Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Понятие и виды источников трудового права.






    Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений. Другими словами, источники трудового права – это нормативно-правовые акты, регулирующие рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

    Виды источников трудового права.

    Как указывает В.Н.Уваров, нормативные правовые акты подраз- деляются на основные и производные.

    К основным нормативным правовым актам в области трудово- го законодательства относятся Конституция РК, конституционные за- коны, отдельные законы о труде, нормативные правовые указы Пре- зидента Республики Казахстан, нормативные постановления Прави- тельства, Конституционного Совета и Верховного суда Республики Ка- захстан; нормативные приказы министерств и иных руководителей цен- тральных государственных органов, нормативные постановления го- сударственных комитетов и иных центральных государственных орга- нов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных усло- вий организации труда.

    К производным нормативным правовым актам в области трудо- вого законодательства относятся различные правила, положения, ин- струкции, рекомендации и т.п. Они принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и состав- ляют с ними единое целое.

    Согласно ст.4 Закона Республики Казахстан “О нормативных пра- вовых актах” от 24 марта 1998 года № 213 в иерархии нормативных правовых актов соотношение юридической силы иных, кроме Кон- ституции нормативных правовых актов соответствует следующим нис- ходящим уровням:

    Особое место среди источников казахстанского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция Республики Казахстан, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и приме- няется на всей территории Республики Казахстан. Закон и иные пра- вовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить Конститу- ции РК.

    Высшая юридическая сила Конституции проявляется в следующем:

    1) Конституция имеет приоритет перед законами и подзаконными актами;

    2) Конституция предусматривает порядок принятия законов и под- законных актов соответствующими государственными органами.

    Конституционные нормы выступают источником для принятия за- конов и иных нормативных правовых актов.

    Конституция РК 1995 года является фундаментальной базой теку- щего законодательства, главным источником права. Она закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к источникам права вообще и трудово- го права в частности. Конституция РК законодательно закрепила пра- ва, свободы и обязанности человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дис- криминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, религиозной принадлежности, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Конституция объявила право на сво- боду труда, свободный выбор рода деятельности и профессии; запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих тре- бованиям безопасности и гигиены. На вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безрабо- тицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллек- тивные споры с использованием установленных законом способов их разрешения. Каждому предоставляется право на отдых. Работающе- му по трудовому договору гарантируется установленная законом про- должительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оп- лачиваемый ежегодный отпуск.

     

    Содержание конституционных норм конкретизируется в законах и подзаконных актах о труде.

    В системе законодательства о труде важнейшее место занимают законодательные акты. Согласно Закону Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. “О нормативных правовых актах” к законодательным актам относятся:

    • законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

    • конституционные законы; указы Президента Республики Казах- стан, имеющие силу конституционного закона;

    • кодексы Республики Казахстан; законы; указы Президента Рес- публики Казахстан, имеющие силу закона;

    • нормативные указы Президента Республики Казахстан;

    • нормативные постановления Парламента Республики Казахстан;

    • нормативные приказы министров; нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы; постановления центральных государственных органов;

    • нормативные решения маслихатов и акимов.

    Каждый из нормативных актов нижестоящего уровня не может противоречить нормативным актам вышестоящих уровней.

    Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Рес- публики Казахстан.

    Закон имеет верховенство над другими подзаконными актами. Это сущность принципа законности. Законами регулируются все важней- шие общественные отношения в области применения труда, устанав- ливаются основополагающие принципы и нормы по вопросам трудо- вой правосубъектности работодателей и граждан, определяются ос- новные условия труда и социальной защиты, охраны труда и пр. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

    Важнейшими источниками трудового права являются законы Республики Казахстан.

    В соответствии с Конституцией РК и Законом РК от 24.03.1998 г. “О нормативных правовых актах” можно выделить следующие виды законов:

    А) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РК. Они принимаются в порядке, установленном Конституцией (п.3 ст.62). Например: Закон РК от 7.10.1998 г. “О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК”, который отменил возрастной ценз для гос. служащих (п.4.ст.33);

    Б) конституционные законы РК. Конституционным признается за- кон, названный таковым в Конституции и принятый в установленном Конституцией порядке (п.4 ст.62). Например, конституционный закон РК от 16.12.1991 г. “О государственной независимости РК”;

    В) обычные законы. Например, Закон РК от 10.12.1999 г. “О труде в РК”, Закон РК от 30.12.1998 г. “О занятости населения РК” и др.

    К источникам трудового права относятся и подзаконные акты в области трудовых отношений.

    К подзаконным актам относятся иные, не являющиеся законода- тельными, нормативные правовые акты. Это нормативные указы Пре- зидента РК, нормативные постановления Парламента и Правитель- ства РК, нормативные приказы министров, нормативные решения мас- лихатов и акимов. Подзаконные нормативные акты характеризуются 2-мя признаками:

    1) они не могут противоречить закону и выходить за его рамки;

    2) они направлены на организацию исполнения законов.

    По Конституции РК (ст.62) Парламент принимает акты в форме законов, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажи- лиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. Законы вступают в силу после их подписания Президентом РК. Зако- ны, постановления Парламента и его палат не должны противоречить Конституции, а постановления Парламента и его палат не должны про- тиворечить законам.

    Из подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента Республики Казахстан. Они прини- маются по вопросам, не входящим в компетенцию Парламента и его палат. Например, Указ Президента Республики Казахстан от 29 мая 1990 года “О неотложных мерах по укреплению государственной и трудовой дисциплины”.

    Наибольшую группу подзаконных нормативных актов о труде со- ставляют нормативные постановления Правительства Республики Ка- захстан. Они носят общегосударственный характер. В соответствии с Конституцией (ст.69) Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления, а Премьер-министр – распоряжения, имеющие обязательный характер на всей территории республики.

    Важнейшее место в системе источников трудового права занимает Закон РК “О труде в РК”. Он регулирует весь комплекс общественных отношений, входящих в трудовое право.

    Нормативные правовые акты вводятся в действие в следующие сроки:

    1. законы Республики Казахстан, указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан – по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в дей- ствие не указаны иные сроки;

    2. постановления Парламента Республики Казахстан, его Палат – со дня первого официального опубликования, если в самих актах не указаны иные сроки;

    3. постановления Конституционного Совета Республики Казахстан

    – со дня их принятия;

    4. нормативные правовые акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов как входящих, так и не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, в том числе Верховного Суда Республики Казахстан, Национального Банка Рес- публики Казахстан – по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования если в самих актах не указаны иные сроки.

    Закон может применен (введен в действие) только после его обна- родования в виде опубликования. Это означает, что закон начинает регулировать правовые отношения и порождать определенные юри- дические последствия только после его введения в действие.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.