Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекти права власности на объекти природного походження.






Экологическое законодательство различает субъектов права собственности в зависимости от формы собственности, в которой находятся те или иные природные ресурсы. Таким образом, право собственности на природные ресурсы характеризуется множественностью субъектов в соответствии с формами собственности - государственной, коммунальной и частной. То есть следует делить субъектов права собственности на субъектов права государственной, коммунальной или частной собственности на природные ресурсы.

Характерным признаком субъекта права собственности является надлежащее право- и дееспособность. Из-за отсутствия соответствующих предписаний в экологическом законодательстве правовой статус субъектов права собственности на природные ресурсы целесообразно определять по аналогии с нормами гражданского права по общей правоспособности с учетом требований экологического законодательства. Экологической дееспособностью является способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, то есть осуществлять действия, направленные на самостоятельное или совместно с другими лицами получения объекта собственности, в частности, обращаться в соответствующий орган о предоставлении в собственность земельного участка, получения земельного пая, приобретение земельного участка на основании гражданско-правового соглашения и тому подобное.

Экологическая праводееспособность принадлежит отдельному физическому лицу - гражданину Украины, иностранному лицу или лицу без гражданства с момента достижения 18-летнего возраста. Но когда законодательством допускается брак до достижения 18-летнего возраста, то праводееспособность физического лица наступает в полном объеме с момента заключения брака.

Юридические лица приобретают экологической правоспособности с момента государственной регистрации в органах исполнительной власти. Субъектом права частной собственности могут быть только юридические лице, основанные на праве частной собственности. Юридические лице, основанные на праве государственной или коммунальной собственности, не могут быть собственниками природных ресурсов. Они им предоставляются только в пользование.

Субъектами права коммунальной собственности определены территориальные общины сел, поселков, городов как непосредственно, так и в лице их представительных органов - советов. Территориальная община - это жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр. Непосредственно свои полномочия территориальная община может осуществить путем проведения местных референдумов, в других случаях - через поселковые, сельские, городские советы.

Особым субъектом права собственности на природные ресурсы является государство. Субъектом права государственной собственности на природные ресурсы является государство в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций. Но следует учитывать, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности в натуре полномочия по распоряжению всеми землями, кроме переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

Специфической особенностью субъекта права государственной собственности, не свойственной другим субъектам права собственности, является то, что государство выступает в одно и то же время и как носитель политической власти (суверен), и как владелец и осуществляет право собственности в неразрывной свя связи с политической властью. Государство своей властью от имени народа Украины определяет правовой режим всех природных ресурсов, принадлежащих ей, создает органы управления объектами природы, определяет их компетенцию.

Природные ресурсы юридически закрепляются за определенным гражданином, но право собственности на них фактически осуществляют все члены его семьи, обладающие гражданской правоспособностью. Поэтому, например, предоставление в собственность второй приусадебного участка на семью не допускается. Добровольный отказ от права собственности на природный объект возможна только с согласия всех дееспособных членов семьи. Смерть гражданина, которому было предоставлено природный объект на праве частной собственности, не лишает членов его семьи права собственности на него.

Указанное дает определенные основания признавать фактическим субъектом права частной собственности на природные ресурсы семью гражданина. Однако действующее экологическое законодательство семью гражданина субъектом права собственности не считает.

Определенную специфику как субъект права частной собственности имеет фермерское хозяйство. Земельный кодекс Украины закрепляет в виде субъекта права частной собственности на землю для ведения фермерского хозяйства гражданина. Однако земельный правоспособность для этих целей гражданин только с момента государственной регистрации фермерского хозяйства. Таким образом, и в этом случае фактически субъектом права частной собственности на землю выступает не отдельный гражданин, а юридическое лицо в виде фермерского хозяйства, создается, как правило, группой граждан.

Таким образом, семейная форма присвоения требует признания субъектом права собственности фермерского хозяйства крестьянскую семью, то есть группа лиц, связанных семейно-трудовой общностью, и закреплено в ст. 18 Закона Украины «О собственности», где указано, что имущество лиц, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной собственности. Поэтому признание фермерского хозяйства юридическим лицом (п. 2 ст. 18 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») представляется нецелесообразным, так как имущество (земля) этого хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется членами фермерского хозяйства совместно по договоренности (статьи 14, 15 Закона Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Более того, важнейшим признаком юридического лица является ее обособленность от своих учредителей, не наблюдается в этом случае.

Таким образом, фермерское хозяйство можно рассматривать как форму сельскохозяйственного предприятия, которое базируется на общей совместной частной собственности на землю, а субъектом этого права является семейно-трудовое объединение лиц.

 

25. Підстави виникнення, змини та припинення права власності на природні об’єкти.

По общим правилам право собственности приобретается на основании приобретения соответствующих объектов по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям. Основанием возникновения права собственности на природный объект может быть и решение органа власти о передаче соответствующего объекта в собственность.

Кроме того, законодательством могут предусматриваться особенности приобретения права собственности на отдельные природные ресурсы. Так, например, в соответствии с Законом " О животном мире" законность приобретения в частную собственность объектов животного мира (кроме добытых в порядке общего использования) должна быть подтверждена соответствующими документами, удостоверяющими законность изъятия этих объектов из естественной среды, ввоз в Украину из других стран, факта покупки, обмена, получения в наследство и т.д., которые выдаются в установленном законодательством порядке.

Поскольку к земле привязаны другие природные ресурсы, то требования земельного законодательства относительно приобретения права собственности на землю распространяются на другие природные объекты (земли лесов, земли водного фонда, земли природно-заповедного фонда и т.п.). Земельным кодексом Украины установлено, что граждане приобретают право собственности на землю, кроме как по гражданско-правовым договорам, также: на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование; принятия наследства; выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая) (часть 1 статьи 81). Коммунальная собственность на землю возникает в случае: передачи территориальным общинам земель государственной собственности; принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; принятия наследства; по гражданским договорам и возникновения других оснований, предусмотренных законом (часть 4 статьи 83 Земельного кодекса Украины). Государство приобретает право собственности на землю в случае: отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд; приобретение по гражданско-правовым соглашениям; принятия наследства; передачи в собственность государства земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами; конфискации земельного участка.

Прекращение права собственности на природные объекты может происходить по разным причинам, предусмотренных законодательством: прекращение существования объекта права собственности (потеря, гибель); прекращение существования субъекта права собственности (в случае утраты гражданства Украины, смерти физического лица, а также при реорганизации или ликвидации юридического лица); добровольный отказ (купля-продажа, дарение); принудительное отчуждение у собственника природного объекта вопреки его воле на основаниях, указанных в законе (изъятие природного объекта содержится нерационально или средствами, которые приводят к его уничтожению).

Также Земельный кодекс Украины к основаниям прекращения права собственности относит: обращение флаг-ния на земельный участок по требованию кредитора; отчуждения земельного участка по мотивам общественной необ-ходимости и для общественных нужд; конфискации по решению суда; использования земельного участка не по целевому назначению; не устранение допущенных нарушений законодательства (загрязнение земель радиоакт-внимать и химическими веществами, отходами, сточными водами и т.д., а также использование земель способами, наносящими вред здоровью населения) в сроки, установленные указаниями специально уполномоченных органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и т.п. (статьи 140, 143).

Определенные особенности прекращения права частной собственности на объекты животного мира обращается внимание в статье 8 Закона Украины " О животном мире".

Кроме вышеупомянутого, право частной собственности на объекты животного мира может прекращаться также в случае: жестокого обращения с дикими животными; установление законодательными актами запрета на пребывание в частной собственности отдельных объектов животного мира. В этих случаях право частной собственности на объекты животного мира может быть прекращено в судебном порядке по искам органов контроля в области охраны, использования и воссоздания животного мира или прокурора.

 

26.Право природокористування як форма охорони навколиш.природ.середовища: поняття, види, особливости, принципи

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

Основной является классификация права природопользования на: общее и специальное природопользование. Общее природопользование - это гарантированное законодательством Украины использования человеком природных ресурсов в целях удовлетворения жизненно необходимых потребностей (эстетических, оздоровительных, рекреационных, материальных и т.п.). Специальное природопользование - это производственно-хозяйственное использование природных ресурсов.

 

По срокам осуществления природопользования подразделяется на: постоянное (срок пользования не определен) временное, которое в свою очередь делится на долгосрочное (до 25 лет для водопользования - ст. 50 ВК Украины, до 50 лет для пользования лесами - ст. 18 ЛК Украины, пользования недрами-ст. 15 КУпН3) и краткосрочное (до С лет для водопользования, до 1 года для пользования лесами, до 5 лет для пользования недрами). Определенные особенности присущие праву пользования природными ресурсами на условиях аренды.

 

По основаниям возникновения различают первичное (производное от права собственности) и вторичное (производное от первичного пользования) природопользования. Примером является ВК Украины, прямо в ст. 42 предусматривает такое разделение водопользования. В вторичного природопользователя есть определенные права и соответствующие обязанности по первичному. Вторичное природопользования возникает путем заключения договора первичного с вторичным природопользователем, а также согласно решению соответствующих государственных органов, но с согласия первичного природопользователя.

 

По режиму пользования можно выделить общее и отдельное пользования. Совместное природопользования предусматривает использование определенной части природного объекта несколькими субъектами одновременно, характеризуется тем, что круг общих пользователей четко определено законом, а сами они друг относительно друга имеют определенные права и обязанности. Обособленное природопользования предусматривает пользование природным объектом четко определенным пользователем.

Право природопользования как комплексный правовой институт разделяется на виды, в соответствии с нормами экологического законодательства осуществляется по различным классификационным признакам. Так, по типу естественного объекта, который используется, право природопользования разделяется на:

- Право землепользования;

- Право водопользования;

- Право недропользования;

- Право лесопользования;

- Право пользования объектами животного мира;

- Право пользования объектами растительного мира (нелесной растительностью);

- Право пользования территориями и объектами природно-заповедного фонда.

 

Принципы: Рассмотрев основные признаки права природопользования, можно выделить и его принципы. Ведь право природопользования как система правовых норм, объединенных в правовой институт, базируется на ряде принципиальных положений, постулатов, которые определяют перспективное направление развития права. Главными среди них являются:

- Целевой характер использования природных ресурсов;

- Соблюдение экологических и санитарно-гигиенических требований при использовании природных ресурсов;

- Сбалансированность экономических, социальных и экологических факторов в процесіприродокористування (обеспечение устойчивого природопользования);

- Экосистемный подход к природе как к целостному организму, непричинение в процессе использования одного природного ресурса вреда другим;

- Соблюдение в процессе природопользования прав и интересов других собственников и користувачив природних ресурсов;

- Безвозмездность общего и платность специального природопользования и некоторые другие.

Некоторые акты природоресурсного законодательства (прежде всего земельного) разделяют природные на категории, определяя особенности режима использования каждой из таких категорий.

* Принцип соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований при використанниприродних ресурсов заключается в осуществлении системы правовых, организационных, технико-технологических, экономических и других мероприятий, направленных на охрану природы, ее ресурсов и объектов, а также здоровья человека в процессе природопользования. Этот принцип достаточно полно отражен в ст. 40 Закона «Об охране окружающей природной среды». Его суть заключается в том, что использование природных ресурсов гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется с соблюдением обязательных экологических требований, а именно:

- Рационального и экономного использования природных ресурсов на основе широкого применения новейших технологий;

- Осуществление мероприятий по предотвращению порчи (то есть причинению вреда природнимобьектам), загрязнения (т.е. неблагоприятным изменениям состава и свойств природных обьективта ресурсов в результате поступления в них загрязняющих веществ), истощение (тобтокилькисному исчерпанию) природных ресурсов, негативного влияния на состояние окружающей природной среды;

- Осуществление мероприятий по воспроизводству возобновляемых природных ресурсов;

- Применение биологических, химических и других методов улучшения качества природных ресурсов, обеспечивающих охрану окружающей среды и безопасность населения;

- Сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонда, а также других территорий, подлежащих особой охране;

- Выполнение других экологических требований, установленных законодательством Украины.

* Принцип сбалансированного учета экономических, социальных и экологических факторов в процесіприродокористування приобретает определенного развития в законодательстве Украины, а также в организационной деятельности государства и общества. Постулата устойчивого развития провозглашаются в преамбулах и текстах большинства актов экологического законодательства.

* Принцип экосистемного подхода к природе как целостного организму, не-причинение процессе использования одного природного ресурса вреда иишим имеет основополагающее значения как для права природопользования, так и экологического права в целом.

Экологическое право Украины последовательно воплощает принцип экосистемного подхода к природе в процессе природопользования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.