Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Узы Св. Павла в Кесарии при Фесте






(Деян. XXIV, 27-XXVI, 32). (62 г.)

Отослав послание в Ефес с Тихиком, Св. Павел еще целый год томился в узах в Кесарии. Но вот к концу 62 года он услышал ужасный шум мятежа в городе: то евреи, а их в городе было очень много, напали на греков, живущих в городе тоже в большом количестве, из-за споров о том, кому принадлежит город, кем он устроен. Евреи побили греков. Но за них заступился Феликс, выслав против евреев войско, которое побило многих из них. Тогда на Феликса послана была жалоба евреями в Рим, несмотря на то, что Феликс сделал угодное им – держал Св. Павла в узах (Деян. 24, 27). Жалоба евреев, вероятно, подкрепленная большими подарками, возымела такое действие, что Феликс был отрешен от своей должности и потребован был в Рим, а на место его прокуратором назначен был Фест. Он был более честный человек, чем Феликс, и старался действовать вполне справедливо 1).

Фест прибыл в Кесарию в августе месяце 62 года и чрез 3 дня отправился в Иерусалим, где первосвященник и знатнейшие из иудеев явились к нему с жалобой на Павла и просили его оказать им милость – вызвать Павла на суд в Иерусалим, злоумышляя убить его на дороге (Деян. 25, 2-3). Но Фест, как бы проникая в их замыслы, отказался представить Св. Павла на суд в Иерусалим, а обещал судить в Кесарии и пусть, сказал он иудеям, сильные между ними пойдут со мною, и, если есть что-либо за сим человеком, пусть обвиняют его (ст. 4-5). Дней через 10 Фест возвратился в Кесарию и на другой день открыл суд. Пришедшие иудеи теперь без адвоката шумной толпой окружили судилище, повторяя свои обвинения на Св. Павла в ереси, святотатстве и измене. Но так как против него не выступало ни одного свидетеля, то Св. Павел вновь изложил самые факты и в заключение сказал: «я не сделал никакого преступления ни против закона иудейского, ни против храма, ни против кесаря» (ст. 8). Дело, касающееся религиозных предметов, было неподсудно римскому прокуратору, поэтому он предложил Св. Павлу судиться в синедрионе – в Иерусалиме. Но Св. Павел, видя решимость евреев погубить его во что бы то ни стало, отверг предложение Феста и, как римский гражданин, потребовал перенести суд над ним в Рим: «я требую суда кесаря», сказал он Фесту, и тот, посоветовавшись с своими товарищами, постановил приговор: «ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься» (ст. 12).

Постановив отправить Св. Павла на суд кесаря в Рим, Фест затруднялся, что написать ему туда об этом узнике. Но случай помог ему в этом. Был в Иудее «царь Иудейский» Агриппа, потомок Иродов, воспитанный по-иудейски. Он был царь только по имени, вполне зависимый от Рима. Из угождения кесарю он, услышав о приезде нового прокуратора, вскоре же приехал со своей сестрой Вероникой в Кесарию поздравить его. Так как они пробыли в Кесарии «много дней», то Фест рассказал им о своем узнике Св. Павле, что его, Феста, в Иерусалиме первосвященник и старейшины просили осудить Павла, но что он, Фест, не согласился осудить без судопроизводства над узником. На суде, который был здесь, старейшины не представили ни одного из обвинений, которые он предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив. Затрудняясь, по незнанию, решить сам их споры, да они и не входили в область ведения Римского прокуратора, он, Фест, предложил было узнику судиться об этом в Иерусалиме, но тот отказался и просил перенести его дело в Рим на суд Кесаря. Выслушав это, Агриппа заинтересовался узником и сказал Фесту: «хотел бы я послушать этого человека», что Фест с удовольствием и исполнил в следующий день. Это не был новый суд над узником, что уже и невозможно было, но, увеселительное зрелище для царственных гостей, что очень любили Ироды. На это зрелище Фест пригласил знатнейших граждан Кесарии из иудеев и язычников и, открывая заседание, куда приведен был Св. Павел, объявил, что узника Павла все множество иудеев как в Иерусалиме, так и здесь, требовали осудить на смерть. Однако Фест не нашел в нем вины, достойной смерти, и так как узник потребовал суда пред кесарем, то Фест должен был решить отослать его в Рим. Но он не знал, что написать туда о вине узника и в виду того попросил Агриппу рассмотреть это дело. Агриппа, приняв предложение, в качестве председателя на этом суде, дает Св. Павлу разрешение говорить в свою защиту. Воспользовавшись данным разрешением, Св. Апостол начал свою речь с замечания, что он считает себя особенно счастливым в данный момент, защищаясь против иудейских обвинителей в присутствии царя Агриппы, которому хорошо известны обычаи и спорные мнения его народа, а потом перешел к изложению истории своего обращения из строгого до изуверства фарисея к вере христианской, ибо мессианские надежды его народа уже действительно исполнились в лице Того Иисуса Назарянина, последователей Которого он, Павел, сначала яростно гнал, но Который, лично открыв ему Свою славу, привел его к познанию Своего воскресения. Он-то и повелел ему проповедовать иудеям и язычникам – «открыть глаза им, чтобы они обратились от власти сатаны к Богу и верою в Иисуса получили прощение грехов и жребий со святыми». Павел повиновался этому небесному велению, проповедовал всюду – и иудеям и язычникам, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния. За это иудеи схватили его в храме и покушались растерзать. Но в этой, как и во всякой другой опасности, Бог пришел к нему на помощь и свидетельство его, которое он возвещает и малым, и великим, не есть ни богохульство, ни богоотступничество, а истина, согласная с учением Моисея и пророков, что Мессия должен был пострадать и что из Его воскресения из мертвых должен воссиять свет для просвещения как язычников, так и Его народа. Фест, изумленный содержанием речи Св. Павла о видениях и откровениях, и особенно о распятом, умершем и воскресшем Боге, прощающем грехи людей, громко прервал речь Св. Павла восклицанием: «безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». «Нет, достопочтенный Фест, ответил Св. Павел, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла». Но не Фест был главным лицом, к которому была обращена речь Апостола, а Агриппа, который читал Моисея и пророков и от множества свидетелей мог слышать об Иисусе, «ибо это не в углу происходило». Вероятно, Св. Павел хотел раскрыть учение пророков о Мессии, поэтому предварительно спросил Агриппу, верит ли он пророкам, и сам ответил за него: «знаю, что веришь». Но царь Агриппа, воспитанный в атмосфере циничного неверия, мог только с добродушным презрением светского человека улыбнуться при мысли о том, что он, царь Агриппа, мог быть способен склониться к ереси назарян с их распятым Мессией. Поэтому на вопрос Св. Павла он как бы шутливо ответил: «ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином». Несмотря на этот двусмысленный ответ царя, Св. Павел с пылкой искренностью любящего сердца сказал: «молил бы я Бога, чтобы мало ли, не только ты, но и все слушающие меня сегодня, сделались такими (христианами) как я, кроме этих уз». Этим закончилось зрелище. Собрание было распущено, но впечатление от речи Св. Павла на слушателей было такое, что он не заслуживает не только смерти, но и уз. «Этого человека, сказал Агриппа Фесту, можно было бы освободить, если бы он не потребовал суда у кесаря». Вероятно, в этом же духе Фест написал и в Рим об отправляемом туда на суд кесаря узник, что, вероятно, и спасло жизнь Св. Павла в Риме на этот раз.

1) У Фаррара – Жизнь и Труды Св. Ап. Павла.

Путешествие Св. Павла в узах в Рим.

(Деян.XXVII-XXVIII, 16). (62 г.).

В конце августа или в начале сентября 62 года решено было отправить узников в Рим. Их посадили на купеческий корабль из Мисейского города Адрамития. С ними же на корабль сели воины – стража узников – под начальством Юлия, и два вольных спутника Св. Павла – Аристарх из Фессалоник и Св. Лука, который и описывает это путешествие в Деяниях Апостолов. Путешествие началось благополучно. В один день они проплыли около 120 верст и вступили в гавань Сидон.

Юлий был «человеколюбив» с Св. Павлом, позволил ему сойти на берег – «повидаться с друзьями и воспользоваться их усердием» - может быть, принять от них материальную помощь. Но, начиная с этого дня, все дальнейшее путешествие было рядом случайностей, которые, после двух месяцев бурь и опасностей, закончились ужасным кораблекрушением. Уже от Сидона подули противные ветры и заставили корабль изменить обычный путь. Но все же они довольно благополучно доплыли до Миры Ликийской, а здесь пересели на Александрийский корабль с хлебным грузом, направлявшийся в Италию. Сначала они хотя медленно, но благополучно плыли, держась азиатского берега, и доплыли до хорошей гавани Книд. Но подул снова противный ветер и отнес их от гавани к о. Криту, где они пристали на южной стороне его в так называемой «Хорошей пристани», намереваясь здесь выждать благоприятного ветра. Но надежда была слабая: был конец сентября, - время не благоприятное для мореплавания. Поэтому Св. Павел советовал переждать здесь бурное время. «Мужи, говорил он, я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни». Но совета его не приняли, тем более, что и гавань была неспособна к перезимованию. Решено было плыть до пристани Финика на том же острове и здесь перезимовать, тем более, что подул мягкий южный ветер, благоприятный для плавания. Но едва они отплыли от пристани, как поднялся бурный ветер, при котором корабль не мог уже управляться, - его понесло на запад. Капитан и матросы теперь принимали меры к тому только, чтобы облегчить корабль, для чего покидали в море груз корабля, и, чтобы он не развалился от качки, обвязали его канатом. Так их носило по волнам моря при пасмурном, покрытом тучами, небе 14 суток, в течение которых никто из них не ел и не пил и все потеряли всякую надежду на спасение. Но тут Св. Павел ободрил их упавший дух. Упрекнув их, что они не приняли его совета перезимовать в «Хороших Пристанях», он возвестил, что никто из них не погибнет, кроме корабля, - так сказал ему Ангел Божий во сне. Сказав это, он, взяв хлеб, возблагодарил Бога пред всеми и начал есть. Тоже советовал сделать и всем. На 14-ю ночь заметили, что приближаются к какому-то материку, который ясно различили с рассветом дня. Туда и направился корабль и носом крепко увяз на отмели, а корма подверглась ярости волн и разбилась.

Бывшие на корабле 276 душ спаслись, кто вплавь, кто как. Воины хотели было умертвить узников, чтобы те не убежали, но сотник запретил им это ради Св. Павла. Место, на которое они высадились, оказалось островом Мелитом, близ острова Сицилии. Оно здесь было пустынно. Было холодно. Шел проливной дождь. Увидевшие их жители острова сжалились над ними, - развели костер и пригласили их к нему обогреться и обсушиться. При этом случилось такое событие. Св. Павел, желая послужить другим, собрал хворосту и с ним захватил ядовитую змею, которая повисла на его руке. Видя это, собравшиеся жители острова говорили друг другу про Св. Павла: «верно, этот человек убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить».

Они ожидали, что Св. Павел тотчас же умрет. Но он стряхнул змею в огонь без всякого вреда для себя. На этом островке Св. Павел и его спутники прожили три месяца до открытия навигации – в начале февраля, и в продолжении этого времени, благодаря Св. Павлу, с ним, как и с его сотоварищами, жители обращались с крайнею добротой. Неподалеку от места крушения лежал город, - резиденция Публия, правителя острова. Он пригласил к себе Юлия – сотника, Св. Павла и его спутников. Отец Публия в это время был в горячке. Св. Павел возложил на него руки, помолился, и горячка оставила его. Весть об этом быстро разнеслась по городу, к Св. Павлу начали стекаться больные, и он исцелял их. Весьма вероятно, что, исцеляя телесные немощи, он исцелял и душевные, проповедуя им о Христе Иисусе, хотя Св. Лука и не говорил об этом. Когда в феврале открылась навигация, сотник Юлий нашел корабль, поместил на него своих узников и воинов и отплыл к Италии. Но и здесь неблагоприятный ветер задерживал их по несколько дней в Сиракузах и в Ригии и наконец в Путеоле они высадились из корабля, кончив морское путешествие. В Путеоле нашлись христиане, в обществе которых Св. Павел и его спутники – Аристарх и Лука, с согласия конечно сотника Юлия, пробыли 7 дней. Отсюда уже пошли в Рим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.