Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. 1-2.Верно, в каком-либо отношении вкралось между Филиппийцами разномыслие и были лица, нарушавшие закон мира и любви (Феод)






1-2. Верно, в каком-либо отношении вкралось между Филиппийцами разномыслие и были лица, нарушавшие закон мира и любви (Феод). В чем именно состояло то и другое, Св. Павел не разъясняет, но он устраняет причины, производящие обычно разъединение среди людей, и устраняет тем, что обращается к их сердцу: если любите меня, то исполните, о чем я вас прошу. Так он говорит им: я имею нужду в утешении. Если вы, как христиане, сознаете обязательство утешить христианина, имеющего в том нужду, то, прошу вас ради Господа Нашего, утешьте меня. Если вы испытали сладость деятельной любви христианской и знаете, как она много доставляет блаженства обеим сторонам, то умоляю вас этою отрадою, доставьте ее мне. Известно вам духовное общение между благовестником Евангелия и верующими. Знаете, как тесно связывает оно вступающих в него. Итак, прошу вас обрадовать меня этим общением. Вашею щедростью ко мне, готовностью все для меня сделать, прошу обрадовать меня. Всем указанным, дорогим для Филиппийцев, умоляет он их – что же сделать для него? Пополнить его радость от них: имейте одни мысли – будьте единомысленны – в догматах веры, имейте ту же любовь – будьте единодушно: любите друг друга в меру взаимной любви вашей – относитесь друг к другу так, как бы в вас была одна душа.

Привлекши Филиппийцев к единодушию, Св. Павел далее

б) устраняет препятствия к смиренной взаимной любви и содружеству (3-4).

3-4. Разлад единомыслия и единодушия большею частью происходит от тщеславия, от желания заслужить похвалу от людей. Это, говорит Св. Златоуст, есть причина всех зол: от него брани и ссоры, от него клеветы и споры, от него охлаждение любви – когда любим славу человеческую, когда бываем рабами чести, воздаваемой толпой. Ибо раб славы не может быть рабом Божиим. Как же можно избежать тщеславия? – По смиренномудрию, говорит Св. Павел, почитайте один другого высшим себя. Если ты представляешь, что другой лучше и выше тебя и уверишь себя в этом, и воздашь ему честь, то не будешь чувствовать неудовольствия, видя, что другой почитает его. Даже если он и обидит тебя или сделает тебе какое зло, то все перенесешь от него великодушно, потому что почитаешь его лучшим и высшим себя. А если и другие будут настроены так же и по отношению к тебе, то не произойдет никогда ничего между вами неприятного, и сам дьявол не в силах будет разъединить вас – разрушить ваше единодушие. Как в мыслях, так должно быть и на деле – в жизни. В жизни разъединяет людей эгоизм – самоугодие и каждый заботится только о самом себе, себя одного ставит себе целью, а других всех считает средством; так и обращается с ними. Любовь христианская, рождающаяся из самоотвержения, целью поставляет других, а себя считает средством. Это и заповедует здесь Св. Павел, говоря: не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Когда где бывает так, то там нет уже места ни тщеславию, ни задорной ревности, и никакому вообще злу: там водворяется Божественная – ангельская жизнь (Феод.).

в) В пример смиренномудрия Св. Павел представляет Господа нашего Иисуса Христа (ст. 5-11).

5. Цель христианина – благо ближнего; каких бы жертв оно не потребовало от него – он должен исполнить, по примеру Господа нашего Иисуса Христа должен руководиться Его чувствами, Его расположением. Что же Он сделал?

6. Господь наш Иисус Христос по Своей природе есть Бог – образ Божий, не в том смысле, как в человеке есть образ Божий – черты подобия Богу, а в том, что сама природа – естество Его – Божественно. Для всякого рода существ есть своя норма бытия. Всем известна норма человека, норма животного, норма дерева, так что, взглянувши только, мы тотчас говорим: это человек, это дерево, это животное. Применительно к этому, рассуждая по-человечески, своя норма бытия и в Боге. Кто имеет эту норму Божеского бытия, тот Бог, как и кто имеет норму человеческого бытия, есть человек. О Господе Спасителе Апостол говорит здесь, что Он в норме бытия – Бог, - бытие Его, существо и природа – Божеские, достоинство Его – быть равным Богу у Него не похищенное, но естественное. Почему Апостол и не сказал: не похитил, но не почитал хищением, т.е. имел власть не похищенную, но естественную, не данную, но постоянно и неотъемлемо Ему принадлежащую (Св. Златоуст). Но, несмотря на это, Он добровольно умалился до последней степени для блага человечества.

7-8. Но, будучи по Своей природе равным Богу, Господь Иисус Христос добровольно Сам себя умалил – обхитил – опустошил; Свое в Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, как Богу, принадлежащих. Как Он умалил Себя? – Приняв образ раба – принял на себя природу твари. Какой же? – Человека, сделавшись подобным человеку. Но не получила ли человеческая природа в Нем какого-либо отличия? – Нет, как все люди, таков был и Он: по виду став как человек – Он не только принял человеческую природу, но и подчинился всем условиям человеческой жизни; так что по этой видимости Он во всем был как человек. Но ОН, приняв на Себя тварную норму, - не перестал ли Он быть Богом? – Нет. Он принял ее, будучи образом Божиим, - «естеством Бог сый и естеством стал человек», следовательно, соединил в Себе и Божеское и человеческое естество не слитно и не раздельно: и безначальный – начинается; вездесущий – определяется местом; вечный – проживает дни, месяцы, годы; всесовершенный – возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий – питается и содержится другими; всеведущий – не ведает; всемогущий – связывается; источающий жизнь – умирает. Он мог бы, как Бог сый, принявши естество человеческое, сделать его славным, но Он добровольно смирил Себя. – Он избрал самый невидный род жизни: родился в яслях, возрос в бедности и трудах, жил среди лишений, не имея где главу приклонить И в течение Своей жизни Он на проявил Себя Богом, но быв послушным – ничему из текущего не перечил, но подчинялся всему, как оно текло: как Бог Он отрекся от Своей власти и смиренно принимал все случившееся и подчинялся тому. И не противился, когда подошла смерть. Он, как Бог, знал злоумышления врагов Своих и мог бы уничтожить их, но Он до конца послушлив был определению Бога, в Троице поклоняемого, чтобы Ему претерпеть не обычную смерть для спасения людей, а крестную – самую позорную – (Втор. 21, 23). Таким послушанием Своим Он показал, чем должен быть истинный человек в отношении к Богу, именно – во всем творить не свою волю, но волю Божию – быть послушным Ему во всем. За это послушание и возвеличил Его Бог.

9-11. За то, что так Он Себя смирил даже до крестной смерти, и Бог в Троице поклоняемый – Божество, так превознес Его, что выше и вознести невозможно, Его – Бога воплощенна, не как Бога, а как человека, так что человечество Его введено в славу и силу Божества Его. «Смирив Себя, Он не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек» (Феод.). Он имел имя, которое не отошло от Него чрез воплощение: но – теперь даруется оно Ему и как человеку. Даруется, ибо человечество, даже и воспринятое Божеством, не может заслужить такого имени по одному закону правды. Имя выше всякого имени. Какое это имя, выше всякого имени? – Бог Сын или Сын Божий. Так именовался Он «прежде мир не бысть». Теперь то же имя переносится и на его человечество. Св. Апостол в послании к Евреям объясняет, что это за имя: кому, когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? (Евр. I, 3-9). Это имя есть обожение человечества в лице Господа нашего Иисуса Христа – Искупителя и Спасителя нашего. Следствием такого превознесения и дарования Ему такого имени должно было быть Божеское поклонение Ему всех тварей – небесных, земных и преисподних, - «весь мир: и Ангелы (Евр. I, 6), и люди, и демоны, и праведники, и грешники» (Святой Злат.) и всей разумной твари исповедание, что Иисус Христос есть Господь и Бог, а в этом слава Бога Отца (Св. Злат.), Слава Сына – Слава и Отца.

В) Указание, как жить по-христиански (II, 12-18).

12. Св. Павел убеждает Филиппийцев во имя своей любви к ним и ради их послушания ему не только во время его присутствия, но, что гораздо выше и ценнее, во время его отсутствия, совершать свое спасение, свою христианскую жизнь, по заповедям Господа Иисуса Христа, со страхом и трепетом – не только бояться, но и трепетать, чтобы ы чем-либо, не нарушить воли Божией и не оскорбить Его. Какой же это страх и как он может родиться в нас? – Страх этот есть страх Божий, а как он может в нас родиться, это Св. Златоуст объясняет так: «если мы будем помышлять, что Бог везде присутствует, все слышит, все видит, не только слова и дела, но и все происходящее в сердце (Евр. 4, 12), если так настроим себя, то и не сделаем, и не скажем, и не помыслим ничего худого. Итак, принимаешь ли пищу, располагаешься ли спать, или другое что делаешь, помысли о присутствии Божием, и никогда не предашься смеху, никогда не воспламенишься гневом. Если такую мысль будешь иметь постоянно, то постоянно будешь в страхе и трепете, как бы стоял близ самого Царя». Далее Св. Павел указывает и побуждение такой жизни.

13. Совершать свое спасение со страхом и трепетом дело не особенно трудное, ибо при этом мы имеем помогающего нам самого Бога, так что, когда мы захотим совершить что доброе, то Он еще усилит наше хотение, возведет его до решимости, и когда мы решили сделать что-либо доброе, Он и совершит его, дав для этого нам благодатную силу (Св. Злат.). Бог так действует в нас потому, что весь Его план о нас клонится к мысли, чтобы мы жили и действовали по Его воле, а так как мы сами бессильны к тому, то Он приходит к нам со Своею помощью и подает ее нам, когда, как и в какой ему угодно мере. Далее, Апостол указывает, как должно совершать спасение.

14-16. Судя по-человечески, можно совершать свое спасение, соблюдать заповеди Господа, но не в угоду Богу: с ропотом, ворчанием на трудности этого дела. Напр., сколько ропота, ворчаний бывает между нами во время поста, или в церкви на трудность стояния! Или иной подает милостыню, а сам в себе ворчит: шатаются тут, покоя нет, лентяи, пьяницы и т. под. Апостол, имея это в виду, и учит: все делайте – обнимая этими словами круг обязательных для христианина дел и расположений, без ропота и ворчаний, скрывающих недовольство и неприятность, но с охотою, с удовольствием, радостно, живо, и без сомнения – раздумываний, как, то или то сделать, а, может быть, и не нужно совсем это делать, ибо в этом обличается шаткость решимости воли делать в угодность Богу всякое сознанное добро. У кого решимость эта тверда, тот с жаром берется за всякое доброе дело, как только сознает – рассудит, размыслит, что оно хорошо и ему должно его сделать. Св. Павел, запрещая раздумывания, подразумевает эту горячность в добре. Если, говорит, будете так поступать, как я учу вас, то будете неукоризненными и чистыми чадами Божиими, непорочными, т.е. без всякой примеси в делах, мыслях, чувствах всего чуждого христианству, и, что всего выше – будете чадами Божиими непорочными, ничем незапятнанными, среди строптивого и развращенного рода: среди них вы будете совсем другим родом – как светила в мире разгоняют мрак ночи и являют славу Божию, так и вы среди ходящих во тьме греховной своими добрыми делами являете славу Божию (Мф. 5, 16). И будете, действительно, светилами, сами осуществите в себе Евангельское слово жизни, если будете жить достойно благовествования; тогда и труды мои на обращение вас и поддержание в вере не будут напрасны. В день Христов (на суде Христовом) на вас могу указать в похвалу себе, что не напрасно трудился над вами – не напрасно носил Апостольское звание. Эта уверенность, что он не напрасно трудился трудом апостольским, радует его.

17-18. Имея такую уверенность, питая такие несомненные надежды, я, говорит Апостол, хотя мне и приходится терпеть за жертву и служение веры вашей – за то, что из вас, чрез веру, делаю жертву Богу, совершаю Богу службу, и даже подвергаюсь смерти, я этому рад – с радостью переношу и буду переносить и радуюсь еще, что поставил вас на правый путь к блаженству. И вы, подобно мне, радуйтесь, что идете правым путем к вечному блаженству, и порадуйтесь со мной, что ради вас увеличивается похвала моя в Царстве Христовом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.