Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правове регулювання лимитування (квотування) и лицензування природокорист-ня як засобив рационального використання природних ресурсив.






=== Экологическое лимитирование осуществляется путем установления лимитов использования природных ресурсов - предельных объемов, в пределах которых разрешается специальное использование лесных ресурсов, полезных ископаемых, рыбных запасов и других объектов водного промысла, поверхностных и подземных вод охотничьих и неохотничьих видов животных, растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины, природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечения рационального, экономного использования природных ресурсов, сохранения пространственной и видового разнообразия, целостности природных объектов и комплексов. На основе этих лимитов выдаются разрешения на специальное использование природных ресурсов. Порядок установления лимитов использования природных ресурсов определены Законом Украины " Об охране окружающей природной среды" (статья 43), Положением о порядке установления лимитов использования природных ресурсов общегосударственного значения " (утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992), Правилами отпуска древесины на пни в лесах Украины (утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 29 июля 1999) и некоторыми другими актами.

Лимиты (квоты) на добычу полезных ископаемых (в том числе континентального шельфа), за исключением общераспространенных, и сроки их действия утверждает Кабинет Министров Украины по представлению Минэкономики и Госкомприродресурсов, согласованным с областными государственными администрациями. Лимиты использования рыбных запасов и других объектов водного промысла, отнесенных к природным ресурсам общегосударственного значения, в разрезе речных бассейнов, морских районов промысла, основных типов и категорий водоемов ежегодно утверждаются Минприроды Украины по представлению Укргосрыбхоза на основании обоснований научно-исследовательских учреждений и организаций. Лимиты на использование природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения утверждаются Минприроды по представлению органов, в ведении которых находятся эти природные ресурсы, на основании обосновывающих материалов, согласованных с соответствующими научными учреждениями и специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды в Автономной Республике Крым, государственными управлениями охраны окружающей природной среды в областях, городах Киеве и Севастополе. Лимиты использования охотничьих видов парнокопытных животных, медведя, куниц лесной и каменной, норки американской, хорька лесного, бобра, нутрии свободной, ондатры, сурка, белки утверждаются на охотничий сезон Минприроды по представлению Госкомлесхоза на основании предложений пользователей охотничьих угодий, согласованных с их территориальными органами в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Лимиты использования неохотничьих видов утверждаются Минприроды по каждому отдельному виду этих животных в соответствии с представлением специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды в Автономной Республике Крым, соответствующих государственных управлений в областях, городах Киеве и Севастополе при наличии обосновывающих материалов соответствующих научных учреждений. Размеры лесосечного фонда (запасы древесины, предназначенной для заготовки во время рубок главного пользования) и площадей хвойных насаждений для заготовки живицы устанавливаются Кабинетом Министров Украины (на основании предложений о распределении лесосечного фонда и заготовки живицы в разрезе областей, министерств и других центральных органов исполнительной власти, к сфере управления которых принадлежат лесопользователи, обобщает Минэкономики и согласовывает с Госкомлесхозом и Минприроды) в пределах расчетной лесосеки, исходя из потребностей в лесных ресурсах. Утвержденные лимиты распределяются по регионам и природопользователей.

Лимиты использования природных ресурсов местного значения, то есть не отнесенных законодательством Украины к природным ресурсам общегосударственного значения, утверждаются Правительством Автономной Республики Крым, исполнительными органами местных советов.
--------- Экологическое лицензирование осуществляется путем предоставления разрешений (лицензий) на специальное использование природных ресурсов, осуществления деятельности, повязкам связанной с негативным воздействием на окружающую среду.

Так, законодательство требует получения разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровни воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух (статьи 11, 13 Закона Украины " Об атмосферном воздухе"). Предусмотрено, в частности, что разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются при условии: непревышения в течение срока их действия установленных нормативов экологической безопасности; непревышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников; соблюдение требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ.

Обязательным является получение разрешения на производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию ядовитых веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 440 от 20.06.1999 г.. (С последующими изменениями) разрешение выдается Минприроды по согласованию с Минздравом, Госнадзорохрантруда, Минтрансом, МВД согласно Перечню ядовитых веществ, в том числе продуктов биотехнологий и других биологических агентов, производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизация которых осуществляются при наличии разрешения, прилагается к указанному постановлению Кабинета Министров Украины).

Специальное разрешение (лицензия) должен быть получен в органах Минприроды субъектами предпринимательской деятельности на использование источников ионизирующего излучения (статья 23 Закона Украины " Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" от 08.02.1995 г.).

Законодательством предусмотрены и другие случаи получения разрешений на специальное использование природных ресурсов (раздел " Право собственности на природные ресурсы и право природопользования»).

31.Договирни форми природокристування: основни сфери застосування та правовий змист.

 

В условиях социалистической системы хозяйствования государство относило административные методы регулирования природопользования к числу вспомогательных средств регулирования, использования и охраны окружающей природнойсреды. Длительное время лицензия в этих условиях быладокументом, являющимся актом распорядительного органа власти, который регулировал взаимоотношения сторон.Договор, если он и применялся в редких случаях, то, какправило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон.

Например, возьмем для иллюстрации договор застройки, заключаемый застройщиком и коммунальным отделом местного управления на основе решения исполкома горсовета о выделении земельногоучастка для строительства дома. Суть договора состоит в конкретизации прав и обязанностей землепользователя изастройщика по использованию земельного участка, сроков начала и завершения строительных работ, проведения работ по территории, окружающей дом. Подобную жефункцию выполнял договор, заключаемый между сторонами при временном отводе земельного участка для строительства дорог, линий связи и иных сооружений. Договор уточнял права и обязанности участников отношений по следующим позициям:

– хранение и использование плодородного слоя земли;

– рекультивация (биологическая и техническая) земельного участка;

– осуществление порядка проведения расчетов и ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договорных условий.

По мере дальнейшей экономизации охраны окружающей природной среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования, договор принимает все более распространенную и самостоятельную форму. При этом необходимо отметить, что в сфере экологии, где особенную роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. В принципе, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор, если он не противоречит действующему законодательству.

Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора – аренда. Если в земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным и привлекательным видам и формам землепользования (владение, собственность), то в других сферах природопользования аренда еще с трудом пробивает себе дорогу.

Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что, в отличие от исключительной, внешняя государственная собственность стала многоуровневой, т. е. собственностью Федерации, республик, областей, краев, автономий.


Вслед за арендой, которая еще только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, обозначаются другие возможные виды договоров. Закон о недрах (ст. 12) говорит о концессиях, т. е. появляется перспектива на договорных началах оказывать различного вида экологические услуги; в Законе об охране окружающей природной среды (ст. 3) предусмотрен новый вид договора в области природопользования – договор о комплексном природопользовании.

Но, несмотря на то, что договорная система настойчиво про­никает в сферу экологических отношений (при отсутствии рыночных атрибутов – купли-продажи, мены, залога и т. д.), договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему в этих условиях основанием возникновения экологического природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор – средством ее конкретизации и выполнения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.