Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.






III. Частные правила христианской жизни по состояниям (V, 21-VI, 9).

Св. Павел указывает, каковы должны быть христианские отношения между членами семьи – мужей и жен (ст. 22-23), детей и родителей (VI, 1-4), слуг и господ (ст. 5-9). Так как весь этот семейный союз держится на повиновении одних другим, то Св. Апостол в основу взаимных отношений ставит повиновение (V, 21) и его прилагает к семейному союзу.

1) Общий закон семейной жизни – взаимное повиновение V, 21).

21. Св. Павел, как заповедь, дает христианам: всякий повинуйся другому, т.е. никогда не стой на своем, а свою волю подклоняй под волю другого. Таким образом, не иметь своей воли есть коренной закон во взаимных отношениях христиан. Но Апостол указывает ограничение этому закону, говоря: повинуйтесь в страхе Божием, т.е. исполняйте волю другого, если это принесет ему существенную пользу, временную или вечную, для спасения его души, что и есть воля Божия. Отсюда Апостол делает приложение этого закона к членам семьи – и, во-первых, к мужу и жене.

2) Взаимное повиновение мужа и жены (ст. 22-23).

22. Порядок в семейной жизни зависит от порядка отношений между мужем и женой. «Если супружеские отношения в порядке, говорит Св. Златоуст, то и дитя воспитывается хорошо, и слуги благочинны, и соседи, и друзья, и сродники радуются, всем приятно их счастье, как бы некое благоухание. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство». С жен же начинает Апостол потому, что коль скоро жена в порядке, то все в доме в порядке. Что же заповедует Апостол женам? Повиновение мужу, но не как сильнейшему физически, а как Господу, - как представителю Господа, в уверенности, что это, ее повиновение мужу, оказывается, как бы повиновением Самому Господу (Кол. 3, 18). Далее, Апостол указывает побуждения к такому повиновению.

23. Жены должны повиноваться своим мужьям потому, что муж есть глава жены, но не как ее безусловный властелин, а как всесторонний попечитель и хранитель жены. Муж, по Апостолу, в брачном союзе тоже для жены, что Христос для Церкви в благодатном порядке, - т.е. муж глава жены в том смысле, в каком Христос – Глава Церкви, как Спаситель тела; так и муж для жены должен быть спасителем ее, защитой, оберегателем и покровом ее во всех обстоятельствах ее жизни. Что же отсюда следует?

24. Как Церковь – Тело Христово, повинуется Своему Главе, Спасителю, так и жены должны повиноваться своим мужьям, как своим попечителям – покровителям, без всякого сомнения, во всем. Но так как союз Христа с Церковью духовный и повиновение Церкви Христу духовное, то и повиновение жен мужьям должно быть не телесного, а духовного характера (Дамаск.). А мужья в чем должны выражать свое повиновение женам?

25-27. Жены должны повиноваться мужьям своим послушанием им во всем добром, а мужья должны повиноваться женам своею попечительною любовью. Пример для взаимного повиновения их, отношение Христа к Церкви. Церковь повинуется Христу во всем, а Христос, Сын Божий, так возлюбил ее, что ради нее не только принял на Себя зрак раба, но и предал Себя на смерть за нее для того, чтобы из грязного, омраченного грехом, человечества образовать Себе чистое, Святое Тело, очистивши его банею водною посредством слова – в святом крещении, при произнесении слов: во Имя Отца и Сына, и Св. Духа. Вместе с этим внешним очищением крещаемый освящается и очищается внутренне: он получает отпущение грехов, благодать Св. Духа, которая возрождает его к новой святой жизни. Так созидается и освящается вся Церковь Господом, чтобы она была достойным Его Телом, не имеющим никакого даже малейшего на себе пятна, но была бы чиста вся и свята. С такою любовью Господь устроил ее и заботится о ней: она не только была и есть свята, и непорочна, но и останется такою до скончания века. Параллели подобных отношений мужа к жене Апостол не делает, представляя это сделать всякому. Главная его цель – расположить мужа ко всякой любовной попечительности о жене – достигается и этим простым указанием. Можно ясно видеть, что Апостол возлагает на мужа заботу о телесной и душевной чистоте жены, об усовершенствовании ее в святой жизни, действуя на нее самоотверженною любовью, а не подчиняя ее своему эгоизму. Для любви мужем жены Св. Павел указывает другой пример, более наглядный.

28. Св. Павел как бы так говорит: может быть, сказанное не так для вас ясно, может показаться далеким, скажу прямее и ближе: любите своих жен как свои тела, как самих себя. Жена, по библейскому сказанию (быт. 2, 23), плоть от плоти мужа. Но что при сотворении физически сотворено, то потом по закону, положенному Богом, совершается у мужа с женой нравственно. После брака муж должен иметь жену в сердце своем, как часть себя самого, точно также и жена; так что на самом деле выходит, что они оба – плоть едина, т.е. одно существо, одно лицо. Поэтому, муж, любя жену, любит самого себя. Но любовь между мужем и женою нередко теряет свой смысл, когда муж хотя и любит свою жену, но иногда помыкает ею, как вещью. Св. Павел и восстановляет ее истинный смысл.

29-30. Как человек, по естественному закону, заботится о своем теле, питает и греет его ради того, что тело есть необходимое орудие для исполнения целей жизни, так и муж должен питать и греть любовью свою жену, как свою помощницу и сотрудницу. Не то имеет своею целью Св. Павел, чтобы расположить мужей любить своих жен, а то, чтобы любовь эту из естественной преобразовать в нравственный закон и долг, который не должен быть нарушен по какой-либо сердечной блажи, а должен сохранять силу свою на всю жизнь, как союз души с телом, и особенно то, чтобы из плотской преобразовать ее в духовную – одухотворить ее, что делает он указанием на отношение Христа к Церкви. Мы – все верующие члены Тела Его, составляем Тело Его – Церковь. Каждый верующий, рождаясь от Христа, поступает в Тело Его, не отделяясь от Него. От плоти Его и костей Его – образное выражение того, что сущность христианская заимствована нами от Христа. Св. Златоуст говорит: как Сын Божий – нашей природы, так и мы – Его сущности: «в крещении мы во Христа облекаемся», в таинстве причащения в Нем пребываем, и Он в нас. Вот как мы от плоти Его и от костей Его! Вот, как питает и греет Церковь Свою – всех верующих – Христос Господь! Этот тесный духовный союз Христа с Церковью видит Св. Павел прообразованным в первоначальном законе о браке.

31-32. По сотворении Богом жены Адам сказал: «се кость от костей моих и плоть от плоти моея» - и Бог запечатлел это законом: сего ради оставит человек и пр. Так будет отселе во все роды века. Св. Павел, приведши слова Адама в пояснение союза верующих с Господом, приводит и тот закон о сочетании мужа с женой и в заключении говорит, что тайна эта относится ко Христу и Церкви; следовательно, закон о браке он берет в таинственном смысле, в приложении к союзу Христа с Церковью. Поэтому смысл стиха будет такой в связи с предыдущим. Мы, верующие, члены Тела Господа Христа, от плоти Его и от Костей Его. Для устроения такого союза Господь оставил Отца Своего небесного и мать Свою – небесный Иерусалим, пришел на землю и стал человеком ради Тела Своего – Церкви, которую Он образовал из ребра Своего; так что Господь и Церковь Его стали одно, по словам Св. Павла: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Такой таинственный смысл учения Св. Павла, о чем он сам как бы так говорит: в приведенных мною словах прямо указывается на тесный союз мужа и жены, но выражается и великая тайна общения Христа Господа и Церкви. Об этом последнем я и говорю здесь. При таком таинственном духовном понимании Апостолом заповеди о браке можно прийти к мысли, что в Христианстве, по мысли Апостола, самый плотский брак неуместен. Св. Павел отвечает на это.

33. Хотя слова о браке, как бы говорит Апостол, я принял в таинственном смысле, однако это не отменяет того, буквально высказанного здесь, закона, коим определяются отношения мужа и жены (Феод.): люби всякий свою жену, как себя самого, и жена да боится своего мужа, не как рабыня – из страха, но из уважения к нему; не выходила бы из его воли, а чтила его распоряжения и строго исполняла их. Надо прибавить: только все о Господе, чтобы не допускать такой любви стать препятствием к прилеплению к Господу. Итак, жена да повинуется мужу волею своею, а муж жене – любовью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.