Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервьюер и обстановка опроса как факторы общения.






Любой опрос – это «вербальное поведение в определенных условиях», и на его исход влияет большое количество прямых и косвенных факторов.

В стране, где опросы никогда не проводились, первый опрос может вызвать настороженность, отказ отвечать на вопросы интервьюеров.

С самого начала изучения общественного мнения социологи задавались вопросом: как строить общение?

Причины, заставляющие человека соглашаться на участие в опросе:

1) рефлекс вежливости (индивидуально-личная причина)

2) желание повлиять на что-либо (сугубо социальный акт) = меньше всего отказов

3) желание, потребность высказаться

Механизмы, работающие на отказ от опроса/уход от ответа (по Пинто и Гравитцу):

1) «бегство»

2) «рационализация» (когда интервьюируемый отвечает так или иначе не по своим убеждениям(которые не представлены в выборке), а по рациональным причинам)

3) «идентификация» (опрашиваемый стремится оправдать представление, составленное о нем интервьюером)

4) «забвение» (того, что связано с отрицательными эмоциями)

Готовность респондента принять участие в опросе сильно зависит от МЕТОДА опроса, от самой СИТУАЦИИ опроса, которые также значительно влияют на качество информации (результаты).

Интересно, что разные группы респондентов по-разному воспринимают каждый способ коммуникации.

Типичные обоснования негативных реакций респондентов:

1) Неуверенность – 19%

2) Занятость/отсутствие интереса – 15%

3) Страх – 14%

 

· Ссылка на «недостаток времени» часто скрывает более серьезные истинные причины отказа – отсутствие интереса к опросу как таковому (восприятие его как ненужного дела).

· У каждого пятого человека опрос вызывает чувства тревоги и неуверенности в себе.

· Более уверены в себе молодые люди. + Нежелание участвовать в опросах прямо пропорционально возрасту.

· Нежелание отвечать по политической проблематике связано с отношением к власти/ из соображений политической безопасности / в силу неприязни к представителям официоза.

· Наблюдается увеличение доли женщин среди отказников + лиц старших возрастов (40-50-летних) + образованных людей.

· Социологи обобщают интервьюируемых, исходя из моделей их поведения в ходе опроса («робкий», «нерешительный», «болтун», «спорщик», «шутник»).

Герберт Хаймэн выделяет 2 модели поведения опрашиваемого:

1) думает о том, как выполнить стоящую перед ним задачу (ответить на вопросы) – возрастает ДОСТОВЕРНОСТЬ, КАЧЕСТВО материала

2) заботится о своих отношениях с инервьюером – возрастает КОЛИЧЕСТВО материала, но его ЦЕННОСТЬ ПАДАЕТ

ВАЖНОСТЬ ФИГУРЫ АНКЕТЕРА ДЛЯ ОПРОСА!!! от него зависит, дойдет ли дело до вопросов и насколько серьезно к ним отнесутся à деятельность анкетера должна быть строго регламентирована + должно проходить инструктирование + обучение и контроль за их деятельностью à проблема обучения и подбора кадров!!! (от этого зависит степень оперативности проведение опроса, знания интервьюерами местных условий, доверия к полученным материалам)

· Интервьюер должен быть: внимательным и вежливым, вызвать интерес у респондента, объяснить, что речь идет не об экзамене, что все ответы равноправны и интересны.

· Сходство с опрашиваемым (пол, возраст, образование) улучшает атмосферу интервьюирования.

· Сильная связь между расой интервьюера и ответами на вопросы расовых отношений.

Методические требования к интервьюерам:

1) приветствие

2) представления от имени фирмы

3) получение согласия респондента

4) обещание анонимности результатов опроса

5) формулировка цели опроса

Проблема опроса – присутствие лиц, не имеющих отношения к интервью (особенно если они знакомые/родные). à очень важно предоставление анкетеру возможности работать наедине с респондентом.

Технологии производства социологической информации:

1) программа исследования с целями, задачами, гипотезами, понятийным аппаратом

2) выборка, ее характер, кол-во будущих опрашиваемых

3) методика + содержание вопросов

4) полевые работы (беседы с респондентами)

5) обработка ответов на ЭВМ

6) анализ и интерпретации результатов

7) представление результатов заказчиков

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.