Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.






II. Вероучительная часть (I, 12-II, 23).

Цель послания – предостеречь Колоссян от подкрадывавшихся к ним лжеучений. Но чтобы, с одной стороны, дать понять Колоссянам, почему Св. Павел с такою заботливостью берется за это дело, а с другой, чтобы указать основания для предостережений, Апостол сначала кратко изображает божественный план нашего спасения, как основу для предостережений (I, 12-23), и говорит, что его именно Бог избрал возвестить это язычникам (I, 24-29). Потом уже пишет самые предостережения (гл. II).

1) Краткое изображение божественного плана спасения (I, 12-23).

А) Изображая его, Св. Павел сначала показывает, в чем существенная сила этого плана (ст. 12-14), потом, Б) рисует пред ними божественный лик Самого Спасителя(ст. 15-20), и, В) наконец, представляет самих Колоссян участниками в этом спасении (21-23).

12-14. Приступая к изложению божественного плана спасения людей, Св. Павел начинает, естественно, с благодарения за это спасение Бога и Отца. Сначала не упоминает о Сыне и Св. Духе, желая показать, что Бог не вдали от нас, как учили еретики, а близ нас – Отец наш; Он не только призвал нас к чести участия в наследии святых – в Царстве благодати (Деян. 26, 18) и Царстве славы (Деян. 20, 32), но и сделал нас способными, пригодными, для принятия этой чести. Как же это Он сделал? – во свете-просветивши нас светом знания о Боге и Его воле и избавивши от власти тьмы, т.е. дьявола, поработившего нас себе чрез грех, и введши в Царство возлюбленного Сына Своего, Который как Сын любви Божией – и поэтому существа Его (I Иоан. 4, 16), есть истинный Бог, Единосущный Отцу, а царство Его есть область искупленных Им. Как же Сын возлюбленный избавил нас от власти тьмы? Пролитою за нас кровью Своею Он искупил нас от греха и тем обезопасил нас от опасного влияния власти дьявола. А избавивши нас от власти тьмы, тем самым взял нас под Свою власть – ввел в Свое Царство.

Б) Кто же наш Искупитель и Спаситель? Колосские еретики учили, что Иисус Христос есть высшая тварь. Св. же Павел изображает Его, во 1-х, как Бога по существу (ст. 15-17), во 2-х, как Богочеловека (ст. 18-20).

а) Иисус Христос по Своему существу (15-17)и как б) Богочеловек (ст. 18-20).

А) 15. По существу, Своему Иисус Христос есть образ существенный, точь-в-точь сходный, ни в чем не отличный – Бога невидимого (ср. Евр. 1, 3), только тем и разнится от Бога Отца, что рожден от Него, но не как тварь, во времени, а прежде всякой твари и времени – от вечности; ибо вся тварь создана Им.

16-17. Все сотворено Отцом через Сына во Св. Духе, или Триипостасным Богом (Св. Афан. Вел.). Но Св. Павлу нужно было (против еретиков) изобразить величие Господа Иисуса Христа, Которого он и называет Творцом (подразумевая Отца и Духа) всего, что есть на небе и на земле; но на небе – не светил только, а и всего мира ангельского с их начальствами и властями: одним словом – все Им и для Него создано – Бог Сын все создал Сам, Своею силою и для Себя. Как Творец всего Он есть, конечно, и «прежде всего», что свойственно одному Богу (Злат. Феод.). Но Он не только Творец всего, но и Вседержитель и Промыслитель всего сотворенного Им. «Все Им держится. Он не только привел все это из небытия в бытие, но и теперь все это содержит, так что если бы что-либо изъято было из Его промышления, то рушилось бы и погибло» (Злат.).

б) После этого Св. Павел изображает Иисуса Христа как Богочеловека; ба) высоту Его (18-19) и бб) примирение Им всех с Богом (20).

ба) 18-19. Тот, кто создал все и всем управляет – Господь Иисус Христос, и – глава тела Церкви. Тело Церкви есть стройно сочетанная совокупность верующих во Христе Спасителе, облеченных в Него Духом Святым, оживотворенных, возрожденных и состоящих в живом союзе с Господом; одним словом, это есть совокупность восстановленного человечества. Восстановлено человечество первоначально в Нем, в Его лице, а по Нему и чрез Него Духом Святым восстановляются и все верующие и прилепляются к Нему настолько тесно, что становятся едино с Ним, дабы и жить Им и в Нем, так что Он есть глава их и как родоначальник, и как живительная сила. Так, Церковь вся едино с Ним, а чрез Него и с Богом Отцом. Таким образом, Он есть начаток восстановленного человечества, - оно в Нем первоначально восстановилось, а потом по Нему и силою Его восстановляются и все другие. Он первенец из мертвых – первый воскресший для бессмертной жизни, чтобы и всем другим даровать бессмертие Своим воскресением. Так положено в предвечном совете: «да будет», чтобы Ему везде первенствовать – и в творении, и в промышлении, и в искуплении. Ибо так благоволил Бог – в предвечном Своем совете, чтобы в нем Едином вселилась всякая полнота, - все сполна, что потребуется для кого бы то ни было и для чего бы то ни было, и во временной и в вечной жизни, потому что Он – Богочеловек, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Но самое существенное, что предопределено было в предвечном совете исполнить Сыну – это примирить тварь с ее Творцом.

бб) 20. До падения был мир между тварью и Творцом, потому что тварь повиновалась Богу, исполняя Его волю. По падении человек вступил во вражду с Богом – перестал покоряться закону Божию (Рим. 8, 7), живя по своей воле. Прочие твари – небесные (мир ангельский) и земные (все, кроме человека) не враждовали с Богом – исполняли Его волю, но были во вражде с человеком – вели войну с ним. Сыну Божию в предвечном совете Пресвятой Троицы и определено было примирить человека с Богом и умиротворить враждующих тварей с человеком – небесным и земным. А как причиной вражды был грех человека, то Сын Божий омыл человека от греха Своею Кровью, Дух же Святой пришел к чистому от греха и подал благодатные силы для иной безгрешной жизни – по воле Божией. Как скоро человек стал жить по воле Божией, то тем самым окончилась война между земным и небесным – человеком и тварью. Таков план домостроительства Божия о спасении людей. И теперь Он уже приходит в исполнение: святым угождающим Богу исполнением воли Его, служат и ангелы, и звери. Так будет и со всеми, которые с верою вступят в Церковь Христову, Который есть ее глава.

В) Чтобы пояснить Колоссянам, в чем состоит это примирение, Св. Павел указывает на них самих – чем они были до обращения (21-23).

21-22. Чем Колоссяне были до обращения ко Христу? Они чуждались истинного Бога и даже враждебно относились к воле Божией, живя лукаво, беззаконно. Несмотря, однако на такую их враждебную Богу жизнь Господь Иисус Христос примирил их с Богом в теле плоти Своей, смертью Своею; страданиями Своими и смерть. Искупил их от грехов, обмыл их водою крещения, а благодатью Св. Духа дал силы творить волю Божию. Сделал это Он для того, чтобы представить их пред Собою – пред очами Всевидящего Бога – святыми – обогащенными всякого рода добрыми делами, непорочными, - не имеющими в себе пороков, неповинными – не имеющими на себе никакой вины. Такова цель искупления, к которой должны стремиться Колосские и вообще все христиане.

Но как прежде они добровольно жили в отчуждении от Бога, так теперь они добровольно же должны жить примиренными с Ним. Что же для этого требуется?

23. Не подумайте, говорит Св. Павел, что Бог делает все для вас без вашего соучастия в деле своего спасения. Нет. Он делает вас святыми тогда только, когда вы остаетесь твердыми в вере и непоколебимыми на своем жизненном пути в силу своей христианской надежды – делает, хотя вы этого и не замечаете. Ваша вера и надежда дают Ему простор действовать в Вас всею силою Своей благодати. А эти – вера и надежда даны не вам одним, но всем людям, как воля Божия, возвестить которую призван Св. Павел: он избран и поставлен служителем этого благовествования.

2) Раскрывши домостроительство спасения и цель его, чего Колоссяне должны твердо держаться, чтобы не впасть в заблуждение лжеучителей, Св. Павел указывает им, почему он принял на себя заботу – предостеречь их от лжеучителей (ст. 24-29).

24. В предыдущем стихе Св. Павел сказал, что он избран быть служителем благовестия, чрез которое Колоссяне и удостоились таких благ, теперь говорит: поэтому (ныне) и радуюсь, не смотря на страдания, радуюсь успехам благовестия, и радуюсь из-за вас, что вы сподобились Евангельских обетований: о вере вашей и твердости в ней, и этою радостью пополняю все лишения, какие причиняются мне моими страданиями, в теле моем – телесными или скорбями за Христа Господа и за Тело Его, которое есть Церковь, чтобы она стояла, расширялась и наслаждалась благосостоянием, потому что он – служитель этой Церкви Христовой.

25. Сначала, когда еще не было Церкви, Св. Павел поставлен был Богом служителем благовестия, как и все Апостолы, которым сказано: шедше научите – крестяще; когда же основалась Церковь Духом Святым, тогда он поставлен был ее служителем, чтобы исполнить слово Божие – чтобы словом благовестия оживлять и укреплять Церковь. Таково было, по домостроительству Божию, назначение Св. Павла, чтобы он был служителем благовестия в Церкви между язычниками и Колоссянами. – Что же вверено было ему возвестить язычникам?

26-27. Св. Павлу по домостроительству Божию поручено возвестить тайну, сокрытую от веков и родов, которую ни обыкновенные люди, ни даже пророки еврейского народа, не говоря о язычниках, вполне, совершенно не знали. Только теперь, с пришествием Господа Христа, Бог открыл ее и то не всем, а только святым Своим Апостолам, какое богатство милостей Своих Бог изливает на язычников, призывая их в Царство Христово наравне с избранным народом Своим. Кто были язычники? Люди более бесчувственные, чем камни, поклонялись камням и земле, были пленниками и рабами дьявола, а Он возвел их к достоинству ангелов, посадил с Собою на престоле (Св. Злат.). Одним словом, это богатство славы в том, что Христос стал обитать в них со всеми благодатными дарами Своими. Но здесь даруется язычникам только начало славы, настоящая же слава, в полном ее блеске и великолепии, ожидается в будущем. Ручательство же в том, что она действительно откроется и что язычники будут причастниками ее, служит то, что Христос – в них. Эту тайну и поручено Богом Апостолам возвестить людям.

28. Господа, как совершителя тайны домостроительства Божия, мы – Апостолы и проповедуем. Посредством вразумления приводим к сознанию страха Божия и возбуждаем раскаяние; потом, посредством научения указываем способ примирения с Богом чрез веру в Господа, Искупителя и Спасителя; вразумляем и научаем во всякой премудрости, т.е. со всякою премудростью и разумом (Св. Злат.), пользуясь, чтобы всех, кого можно, своею проповедью спасти (ср. Рим. XI, 14; 1 Кор. IX, 22). Для какой цели? Для того, чтобы, преподав всякому истинное учение о спасении в Господе Иисусе, отклонить его от греха и страстей, воодушевить на жизнь чистую и святую и вооружить благодатью Духа Святого, действительно направить на совершенную жизнь во Христе Иисусе и таким совершенным представить его на суд Божий. На такое служение и призван Св. Павел и исполняет его.

29. На то, чтобы представить всякого человека совершенным о Христе Иисусе, говорит он, направлены не какие-нибудь случайные, а усиленные, сопровождаемые борьбой и подвигом, при посредстве благодати Божией, действующей во мне могущественно и внутренне, и внешне – в знамениях и чудесах: всякий труд и подвиг принимаю на себя охотно, чтобы учением проповеди всех людей сделать совершенными (Феод.).

1) призвавшего – Иоанн Златоуст, Феодорит и другие вместо этого ставят другой глагол, который означает – сделать годным, или способным.

2) отчужденными – Св. Златоуст читает – отчуждавшимися.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.