Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необихевиористская ориентация






Необихевиористская ориентация (от англ. behaviour - пове­дение) в социальной психологии характеризуется перенесением законов классического бихевиоризма в область социально-пси­хологических явлений. Предметом исследования его сторонни­ков стало научение социальному поведению, поведению в си­туации взаимодействия. Большое внимание уделялось подкреп­лению (положительное подкрепление - вознаграждение, отрицательное подкрепление - наказание). Классический бихе­виоризм получил развитие в двух направлениях: скиннеровском и медиаторном.

Беррес Ф. Скиннер считал, что психология должна ограни­чиваться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Им разработана концепция «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.

В медиаторном подходе традиционная для бихевиоризма схема S-R была дополнена «промежуточными переменными» - медиаторами. Эдуард Ч. Толмен, теоретик необихевиоризма, объединил идеи бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдиз­ма. Продолжая отождествлять механизм поведения человека и животного, ученый отмечал, что поведение состоит не из единиц «стимул - реакция», а целостных актов, которые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их структурных от­ношений, построение и проверку гипотез и т. п. Эти внутренние (физические, но не психологические) моменты объединялись в понятие «промежуточные переменные».

Сторонниками медиаторного подхода схема поведения бы­ла преобразована в формулу S — rsR, включающую такие медиаторы, как:

а) внутренняя реакция на внешний стимул (r),

б) внутренний стимул для внешней поведенческой реакции (s).

Было введено понятие «драйв» - внутреннее побуждение,

сила, вызванная внешним воздействием и активизирующая по­ведение в направлении подкрепления.

Особое внимание в усвоении поведения уделялось наблю­дению и подражанию.

Основным постулатом медиаторно-стимульной ассо­циативной теории Альберта Бандуры было признание трех систем регуляции поведения: предшествующих стимулов, влия­ния обратной связи, поступающей от реакции, и когнитивных процессов. Большое значение в теории уделялось когнитивному фактору, что в целом характерно для необихевиористской линии исследований.

Н. Миллер и Д. Доллард в своей теории социального нау­чения выделили четыре фундаментальных фактора научения: драйв, сигнал, реакция, вознаграждение. Схема S-r -s -R при­обрела следующий вид: сигнал - внутренняя реакция - драйв -внешняя реакция - вознаграждение.

Гипотеза фрустрации - агрессии, предложенная Н. Мил­лером и Д. Доллардом, состояла в следующем: наличие агрес­сивного поведения всегда предполагает существование фруст­рации и, наоборот, существование фрустрации приводит к аг­рессии. Основные понятия, используемые в теории: фрустрация, агрессия, сдерживание, смещенная агрессия. Положение о жест­кой связи фрустрации и агрессии позже было подвергнуто критике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.