Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация. Жила С.А. Теория и практика изучения украинской литературы во взаимосвязи с разными видами искусств в старших классах общеобразовательной школы






Жила С.А. Теория и практика изучения украинской литературы во взаимосвязи с разными видами искусств в старших классах общеобразовательной школы. - Рукопись.

Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения (украинская литература). - Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова, Киев, 2004.

Диссертация содержит разработанные теоретико-методологические и методические основы изучения украинской литературы во взаимосвязи с разными видами искусств в старших классах общеобразовательной школы.

В исследовании создана и теоретически обоснована методическая система изучения литературы как составной части культуры, осуществлен анализ разных видов внутритекстовых интегративных связей словесности с графикой, живописью, скульптурой, музыкой, что позволяет значительно активизировать изобразительно-выразительный потенциал текста и его воздействие на читателя. Введены в методическую систему новые и малоизвестные произведения искусства, связаны с личностью писателя; выяснены возможные варианты сочетаний между автором текста (как конкретно-исторической личностью) и произведениями изобразительных искусств, музыки, театра, кино, стимулирующими сложный процесс взаимодействия и взаимообогащения гуманитарных знаний.

Выявлены конгениальные " переводы" литературных образов на язык других искусств - одно из самых существенных звеньев системы комплексного использования искусства при изучении литературы в старших классах средней школы. Сравнивая свои читательские представления о героях и те истолкования, которые они получают в творчестве художника - иллюстратора, композитора, режиссера, актера, школьник постигает многогранность и глубину художественного образа в искусстве, специфику образного языка различных видов искусства и общие закономерности, присущие им всем. Создание особой методической системы комплексного использования искусства при изучении украинской литературы - одно из перспективных направлений в методике, рассматривающее литературу в органической связи с другими видами искусства и тем самым выявляющим ее общеэстетические и специфические черты.

С позиции современной философской и психологической науки комплексное использование искусств при изучении украинской литературы вполне закономерно, так как взаимодействие искусств основывается на самой природе человеческого восприятия и познания: органы чувств (анализаторы) работают в тесной связи, обеспечивая верное познание художественной картины мира; воздействие какого-либо художественного явления на соответствующий анализатор вызывает функционирование другого анализатора (например, слуховое ощущение вызывает добавочное - зрительное). Произведения других искусств обеспечивают выполнение психолого-дидактического правила преподавания литературы: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся, на разные органы чувств и на разные сферы сознания. Такой подход к преподаванию литературы обеспечивает формирование в школьников личностно-ценностного отношения к искусству, развивает общие и специальные умения, художественно-образное мышление, стимулирует творческий потенциал личности, воспитывает потребность к художественно-творческой самореализации и духовному самосовершенствованию, то есть решает задачи стоящие перед методикой в целом.

Разработаны концептуальные модели комплексного использования смежных искусств на уроках украинской литературы при изучении биографии писателя и художественных текстов (драматических и прозаических). Творческие, поисковые задания построены на принципах культуросоответствия (учение и воспитание в контексте культуры, ориентация литературного образования на культурные ценности); сопоставления произведений смежных искусств и литературы; " педагогики сотворчества" (идея диалогового взаимодействия).

Дифференцированный подход к заданиям увеличивает вероятность их успешного выполнения, повышает у учащихся интерес к процессу диалогического общения и удовлетворение от проделанной работы (коммуникативной, эмпативной, креативной, рефлексивной).

В процесс изучения литературы введены искусствоведческие диалоги, предполагающие рассмотрение художественного текста как своеобразного культурного универсума с зашифрованными кодами (информативно-проблемные, оценочно-интерпретационные, функционально-ролевые). Важнейшими характеристиками искусствоведческих диалогов являются творческая активность, сотрудничество, сотворчество словесников и старшеклассников, многоплановость (используются разные методы и методические приемы, связанные с восприятием, оценкой, интерпретацией художественных явлений во взаимосвязи с другими видами искусств, литературно-творческой деятельностью учащихся), разомкнутость структуры (культурное пространство диалога не закрыто), соединение в себе разных видов диалогов (диалоги с персонажами произведений, писателями, критиками, искусствоведами), полилогов.

Улучшение разных видов информации: вербальной и невербальной, оптимальное использование которых ведет к гармонизации правого (художественно-творческого) и левого (аналитического) полушарий мозга и активизации творческого мышления и творческой самореализации личности.

Установлено, что экспериментальная методика существенно повышает уровни сформированности навыков анализа текста, расширяет их знания об искусстве, раскрывает возможности учащихся реализовать свой творческий потенциал в разных видах искусств.

Исследование может быть использовано как учеными-практиками для анализа литературного текста, так и словесниками для усовершенствования методики преподавания школьного курса литературы. На предложенных концептуальных основах возможно конструирование вариативных путей проектирования содержания литературного образования учащихся. Материалы диссертации дают теоретико-методические основания для совершенствования программ, учебников и пособий по предмету.

Ключевые слова: внутритекстовые интегративные связи, изобразительно-выразительный потенциал текста, текст как культурный универсум, комплексное использование искусства, художественно-образное мышление.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.