Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в педагогическом смысле - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий раз­витию личности.






Под развитием понимают происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

Формирование - это изменения в развитии личности чело­века или отдельных его качеств, которые происходят под вли­янием совокупности факторов: внутренних и внешних, при­родных и социальных, объективных и субъективных. Форми­ровать —это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество. Можно, например, формировать у детей приемы запоминания, культурно-гиги­енические навыки, понятия о друге и дружбе и т. п.

Обучение - это специально организованный процесс вза­имодействия педагога (взрослого, который выполняет фун­кции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспи­танников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются так­же воспитание, формирование, развитие.

Понятие образование, будучи одним из важнейших в пе­дагогике, не имеет однозначного определения. Так, в совет­ской педагогике под образованием понимался процесс (и результат) усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В Законе РФ «Об образовании» (1991) образова­ние определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

Таким образом, подчеркивается интегративный характер об­разования как единства близких педагогических процессов -воспитания, обучения, просвещения. Педагогика-единствен­ная наука об образовании.

Педагогический процесс - это сознательно организован­ное, целенаправленное и планомерное взаимодействие пе­дагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят из­менения во всех его участниках.

Современная педагогическая наука возникла не на пус­том месте: она, как и другие науки о человеке, имеет много источников.

Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А.Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Многие положения теории Коменского актуаль­ны и для современной педагогики.

Современная дошкольная педагогика изучает, во-пер­вых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, со­держание, формы организации, методы, приемы и сред­ства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошколь­ная педагогика несет на себе и прикладную функцию - за­нимается разработкой новых, более совершенных про­грамм и методов воспитания и обучения.

Педагогика школы представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учеб­ного заведения, специфические проблемы получения выс­шего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдо-педагогика, -вопросами обучения и воспитания слепых -тиф-лопедагогика, с речевыми нарушениями - логопедия, вопросами обучения и воспитания умственно отсталых - оли­гофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

Особую группу педагогических наук составляют част­ные методики, изучающие закономерности и специфику пре­подавания конкретных областей знаний (учебные предме­ты в школе).

Общественными потребностями вызваны к жизни и скла­дываются в последнее время такие отрасли педагогики, как семейная педагогика, этнопедагогика, производственная пе­дагогика, социальная педагогика и др.

Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно человеко-ведческими.

Как уже отмечалось выше, педагогика вызрела в недрах философии, отпочкова­лась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философски­ми науками помогает педагогике в определении целей вос­питания, в постижении сущности человека, законов разви­тия природы и общества и т.п. Педагогика непосредствен­но связана с такими отраслями философии, как этика, эсте­тика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Данные социологии - еще одной области философских знаний о cocf оянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания. Напри­мер, социологи представили информацию о недостаточно высоком охвате детей дошкольным общественным воспи­танием (в Москве - 51 %, в других городах и регионах Рос­сии - несколько ниже). Как следствие, выявлено снижение готовности детей к школьному обучению. Перед педагоги­кой возникла проблема: как повысить уровень развития детей, не посещающих дошкольное учреждение. Изучают­ся разные формы помощи семьям, дети которых воспиты­ваются дома; развивается сфера дополнительных услуг на­селению; открываются группы развития при дошкольных учреждениях и др.

Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обосно­вание. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного раз­вития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических пока­зателей. Например, о результатах обучения судят по объе­му знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. Вос­питанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень само­стоятельности и т. п. Решение любого вопроса в сфере обу­чения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.

Интеграция психологии и педагогики привела к возник­новению пограничных отраслей - психопедагогики, педаго­гической психологии.

Анатомия и физиология - основа для понимания биоло­гической сущности человека, особенностей развития орга­низма на каждом возрастном этапе. Научные знания о выс­шей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и пси­хическим развитием детей. Те же знания являются осново­полагающими при разработке режима жизни детей, орга­низации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые пред­назначены для детей раннего и дошкольного возраста.

Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что тре­бует от педагогики более тесного сотрудничества с отрас­лями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призван­ной разработать специальную систему обучения и воспи­тания детей, часто болеющих, недомогающих. Создается интегрированная медико-педагогическая программа поло­вого воспитания детей. Необходимо объединение усилий медицины и педагогики в разработке программы антиал­когольного, антинаркоманного воспитания и образования.

Педагогика - наука развивающаяся, быстро реагирую­щая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что уже исследовано, и то, что предстоит изучить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного вре­менного периода.

Рассмотрим задачи, которые имеют постоянный вневре­менной характер. Среди таких задач одна из основных - раз­работка теоретических проблем воспитания, обучения и обра­зования с учетом особенностей каждой возрастной катего­рии населения. Реализация этой задачи связана с изучением закономерностей процессов воспитания, обучения, образо­вания, а также с разработкой новых моделей образователь­ного процесса.

Демократизация общественной жизни в нашей стране поставила педагогику перед необходимостью изучить тео­ретические основы построения педагогического процесса на гуманистических началах, с ориентацией на общечеловечес­кие ценности. Как сделать развитие ребенка главным смыс­лом педагогического процесса? На каких теоретических по­ложениях строить личностно-ориентированную модель об­разования начиная с дошкольного возраста? Эти проблемы сегодня - важнейшие для общей и возрастной педагогик.

Принципиальное значение для педагогики имеют ее вза­имоотношения с практикой воспитания, которая является для науки и источником знаний, и сферой для реализации новых идей, концепций, программ, методик образователь­ной работы. Поэтому постоянной задачей педагогической науки являются, с одной стороны, изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, с другой — внедрение результатов исследований в практику.

прогнозирование образования - становится особенно акту­альной для нашей страны, где далеко не всегда при рефор­мах образования учитывалось мнение науки. Каким долж­но быть профессиональное образование, оправдает ли себя многоступенчатая подготовка кадров? Как готовить ква­лифицированных рабочих? Какими должны быть учрежде­ния для детей первых лет жизни? С какими трудностями столкнутся школьное и дошкольное образование в XXI в.? Эти и многие другие проблемы - в поле зрения современ­ной педагогики, без научных прогнозов которой нельзя строить политику и экономику в области образования, со­вершенствовать образовательную систему, подготовку спе­циалистов.

Однако в силу богатства и динамичности педагогической действительности не представляется возможным предвидеть все проблемы образовательной системы, которые должна решать педагогика. В связи с этим возникают задачи вре­менного характера, требующие от науки быстрого реаги­рования. Это задачи создания новых типов учебников, по­собий для школы, дошкольных учреждений; разработка раз­личных тестов (для определения готовности детей к школьному обучению и др.); внесение изменений в пред­метно-материальное, пространственное оформление груп­повой комнаты, участка дошкольного учреждения; изуче­ние эффективности деятельности служб дополнительного образования и др.

Для решения комплекса стоящих перед наукой задач ис­пользуются специфические методы. Метод - это путь дости­жения поставленной цели, способ решения задач. Педагоги­ка, как любая другая наука, характеризуется специфическим набором методов. При этом необходимо различать:

- методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;

- собственно исследовательские методы, с помощью ко­торых добываются сами педагогические знания, позволя­ющие выработать цели и средства их передачи.

Методы воспитания - специально организованное взаи­модействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых.

Методы обучения - система последовательных взаимо­связанных действий педагога и обучаемых, обеспечиваю­щих усвоение содержания образования.

Исследовательские методы - это методы, с помощью которых осуществляются изучение и обобщение педаго­гической практики, ведется самостоятельное научное иссле­дование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, педаго­гический консилиум, составление независимых характери­стик, изучение педагогической документации, детских ра­бот и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.