Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.






III. Нравоучительная часть (III. 1-IV, 6).

В ней Апостол сначала изображает христианскую жизнь, какою она должна быть сама по себе, без отношения к внешним положениям верующих (III, 1-17), а потом указывает, какою она должна быть в христианах при разных внешних их положениях и состояниях (III, 18-IV, 6).

1. Жизнь христианская, взятая отрешенно от внешних положений христиан (III, 1-17).

А) Существо жизни о Христе Иисусе (III, 1-4).

Глава 3.

1-2. Ранее (II, 12) Св. Павел учил, что в крещении верующие спогреблись Христу, с Ним и совоскресли. Итак, если воскресли со Христом, Который сидит одесную Бога, то туда, в горнее, должно быть обращено и внимание их – горнего и должно искать. Что это значит? В другом послании (Рим. 6, 4) Св. Павел объясняет, что воскреснуть со Христом значит жить обновленною жизнью, как жил Адам до своего падения – в живом общении с Богом, а не в самоугодии и чувственности. Поэтому воскресшие со Христом должны усиленно стремиться к тому, чтобы всегда держаться в живом общении с Богом. Это и есть самое высшее – горнее для христианина. Ибо, вступая в общение с душою, Бог вселяется в нее, оживотворяет и управляет всеми ее движениями и чрез это возвращает ей потерянное благосостояние – райское блаженство, или Царство Божие. Словами же – где Христос сидит одесную Бога, Св. Павел указывает и средство к Богообщению – это, именно, соблюдение заповедей Христовых; Он сам сказал: «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим… и мы придем к Нему и обитель у Него сотворим» (Иоан. XIV, 21. 23). Таким образом, искомое горнее не далеко от нас – оно в нас (Лук. XVII, 21), туда и следует устремлять свое внимание, чтобы устроить в сердце своем жилище Богу. Для этого Св. Павел дает такую заповедь: думайте не о земном, а о небесном, чтобы не отпасть опять от Богообщения в самоугодие, чтобы не нарушить заповедей Его, чтобы неотступно пребывать и мыслью, и сердцем с Господом. – Далее Апостол указывает, почему следует горняя мудрствовать, а не земная.

3. Потому, говорит, вы – христиане должны думать о небесном, а не о земном, что вы, когда крестились, умерли для всего земного и, как мертвые, конечно, не должны об нем думать – им заниматься, с другой стороны, потому не должны заниматься земным, что жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. По новой, обновленной жизни, вы должны оставаться в живом общении с Богом: вы – в Боге и Бог – в вас. Такова была жизнь и первых людей до их падения. После же греха люди отпали от Бога и жизнь их стала не в Боге, а в земном. Господь Иисус Христос снова возвратил падшего к прежней жизни; ибо он верою во Христа умирает для земной жизни и облекается в новую во Христе, а Христос – едино с Богом Отцом. - Таким образом, верующие во Христа находятся в живом общении со Христом (Иоан. 14, 20), а чрез Христа и с Богом Отцом. Но эта новая жизнь в Боге со Христом – сокровенная, невидимая не только для других, но, иногда, и для самого пребывающего в ней: она зреет и совершается в духе и сердце таинственным действием благодати Св. Духа (Иоан. 3, 8. Рим. 8, 26). Только вполне ведома она Богу, который знает сущие Своя (2 Тим. II, 19). Но теперь сокровенное, явно будет в пришествие Господа Христа.

4. Это теперь сокровенная жизнь истинного христианина во Христе, общении с Ним и с Богом Отцом, станет явной для всех и славной, когда Господь Иисус явится во славе на земле – во второе Его пришествие. Вот как должны жить христиане и чего ожидать!

Далее Апостол показывает, как этого достигнуть.

Б) Дела жизни о Христе Иисусе (ст. 5-15).

Два дела жизни во Христе указывает Апостол: а) уклонение от зла (ст. 5-11) и б) делание добра (ст. 12-13), и предел ее совершенства в) в любви и мире (ст. 14-15).

а) Апостол учит уклонению от зла (ст. 5-11).

5-7. Верующий во Христа в крещении умирает греху только в намерении и решимости не грешить, на самом же деле в душе его остались страстные привычки, которые продолжают волновать его и после крещения и побуждают к греху. Вот эти то страстные привычки Св. Павел и советует умертвить, называя их членами, - так они вкоренились в нас, что как будто составляют часть нашей природы. Как же их умертвить? – Голодом – неудовлетворением их: они возникают в душе, обольщают сердце сладостью греха. Но если их постоянно отвергать – пресекать, то они мало-по-малу станут замирать, а потом замрут и совсем. Страсти обольщают человека земным, поэтому Св. Павел и называет их членами земными. Св. Павел здесь указывает только два вида страстей – похотные и гневные. Плотская похоть порождает блуд – преступную связь с женщиной, нечистоту – неестественное удовлетворение похоти, страсть – блудную манию, страсть злую влюбления с ревностью, которая иссушает человека и желает смерти себе и другим.

К похотным делам Св. Павел причисляет любостяжание – пристрастие к имуществу – большому или малому, все одно, на которое, вместо Бога, возлагается вся надежда, поэтому и называет его идолопоклонством. Все такие страсти Апостол строго приказывает умертвить в себе голодом. Почему? Потому, что похотная жизнь навлекает гнев Божий не столько настоящий, сколько будущий, который постигнет всех упорных, не поддающихся никаким убеждениям – сынов противления. (Вот эту угрозу – судом и должны приводить себе на память для погашения похотной страсти, во время ее возникновения). Такими страстями были заражены и Колоссяне, когда были язычниками. А теперь, как призванные в светлое царство Христово, светло-бесстрастно и должны жить. Далее Апостол заповедует отложить гневную страсть.

8. Другую страсть, менее сильную, чем похотная (возникающая из естественной потребности нашей природы), именно – страсть раздражительную, в которой Колоссяне жили в язычестве, Св. Павел заповедует им теперь, когда они стали христианами и дали обещание не грешить, отлагать – слагать с свой души, тоже умерщвляя ее в себе воздержанием. Эта страсть обнаруживается: в гневе – как начале раздражения, неудовольствии, негодовании, огорчении, которые, далее, будучи не сдержаны, переходят в ярость – вспышку гнева в словах и делах, которые более или менее глубоко овладевают душой и выражаются в злобе – в злопамятстве и желании отмстить обидчику; (в хулении – слав.) – в отношении к Богу – в Богохульстве, а в отношении к людям – в злоречии – в брани, - клевете и в сквернословии – в брани непристойными словами. Все это Св. Павел заповедует отложить от уст – не произносить устами, которые созданы для славословия Бога.

9-11. К раздражительной страсти также относится ложь друг на друга – или клевета (ср. Иак. 4, 11). От всего этого Апостол заповедует отречься христианам по двум побуждениям, во 1-х, потому, что они совлеклись ветхого человека с делами его. Ветхий человек – падший, самоугодливый, полагающий свою цель в земном – чувственном благосостоянии. Христиане в крещении отрекаются от самоугодия и страстей его, как бы совлекают с себя, как одежду, самоугодливого ветхого человека и все деяния его; во 2-х, потому, что они облеклись в нового… по образу создавшего их. Отрекшись от ветхого, христиане не решаются жить самоотверженно для одного угождения Богу. Эта решимость жить новую жизнью закрепляется благодатью Св. Духа, которая ощутительно дает Себя чувствовать в таинствах. А кто, хотя раз, вкусит благодати, тот уже не захочет вкушать греховной сладости. Но это только начало новой жизни во Христе. С этого времени она будет раскрываться все полнее и полнее, доколе не достигнет своего первообраза, сокрытого в Создавшем. С возрастанием этой жизни сознание (познание) христианина обогащается и знаниями духовными, открываемыми ему непосредственно Духом Святым, для новой жизни по образу воссоздавшего нас Иисуса Христа (Рим. 8, 29), Который есть образ Бога Невидимого. В этом царстве новой жизни не должно быть раздоров и места раздражительной страсти, потому, что в нем нет никакого различия между христианами ни по национальности их – (Иудей и Еллин), ни по религиозности (обрезание и необрезание), ни по образованию (варвар и скиф), ни по гражданскому состоянию (раб и свободный). Чем бы кто ни был, но уверовал, прилипился к Господу Иисусу и спасен. Благодать Божия всех объединяет и из всех составляет единое тело. И здесь всяческая и во всех Христос. Не то или другое – Христос, но все; и не только в том или другом Он, но во всех. Таким образом, в крещении мы облекаемся во Христа, и черты образа Христова переносятся потом в нас на соответствующие части нашего существа и все это совершает Христос. А если все и во всех Христос, то уместно ли в нас раздражение на других?

б) Апостол учит обогащению добром (III, 12-13).

Освободивши христиан от старых одежд, сотканных из страстей похоти и раздражительности, Св. Павел облачает их в новые, сотканные уже из христианских добродетелей – противоположных страстям.

12-13. Павел сказал ранее, что совлекшемуся ветхого и облекшемуся в нового человека непристойно предаваться страстям. Что же прилично ему? – Облекаться во всякую добродетель. Как же не стараться, говорить, вам об этом? Ведь вы избранники Божии, святые, возлюбленные Его. Много людей, но из множества Бог избрал вас, именно, предпочтя другим. Он освятил вас, простив вам грехи и дав силу не грешить более, а, напротив, совершенствоваться во всякой добродетели; мало того, Он возлюбил вас, как чад своих. Как Отец ваш небесный милосерд, будьте же и вы милосерды, облекитесь в милосердие – заботьтесь друг о друге, как заботятся родители о своих детях – в благость – готовность при всяком случае оказать милосердие другим; в смиренномудрие – не думать о своем благе и, забывая себя, делать его другим; в кротость – ничем противным не возмущаться и никого ничем не возмущать, чтобы не множилось и не росло зло; в долготерпении – постоянном и неизменном терпении неприятностей, напраслин, гонений и даже смерти.. Это есть внешнее выражение кротости. Как же сделаться кротким и долготерпеливым, живя среди людей, при постоянных столкновениях с ними? Св. Павел отвечает. Относитесь любовно ко всякому, кто бы он ни был и как бы он неприятен ни был; если обиды неприятных вам людей касаются вас лично, то прощайте их; то же может случиться и с вами, тогда и вас будут прощать. Если это покажется вам трудным, то подкрепляйте себя мыслью, что Господь Иисус Христос простил вам прегрешения ваши. А, ведь, Он – Бог, и не только простил вам ваши согрешения, но и возлюбил вас.

в) Последний предел нравственного совершенства (ст. 14-15).

Предел этот есть любовь и мир: по умерщвлении похотной страсти, путем милосердия и благости, достигают любви; по умерщвлении же раздражительной страсти, путем кротости и долготерпения, достигают мира.

14. Любовь, как бы форменная христианская одежда: одетый в нее есть несомненно христианин, а не одетый не христианин, хотя бы он имел и милосердие, и благость, и кротость, и другие добрые качества; без любви они не имеют христианской цены, хотя могут проистекать и из других побуждений, кроме любви. Любовь проистекает от Бога, как Его свойство (1 Иоан. IV, 16) и Им даруется (1 Иоан. IV, 7)/ Поэтому Св. Павел считает любовь выше всего, ибо она есть союз совершенства. Кто имеет такую любовь, то все уже имеет; нечего ему больше и искать; ибо, имея любовь, Бога имеет: она изгоняет из сердца все страсти и, напротив, с собою вселяет там все добродетели. Другое свойство совершенства есть мир Божий.

15. Как любовь даруется после побеждения страстей, так и мир Божий; ибо пока не изгнаны страсти из сердца, откуда они вносят волнение в душу, не жди покоя и мира. Св. Павел называет этот мир Божиим, как дар Божий, как покой в Боге, умиротворяющий все внутри сердца. Такой мир и да владычествует в сердцах. Каким образом? – Св. Златоуст объясняет так: напр., пусть кто-либо неправедно оскорблен. От этого оскорбления родились в нем два помысла, из которых один повелевает отомстить, а другой – перенести обиду; и они борются между собою. Если в сердце властвует мир Божий, то оно склоняется на мысль о прощении обиды, убеждая, что Бог есть мир, что Он примирился с нами и нас призвал к миру с Собою (ср. 2 Кор. МБ 20), составив из нас – призванных одно тело, которого мы члены; поэтому и мы должны быть дружелюбны между собою. Последние слова стиха по-гречески и по-славянски дают такую мысль: и благодарни бывайте, это охрана мира. Мир душевный нарушается обычно разными случайностями и оскорблениями со стороны других. Чтобы не терять мира душевного, Св. Павел заповедует все относить к Богу и за все Его благодарить. Это укрепит мир душевный и предохранит его от колебаний.

Изобразивши совершенство духовной жизни, Св. Павел далее указывает, как ее достигнуть.

 

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.