Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 53.






Развитие представлений об эмоциях в психологии.

Развитие представлений об эмоциях связано с именами Б.Спинозы (XVII век) и В. Вундта (XIX век). Б.Спиноза рассматривал эмоции как аффективно-когнитивный процесс. Под аффектом он понимал состояние тела, увеличивающее или уменьшающее, благоприятствующее или ограничивающее его способность к действию Им было выделено три вида аффектов: удовольствие, неудовольствие и желание. Последнее рассматривается как осознанное влечение к положительному или отрицательному переживаниям.

В результате экспериментальных исследований В.Вундт охарактеризовал эмоции по трем шкалам: удовольствие неудовольствие; напряжение - разряжение; возбуждение - успокоение. В данной системе координат, по Вундту, переживаются все возникающие у человека эмоции.

Первыми психологическими теориями эмоций стали теории Джемса - Ланге. Эти теории вошли в психологию эмоций как «органические», или «периферические». Возникновение эмоций Джемс и Ланге объясняли изменениями, происходящими в организме человека.

Согласно теории американского психолога Джемса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Таким образом, Джем и независимо от него Ланге предложили «периферическую» теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызываемого эмоциогенным раздражителем.

Выражаясь словами У Джемса, «...мы огорчены, потому что плачем или испуганы, потому что дрожим». Если при восприятии ситуаций не происходит телесных изменений, эмоции не возникают.

Теория Джемса – Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

В качестве противопоставления «периферической» теории был предложен ряд «центральных» теорий эмоций. Физиологические теории эмоций (В.Кэннон, Ч. Шсррингтон и др.) объясняли их возникновение работой центральной нервной системы. В. Кеннон и В. Бард выдвинули таламическую теорию эмоций, помещая первичный аппарат для проявления эмоций в таламус. Таламические эмоциогенные центры испытывают тормозящее влияние коры головного мозга и немедленно дают разряд, как только освобождаются от кортикальных влияний. При этом условии ощущение получает определенную эмоциональную окраску. Эти же процессы являют­ся причиной эмоциональных выразительных движений. Таким об­разом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения.

Кеннон первый отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состоя­ний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточ­ны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

Теория дифференциальных эмоций К.Изарда (1999) названа так потому, что объектом ее изучения являются частные (фундаментальные) эмоции, каждая из которых рассматривается как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Структура эмоций, по Изарду, включает следующие компоненты: нейрофизиологический, экспрессивный и чувственный. Теория Изарда рассматривает эмоции как системк, включающуюся во взаимодействие с другой системой: когнитивной, моторной, перцептивной и гомеостатической (обеспечение биологической регуляции со средой). Все остальные состояния – индивидуальное развитие человека. Эмоциональные процессы представляются Изардом как сложная структура, включающие нейрофизиологические, экспрессивные (выразительные) и чувственные (субъективные) компоненты.

К.Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций, из которых три - позитивных, семь - негативных К первым относятся интерес, радость и удивление. Вторые представляют горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх и вину.

В процессе взаимодействия фундаментальных эмоций образуются устойчивые аффектокомплексы: один позитивный - любовь и 3 негативных - тревожность, депрессия, враждебность. Стабильность аффектокомплексов способствует развитию определенной эмоциональной черты личности. Изард предполагал о развитии аффективно-когнитивной структуры: их возникновение обусловлено регулярным появлением отдельных эмоций или комбинации эмоций, которые влияют на познавательную структуру человека.

По мнению Изарда, интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес – единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Радость является скорее побочным продуктом, нежели прямым следствием мыслей и действий, направленных на ее достижение. Радостное переживание может возникнуть и при уменьшение стимуляции, вызывающей негативное эмоциональное состояние, и при виде хорошо знакомого человека, и в процессе творчества. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома или нежданное появление друга. Чувство удивления знакомо каждому, но его трудно описать. Отчасти это объясняется тем, что удивление недолговечно, но еще более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Горе, связанное с утратой объекта любви или привязанности, - это универсальное человеческое переживание. Утрата любимого человека вызывает самое глубокое и острое переживание горя. Доминирующей эмоцией в горе является печаль. Переживание горя сплачивает и объединяет людей, которые по природе своей является общественными существами. В теории дифференциальных эмоций депрессия трактуется как сложный паттерн базовых эмоций, включающий в себя прежде всего эмоцию печали,, а также различные комбинации гнева, отвращения и презрения (враждебные чувства по отношению к самому себе и к другим людям), эмоции страха, вины и смущения. Гнев – одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать развитию депрессии. Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели. Очевидная функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. В одной из теорий отвращение рассматривается исключительно как «пищевая» эмоция, которая может быть активирована только представлением о зараженности или ядовитости пищи. Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида или группы к встрече с опасным противником. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих безопасности и чувству уверенности. Страх несет в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Состояние тревоги определяют как комбинацию нескольких дискретных эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх. Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнение и чувства других, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми и большей ответственности перед людьми. Вина играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления совести. Стыд и вина часто идут рука об руку. По мнению Томкинса, стыд и вина – суть одна эмоция, по-разному представленная в сознании. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или самому себе. Любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство, но ее нельзя отнести к таким эмоциям как радость или печаль. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

В отечественной психологии с позиции деятельностного подхода эмоции рассматриваются, как внутренние регуляторы деятельности Функцию регуляции они осуществляют косвенно, через мотивы поведения человека (Леонтьев, 1997). Эмоции являются результатом деятельности и механизмом ее движения Существенная роль придается соотношению эмоций и смыслов. Это соотношение не всегда одинаково. Если эмоции и биологический смысл предмета деятельности совпадают, то между эмоциями и личностным смыслом нельзя ставить знак равенства. Это несовпадение объясняется раздвоенностью функции мотива деятельности на функцию смыслообразования и собственно побуждения. Личностный смысл деятельности не меняется в зависимости от негативной стимуляции, вызывающей сильное эмоциональное переживание. Чаще благодаря личностному смыслу может нарастать «психологическая дискредитация возникающей эмоции».

С.Л. Рубинштейн (2000) связывал возникновение эмоции с отношениями, в которые включается личность (к миру в целом, к себе, к тому, что происходит с ней, что она делает, что ее окружает).

Исходя из понимания эмоций как единства эмоционального и интеллектуального, С.Л.Рубинштейн выделил уровни развития эмоций: уровень элементарных эмоций, уровень предметных эмоций или чувств и уровень обобщенных эмоций или чувств. На первом уровне отражается непосредственное состояние организма, второй уровень характеризуется переживаемым отношением человека к предметному миру (моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические чувства), третий уровень представляет устойчивые мировоззренческие установки

Информационная теория эмоций П.В.Симонова (1987) объясняет их возникновение потребностями человека и его информированностью о возможных способах удовлетворения. Чем выше информированность человека, тем больше вероятность возникновения положительных эмоций.

Согласно П. В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших живот­ных и человека величины потребности и вероятности ее удов­летворения в данный момент.

П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно кото­рому отношение между лмоцией (Э), потребностью (П), инфор­мацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной инфор­мацией, которая может быть использована для целенаправ­ленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н — С). Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии потребности — если система вполне информирована; 2) при де­фиците наличной информации появляется отрицательная эмо­ция, достигающая максимума в случае полного отсутствия ин­формации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необхо­димую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интен­сивности эмоциональной реакции от силы, потребности и раз­меров дефицита или прироста прагматической информации, не­обходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассог­ласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуаль­ных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и де­фицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информи­рованность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональ­ный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка си­туации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведе­ний, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть вы­полнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную фор­му страха, которая пропорциональна разнице между предвиди­мой и фактически полученной дозой информации. При удивле­нии внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удив­ления и страха позволяет преодолен, страх, если перенести ак­цент с результатов события на анализ его причин.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.