Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.






2) Высказав Филиппийцам свою любовь к ним, Св. Павел делится с ними, как с любимыми детьми, заботящимися о нем, сведениями об обстоятельствах своей жизни в Риме (12-26).

12, 13. Вероятно, Апостол предполагал о скорби Филиппийцев, которые, услышав, что Апостол в узах, думали, что проповедь его прекратилась. Что же он делает? – Тотчас уничтожает это предположение (Свят. Злат.). Нет, говорит, не прекратилась проповедь, а еще более усилилась – мое положение узника послужило к большему успеху благовествования. Именно – учение его о Христе чрез приставленную к нему, узнику, стражу, распространилось по всей претории, лейб-гвардии императора; и не только там, но и во всем Риме стали говорить об нем, как о необыкновенном узнике, который попал в узы не за преступления какие, а за то, что всем проповедует Богом учрежденный путь спасения. А по его примеру, более смело стали проповедовать Евангелие о Христе и другие – Христиане.

14. Узы мои, говорит, не только не заградили уст другим и не сделали их боязливыми, напротив, сделали их еще более смелыми. И прежде они поступали смело и говорили с дерзновением, а теперь гораздо более (Св. Злат.). Таких проповедников явилось много. Кто же они? – Из братьев – христиан, воодушевленных подвигом (узами) Апостола к христианской надежде в Господе, т.е. при виде того, что узы Св. Павла приняли такой благоприятный оборот для проповеди о Христе. Вообще, шла проповедь не человеческая, учение было распространяемо не Павлом, а чрез Павла от Самого Бога объявлялся всем самый верный путь спасения. Это было слово Божие, проповедуемое устами человеческими. Но между проповедниками появились и лжебратия с нечистыми завистливыми побуждениями и целями.

15-17. Св. Павел говорит, что не все проповедники Евангелия о Христе имели одинаковые побуждения: были такие, которые по зависти к славе Апостола и из желания самим быть в чести, проповедовали слово Божие не чисто – хотя и верно по содержанию, но не чисто по побуждению; были и такие, которые проповедовали с добрым расположением, без лицемерия, со всем усердием – по благой воле (Злат.). По зависти, не чисто проповедующие Христа, думали тем увеличить тяжесть уз Св. Павла тем, что действовали против его воли, не по его указанию, и даже наперекор ему, и тем увеличивали его печаль узничества. Другие же проповедовали по любви к Св. Павлу – по его указанию, с мудрою осмотрительностью, зная, что он будет в ответе и пред Богом, и пред кесарем за благовествование Евангелия в Риме. Но те и другие проповедники радуют Апостола тем, что распространяют веру во Христа.

18. Некоторые проповедуют с нечистыми побуждениями. Что же, говорит, пусть проповедуют, намерения их и побуждения одобрить нельзя. Но, смотря на самое дело проповеди Евангелия, отвлеченно от побуждений и расположений, с какими это делается, нельзя этому не радоваться. Каким бы образом, с каким бы сердцем ни был проповедуем Христос – лицемерно ли, или под видом любви к Нему, или искренне – с расположением духа, с каким и следует совершать это святое дело, я этому радуюсь, и не только теперь радуюсь, но буду и после всегда радоваться и еще большею, чем теперь, радостью. (Св. Злат.). Ибо те, что не чисто проповедуют – губят лишь свое доброе дело: и об этом надо жалеть; но слушающие их и верующие чрез них в Господа, получают спасение и прославляют Господа. А как же не радоваться об этом? Не подумал бы кто, что Св. Павел одобряет недобрые побуждения и средства, лишь бы дело было хорошо по своим последствиям. «Надо принять во внимание, что у Св. Павла выражено это не в виде поведения, но повествовательно – как было; не сказал он: да будет проповедуем» (Феод.). Далее, Св. Павел указывает причину, почему говорит, что всегда будет радоваться.

19-20. Ибо несомненно, говорит, знаю, что и этот – нечистый способ проповеди послужит мне во спасение – во благо. На чем утверждается такая его уверенность? – На вере в силу молитв святых и на то, что ими руководит сам Бог. По вашей, говорит, молитве, возносимой за меня к Господу и принимаемой Им, и содействием Духа Иисуса Христа – Духа Святого, ниспосланного на Апостолов Иисусом Христом и пребывающего, и руководящего их, все послужит во благо мне. Но и молитвы святых, и Дух Иисуса Христа совершать дело мое во благо не сами собой, а при моей уверенности и надежде – при моей твердой, непоколебимой и непреложной надежде, что я ни в чем не буду посрамлен, что во всякой смелой проповеди Евангелия – с нечистыми или чистыми побуждениями, возвеличится Христос (явным сделает величие силы Его), Который обитает во мне. Буду жив – жизнью возвеличится Господь; умру – смертью возвеличится Он: я уже безвозвратно отдал жизнь мою в руки Господа. Уже не я живу, а живет во мне Христос (Гал. 2, 20); поэтому, что Ему угодно, то и устроит. Но что бы ни благоволил Он свершить, всем тем возвеличится имя Его.

Последние слова послужили для Апостола переходом к тому, чтобы открыть Филиппийцам, как смотрит он на свою жизнь и что в ней представляет для него последнюю цель.

21. Надеюсь, говорит, что вашими молитвами и по воле Божией все будет мне во благо – жив ли буду, или меня умертвят. Ибо жизнь для меня – Христос: Он источник и податель моей духовной жизни, Ему все посвящаю; а это и есть величайшее для меня благо, и смерть – приобретение: не лишение какое-либо, а тоже благо; потому что умереть мученическою смертью за Христа (что и разумеет здесь Апостол) и само по себе славно, и потому, что по смерти тотчас лицом к лицу увижу Христа Господа, в чем все наше блаженство. И то и другое – благо. Что же избрать, чего пожелать ему?

22-24. Лучше бы, говорит, мне умереть, - и по цене мученической смерти, и потому, что за нею последует. Но вот в мысли является другая – противоположная выгода – плод дела моего, Апостольского, если останусь жив, - именно, распространение света Евангелия и спасение многих душ. Когда, говорит, поставлю эти две выгоды одну против другой, то не знаю, что избрать в своем сердце, чего больше хотеть, о чем молиться Господу, чего просить у Него. Влечет меня к себе то и другое: имею желание разрешиться от тела, посредством смерти, какою угодно будет Богу послать мне. И это было бы гораздо лучше, потому что чрез это я тотчас стал бы со Христом быть и в Нем блаженствовать; а другое желание влечет оставаться в плоти для нужд ваших. Это влечение – исполнить апостольский долг – уверовавших – укреплять в вере, не уверовавших – обращать к ней, а всех – вести ко Христу. В первом случае он сам лично блаженствовал бы, во-втором привел бы к блаженству других. И это последнее Св. Павел считает нужнее для себя и предпочитает первому – желает остаться во плоти, чтобы исполнить свой апостольский долг.

25-26. Дух Божий, обитающий в духе Апостола, внушил ему уверенность, что на этот раз жизнь его вне опасности для исполнения его апостольского долга, о чем он и извещает Филиппийцев: я знаю, говорит, что избегну предстоящей опасности, чтобы снова доставить вам обильную пользу и радость (Феод.). Какую же пользу и радость обещает им Св. Павел? Успех веры и радость веры. Успех веры есть большее и большее разумение догматов веры и большее и большее совершенствование жизни по духу веры. А радость веры есть радость, какую дает им это успех веры. И то и другое доставит им свидание с Св. Павлом, который и обогатит их познанием веры, и настроит их на совершеннейшую жизнь, и обрадует их своим присутствием у них. Следствием же умножения познания в вере и усовершенствования в жизни по вере будет то, что похвала Филиппийцев еще более возвысится во Христе Иисусе – или у Христа Иисуса трудами Св. Павла, при вторичном его пришествии к ним.

3. Наставления о жизни достойной благовествования (I, 27 – II, 18).

Сначала Св. Павел указывает совместно три пункта, которых намерен коснуться: жизнь по Евангелию, единодушие и борьба с противниками (I, 27); потом эти пункты раскрывает подробнее в обратном их порядке: сначала воодушевляет к борьбе с противниками (I, 28-30); потом – учит, как блюсти взаимное единодушие (II, 1-11) и, наконец, указывает, как жить по Евангелию достойно христианина (II, 12-18).

Общее указание таких сторон христианской жизни, каких намерен коснуться Апостол (I, 27).

27. Все обещанное ранее Св. Павлом Филиппийцы получат, не только в том случае, если исполнят предлагаемые им условия. Какие? – Первое – живите, говорит, так как следует жить гражданам Царства Христова, как требует Евангелие Христово: иже хощет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по мне грядет (Марк. 8, 34). Вот евангельская жизнь. И как бы для возбуждения в них желания такой жизни, прибавляет, смотрите, не делайтесь причиной огорчения для меня. Когда приду и увижу – или пока еще не приду, а буду собираться, или в дороге буду, услышу о вас, чтобы мне и видеть, и слышать о вас одно доброе. Именно, что вы стоите в одном духе – одинаково все веруете в Господа Иисуса и находитесь во взаимной любви, что и создает могучий в единодушии отпор противникам по Евангельской вере.

А) Воодушевление на борьбу с противниками (I, 28-30).

Апостол воодушевляет их на это: аа) спасительностью страданий (ст. 28).

а) 28. Видно Епафродит известил Св. Павла, что Филиппийских христиан неверующие враги из язычников и иудеев обижают различным способом, доже угрожая им смертью. Св. Павел в утешение им говорит: не страшитесь ни в чем противников, чтобы они не делали, что бы не замышляли против вас – не бойтесь ничего: они вам не повредят, напротив, действуя так, они себе готовят погибель, а вам – приготовляют путь спасения – спасительный, как мученикам. Так определил Бог, чтобы истина и добро терпели притеснения в мире (Иоан. 16, 33). Далее, Св. Павел воодушевляет Филиппийцев стоять мужественно против врагов тем, что мученичество за веру есть высший простой веры дар Божий.

б) Превосходство веры с страданием пред простым страданием (29).

29. Спасение наше совершено крестною смертью Господа Иисуса Христа. Поэтому усвояется оно каждому в частности чрез участие своими страданиями в страданиях Христа, которое совершается истинными христианами произвольно чрез умерщвление своей плоти со страстьми и похотьми. Но Господь призывает некоторых избранных из христиан и к невольным страданиям, которые требуют большего терпения и мужества и потому выше ценятся, в очах Божиих. Таковы: лишение имений, изгнание, мучения. Святые мученики все призвание к венцу мученическому считали особым даром Божиим. Без указания свыше, они не решались на него; а получив указание, с радостью вступали на этот подвиг. В этом смысле и Филиппийцам говорит Апостол, что им даровал Бог не веровать только в Господа, но и пострадать за веру. «Итак не стыдитесь сего дарования; оно гораздо чудеснее дара воскрешать мертвых и творить чудеса» (Св. Злат.).

Наконец, Св. Павел воодушевляет к мужеству Филиппийцев своим примером (30).

30. Лучшим побуждением для учеников к добру служит пример их учителя, к нему обращается теперь Апостол. Они видели подвиг Св. Павла у себя в Филиппах, где он потерпел побои и темничное заключение за благовестие, и слышали, что он в Риме в узах за то же. «Поминая об этом, он говорит, как бы им: путь наш верен; вы идете по моим следам и тем же подвигом подвизаетесь, как и я; за что он как бы хвалит их». (Св. Злат.).

1) Слав.: Жительствуйте – в греческ.: живите по-граждански.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.