательного психического процесса или его характеристику.

Отечественная психология изучает внимание на основе деятельностного подхода. А. Н. Леонтьев, высту­пая против отождествления внимания и сознания, под­черкивал его связь с деятельностью: «Понятие внимания тесно связано с понятием деятельности, пересекается с ней и даже может совпадать» (А. Н. Леонтьев). Внима­ние представляется самостоятельным процессом, реали­зующим различные функции отбора, контроля, коррек­ции, усиления и др.

«...Простое обращение внимания на что-нибудь пу­тем соответствующего указания способно вызвать лишь первоначальную ориентировочную реакцию, которая исчезает, если никакой деятельности в связи с данным предметом не осуществляется. Предмет тогда начинает удерживаться вниманием... когда перед ним возникает известная задача, и он начинает действовать по отно­шению к этому предмету, занимающему в его деятель­ности структурное место цели. Главный вопрос состоит не в особенностях внимания как некой способности соз­нания, а в особенностях деятельности человека. Внима­ние возникает и поддерживается благодаря деятельно­сти. Для организации внимания человеку необходимо организовать требуемую деятельность по отношению к тем или иным предметам» (А. Н. Леонтьев, 1981).

Организация деятельности рассматривается в свя­зи с действиями и операциями и раскрывается через физиологические механизмы уровневой регуляции дея­тельности.

Действия и операции рассматриваются как от­дельные процессы, осуществляющиеся на разных уров­нях регуляции деятельности. Механизмами их реализа­ции являются психофизиологические функции (управ­ления, координации, регуляции, коррекции и др.). Анализ организации деятельности осуществляется с ис­пользованием основных положений физиологической концепции Бернштейна об уровневом построении дви­жений. На основании принципов уровненного и кольце­вого регулирования (построения) движений рассматри­ваются статический и динамический аспекты организа­ции деятельности.

Статический аспект позволяет изучать внимание через анализ процессов ведущего и фонового уровней организации деятельности, анализ компонентов кольце­вой структуры регуляции. Внимание рассматривается в направлении сосредоточения, концентрации или его рассеянности, отвлечения.

Динамический аспект организации деятельности предполагает изменение и взаимосвязь межуровневых процессов регуляции, их временной характер на соот­ветствующем кольцевом уровне регуляции (Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов, 1999).

Процессы, осуществляемые на ведущем уровне ре­гуляции деятельности, осознаются отчетливо, т. к. нахо­дятся в поле фокального внимания. Процессы, реали­зуемые на фоновом уровне, регулируются перифериче­ским вниманием. Они являются менее отчетливыми. Во внимании важная роль принадлежит ведущему уровню деятельности, а не всей ее системы. Межуровневое на­рушение (между ведущим и фоновым уровнем) процес­сов регуляции деятельности приводит к ее дезорганиза­ции и проявляется в ошибках невнимания, или отвле­чении, рассеянии, т. е. дезорганизации внимания. «Внимание есть феноменальное и продуктивное прояв­ление работы ведущего уровня организации деятельно­сти» (Психология внимания, 2001).

Исходя из деятельностного подхода, внимание рас­сматривается как самостоятельный процесс, осуществ­ляемый на уровне операций, действий и собственно дея­тельности.

Внимание, проявляющееся на уровне операций, является непроизвольным вниманием; на уровне дейст­вий - произвольным вниманием; на уровне деятельно­сти - послепроизвольным вниманием. Непроизвольное внимание объясняется автоматизированным выполне­нием действий, не требующим сознательного контроля. Произвольное внимание связано с постановкой цели -сосредоточиться на определенных предметах, что пред­полагает сознательную регуляцию процесса внимания. Послепроизвольное внимание возникает вследствие по­глощенности человека деятельностью. Это предполагает переход от произвольного внимания к послепроизвольному в результате «сдвига мотива на цель» (Ю. В. Дормашев, В. Я. Романов, 1995).

П. Я. Гальперин исследовал внимание как дейст­вие контроля с позиции деятельностного подхода. Он основывается на анализе процесса поэтапного формиро­вания умственных действий, суть которого состоит в преобразовании внешних, материальных действий во внутренние, умственные действия. Существенная роль отводится ориентировочному этапу. Именно от него за­висит быстрота и качество формируемого умственного действия. Контроль составляет неотъемлемую часть ориентировочного этапа, от которого зависит эффектив­ность этого процесса. П. Я. Гальперин предположил, что таким действием контроля является внимание. В то же время он утверждал, что не всякое внимание есть кон­троль, а только то, которое осуществляется по образцу, по критерию, по предваряющей схеме. В качестве по­следних выступают предметы, правила и указания, ал­горитмы выполнения действий, которые позволяют лучше распознавать воспринимаемую информацию, сравнивать и различать ее.

Во внимании как действии контроля выделяется три этапа: материальный, речевой, идеальный (умст­венный). На материальном этапе внимание осуществля­ет внешний контроль над выполняемыми действиями. Человек ориентируется на алгоритмы, формулы, прави­ла, планы и т. д.

Речевой этап связан с вниманием как внутренним контролем. Человек вербализует правила, формулы, ал­горитмы.

На идеальном этапе внимание проявляется как ав­томатическое, сокращенное, умственное действие.

Внимание как действие контроля не зависит ни от субъекта, ни от особенностей объекта. Оно свободно и произвольно. Произвольное внимание, по Гальперину, определяется как умственное, сокращенное, автомати­зированное действие контроля, осуществляемое с помо­щью образца, предваряющей схемы. Такое внимание всегда улучшает деятельность, не дает возможность от­влекаться, допускать ошибки невнимания (П. Я. Галь­перин, С. Л. Кабыльницкая, 1974).

Внимание занимает особое место в системе позна­вательных процессов и обусловливает ее функциониро­вание. На сенсорно-перцептивном уровне непроизвольное внимание обеспечивает первичный отбор информа­ции. Произвольное внимание позволяет сознательно управлять познавательными процессами. Ведущая роль в системе познавательных процессов принадлежит речемыслительному уровню, выполняющему функцию ее интеграции. Благодаря речемыслительным процессам осуществляется отбор существенной информации, отве­чающей целям и задачам познавательной деятельности. Таким образом, внимание выполняет функцию сквозно­го познавательного процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.