Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.






IV. Духовное христианское все оружие (VI, 10-18).

Жизнь христианская есть непрестанная борьба: с живущим в нас грехом, с прелестями и неприязненностью мира, особенно же с дьяволом и слугами его. Ничто грешное не обходится без участия бесовского. Всюду они окружают борца Христова, пользуются всяким случаем, чтобы нанести ему вред. Их вмешательство в наши дела обширнее, чем мы можем себе вообразить. Потому Св. Павел всю брань духовную начинает бранью с ними одними. Он раньше учил преодолевать страсти – сначала гнева, потом плотской похоти, учил и тому, какими христиане должны среди мира. Теперь вооружает их против главного врага – дьявола, который, обыкновенно, своим лицом вступает в борьбу уже после того, как плоть и мир оказываются бессильными против ревностного христианина.

10. Св. Павел как бы говорит: я все сказал; остается только одушевить вас на брань и вооружить. Вы не одни, и я с вами: итак, постоим! Борьба со злыми духами не по силам одному человеку, ибо они действуют не так открыто и просто, как люди; для своей борьбы они вооружаются всеми силами ада, и пользуются всем, чтобы опутать человека. Поэтому для борьбы с ними нужны равные, или большие силы – Божественные. Св. Павел на них и указывает Христианам, в них или при помощи их и советует им укрепляться, крепко надеясь, что Господь могущественной силой Своей окажет им помощь в борьбе с врагами. Но помощь Божия приходит не бездействующему, а действующему, но бессильному. Поэтому и Св. Павел дает наставление, как действовать, чтобы получить помощь.

11-12. Брань дьявола с христианами ведется непрерывно, поэтому и они всегда должны быть готовы стать против врага вооруженными во все оружие, указанное для этого Богом: облекитесь во все оружие Божие, чтобы устоять против нападений врага, который не силою борется, но хитростью – кознями. Главная уловка врага – в мыслях боримого представлять истинным то, что есть ложь, в делах и начинаниях представлять добрым то, что худо, в исканиях увлекать обманчивыми надеждами. Все это враг так умеет представить, что невнимательный попадается в расставленные врагом сети и запутывается. Поэтому Св. Павел и заповедует как бы так: стой и смотри зорко во все стороны. Если не прозеваешь, враг ничего не сделает. Вооруженное стояние и тем более необходимо, что враг наш – не плоть и кровь – видимый, но невидимый: он возбуждает похоть в плоти и крови, но сам невидим; кроме того, он многочислен, властен и присвоил себе чины ангельские – начальства и власти; он и знаток своего дела – миро правитель тьмы века сего, - он держит мир грешных людей, ходящих во тьме духовной, в своей власти и направляет их на злое, «потому что он сам есть дух злобы, - самая природа стала злою, лукавою, и воюет он с нами из-за небесных благ, не желая, чтобы мы получили их» (Св. Злат.): сам лишился их, хочет и нас лишить их, из-за этого и ведет с нами брань. Чтобы не лишиться небесных благ, мы и должны усиленно бороться с ним оружием Божиим.

13. Враг наш, имея целью лишить нас небесных благ, сам невидим, и лукав, и опытен; поэтому и нам необходимо вооружиться против него, облекшись во все, указанное нам Богом, оружие, чтобы мы могли, когда он нападет на нас какими-либо своими лукавыми покушениями (в день злой), не только ему противостать – победить его, устоять против искушения, но, и преодолеть искушение, оказаться внимательными к себе, - изгнать из сердца всякий след искушения, чтобы вполне восстановилось то мирное настроение, которое было до начала искушения. Иначе останется в сердце хотя малый след от бывшего искушения, искушение может возвратиться. Какие же все оружия Божии против врага? Апостол сначала указывает наши оружия против врага.

14-15. Как для борьбы с чувственными врагами требуется хорошая выправка, умение сохранять стойкость и устранять препятствия, мешающие действовать свободно и ловко: нужно подпоясаться, одеться в броню и обуться, так и в борьбе с духовным врагом требуется духовная подготовка и устойчивость – желание и ревность стоять за свое спасение и Богоугождение. Только такого и можно вооружать. Как для удобства сражения с чувственным врагом требуется препоясание чресл своих поясом, так и для удобной борьбы с духами злобы нужно препоясать помышления свои (1 Петр. 1, 13). Что это значит? – Враг – дух и нападает на духовное наше достояние – на мысли, на чувства, на желания. Мысли грешника все время блуждают, в виду их неустойчивости, ибо они касаются изменчивого. Это брожение помыслов делает его бессильным нравственно, и вместе дает возможность пробраться в них и врагу, который тогда и начинает внушать свои призрачные планы и увлекает на страстное и греховное. Грешник думает, что все это он сам построил по естественным законам, а, между тем, все это вражье им внушенное. Чтобы не служить врагу, Св. Павел заповедует препоясать помыслы ума трезвением, которое есть постоянная внимательность ума к движениям помыслов с целью не допускать ни одного недоброго. Чтобы дать опору уму в трезвении, Св. Павел заповедует препоясать его истиною – дать ему не призрачное, а истинное знание (слово Божие), которое сосредоточит его на себе и не даст рассеиваться в помыслах и, следовательно, прокрасться чрез них врагу. Полное трезвение ума есть подвиг совершенных. При неполном же трезвении мысли иногда отклоняются от истины, рассеиваются, и враг успевает внушить уму злые помыслы, которые могут увлечь сердце и чрез него поработить и ум, и волю. В виду этого, Св. Павел и вооружает сердце еще броней праведности -–правды, требует внедрить в него святые расположения – кротости, смирения, любви, и тогда вражеские помыслы отскочат от него, как от крепкой брони. Враг борется с человеком из-за небесного, чтобы сбить его с истинного пути труда, указанного в Евангелии. Св. Павел вооружает ноги человека обувью на этот путь, по Евангелию мира – дающему мир душе: отвергнись себя, возьми крест Христов и следуй за Ним, т.е. отрекись от земного пути – эгоистической жизни и суетных удовольствий, и пожеланий, распни их в себе и иди во след Христа, в Царство Небесное. Тогда враг не смутит мира души помыслами об этом мире.

Итак, первые три орудия против дьявола наши – человеческие: вооружение ума нашего истиною, сердца и воли благими расположениями, или добродетелями, и внимание сердца, направленное от земного к небесному. Но враг силен, и своими только силами человеку не устоять против него. Для успешной борьбы с ним Св. Павел вооружает борца с дьяволом еще и Божиим оружием.

16-17. Враг наш чрезвычайно хитер и скрытен: он и против истины ухитряется, возбуждая, как бы во имя ее же, в душе гибельные для нее сомнения, а в сердце, благочестиво настроенном, возбуждает страстные желания, - одним словом, он умеет найти в душе нашей незащищенные места для своих лукавых искушений, наносящих нам раны как бы раскаленными стрелами. Против этих вражьих раскаленных стрел может защитить только Бог, Который помощью Своею, как щитом, покрывает вооружающегося Им. Этот щит Свой Бог простирает и над теми, которые боролись с врагом своими тремя оружиями и не победили его, и над теми, которые, как дети, совершенно уверенные в Боге, так тесно (отрешившись от себя) соединяются с Ним, что не разделяют себя от Него и Его от себя. Такая вера всесильна, ибо действующим является Сам Бог, Который и дает ее. При такой вере Бог покрывает Своею всесильною помощью борца от всех вражьих искушений. Оживлением и возбуждением веры нашей служит живое сочетание наше с Главою и Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, в таинствах. Это и есть тот шлем спасения, о котором Св. Павел говорит, как об оружии Божиим против врага. И щит, и шлем – оружия защиты. Но Св. Павел вооружает борца и оружием наступления и поражения. Возьмите, говорит, меч духовный, который есть слово Божие. Сам Господь, искушаемый в пустыне сатаной, все его хитросплетения рассекал мечем слова Божия. Взять такой меч значит – знать на память Божественные изречения и во время искушений дьявольских с сердечною верою произносить их. Опытные борцы с дьяволом, подвижники, говорят, что если в час искушения начнешь читать псалмы, и особенно такие, в которых говорится что-либо относящееся к искушению, то оно тотчас исчезнет. Для того, чтобы быть постоянно под защитою слова Божия и благодати Божией, необходимо постоянно находиться в живом общении с Духом Божиим в молитве, что Св. Павел и заповедует христианам.

18. Св. Апостол как бы так говорит: вы победите врагов невидимых все оружием Божиим, если будете обращаться к Богу с молитвою (Злат.). Указывая на необходимость молитвы, Апостол также указывает и на то, какова должна быть молитва, чтобы быть услышанною. Первое – молитесь, говорит, всякою молитвою и прошением, т.е. самым усердным образом, с болезнью сердца, с пламенным влечением к Богу, как молилась Анна, мать Самуила (1 Цар. I, 11-13).Леность, невнимательность, рассеянность не должны иметь в ней места (Св. Злат.). Второе – молитесь, говорит, во всякое время. Молитва должна быть не занятием в известное время только, а всегдашним состоянием духа (1 Сол. 5, 17). Третье – молитесь, говорит, духом, т.е. молитва должна быть не внешняя только, но главное – внутренняя, совершаемая умом в сердце. В этом существо молитвы, которая есть возношение к Богу ума и сердца. Св. отцы различают сердечную молитву от духовной: первая творится сознательно самодеятельностью молящегося, а вторая – находит, и, хотя сознается, но движется сама, помимо усилий молящегося. Эта молитва духа – движимая; ее можно желать, искать, благодарно принимать, а не совершать по своему желанию. Св. Павел, очевидно, заповедует умо-сердечную молитву. Четвертое – старайтесь о сем самом со всяким постоянством. Этим заповедует настойчивость в молитве с терпением, и для того, именно, чтобы получить свыше помощь, надо бодрствовать в молитве с терпением – тогда, именно, и бывает успех от молитвы. А так как мы всегда окружены врагами нашего спасения, и всегда, следовательно, имеем нужду в молитве «скороспешной», посему и должны с молитвой соединять подвиг, отсюда – необходимость принимать издревле установленные молитвенные чины, соединенные с продолжительным стоянием, как это есть в нашей церкви и особенно в монастырях. И отцы подвижники говорят: молитва, в которой не поболел кто телом и духом, не хорошая молитва. И опыты услышания молитв, народных ли то, или частных, показывают, что христиане, надеявшиеся по молитве получить просимое, с молитвой соединяли пост, бдения, продолжительные молитвословия. Пятое – и в молитве о всех святых. Апостол заповедует Ефесской церкви, для успешности своей молитвы, молиться не о себе только, но и о всей церкви, которая вся терпит от одних и тех же врагов для того, чтобы молитва всей Церкви была скорее услышана Господом, Главой ее.

Заключение послания.

В заключение послания Св. Павел во-первых – просит молитв о себе (ст. 19-20), затем – извещает, зачем посылает к ним Тихика (ст. 21-22), наконец, изъявляет свои благожелания (ст. 23-24).

1) 19-20. И о мне, просит Св. Павел Ефесскую Церковь, молитесь, дабы мне дано было слово отверстыми устами, с дерзновением, смело, без стеснения, не опасаясь подсматриваний и подслушаний, как теперь, находясь в узах, возвестить тайну благовествования – ту тайну спасения, о которой он писал в послании. Это была цель Апостола; а, между тем, он в узах – без дела. Об этом – о нем же, говорит, посольствую в узах, - я и сам молюсь, находясь в узах, чтобы мне в этом благовестии дерзновенно, смело, без стеснений, открыто говорить всюду и пред всеми, как и следует мне говорить, как Апостолу Божию. Далее говорит, зачем посылает к ним Тихика.

2) 21-22. Св. Павел кратко известил Ефесян, что он терпит узы, но, чтобы враги его не смутили этим сердца верующих, он посылает к ним Тихика, из их же страны (Деян. 20, 4), искреннего христианина (брата) и верного служителя – дьякона, помощника и споспешника в деле благовествования, на которого можно положиться во всем: он верен о Господе – действует в страхе Божием, во славу Господа и Св. Его Евангелия, без всяких расчетов. Посылает его именно для того, чтобы он рассказал им о делах и обстоятельствах Апостола и тем утешил их, удостоверив, что никакой нет опасности их отцу. Одно, что тяготит его, это то, что он не может свободно проповедовать. Но об этом пусть молятся они. Наконец, Святой Павел выражает им свои благожелания.

3) 23-24. Св. Павел желает, чтобы все братия христиане жили между собой в согласии, без всяких смущений, не внешне только, а в любовном союзе, в духе веры. К этому должны они стремиться, а Бог, Отец Господа Иисуса Христа, подаст им просимые – мир, и любовь, и веру. Любящим Господа подаст Бог благодать и Свое благоволение и всякий дар совершен, свыше сходящий и необходимый для спасения, но, оговаривает Апостол, любящим неизменно – любящим полною, совершенною любовью, т.е. он требует, чтобы сердце все принадлежало Господу, а не было разделено между Ним и другим чем, и чтобы вся душа не подвергалась тлению от грехов, которые делают детей срамными и слабосильными, а иные и причиняют недуги (Св. Злат.).

1) Поднебесных – в греч.: из-за небесного (так переводит Св. Златоуст).

2) Шлем спасения – с греч.: шлем спасительного.

3) Слав.: посольствую; в греч. церковном языке слово это употребляется в значении усердной ходатайной молитвы.

4. Служитель – в греч.: дьякон.

Краткий обзор содержания послания к Ефесянам (I-IV).

Общая мысль послания – все люди: и иудеи и язычники призваны в единую Церковь Христову и соединены здесь, как члены соединяются в едином теле, в теле Церкви, Глава которой есть Иисус Христос. Это часть догматическая и занимает она три первые главы послания. Вторая же часть послания говорит о том, как должны жить призванные к такому единению, применительно к разным условиям их жизни на земле.

Кроме того, в послании есть еще в начале надпись и приветствие (I, 1-2) и в конце небольшое заключение (VI, 19-24).

Надпись и приветствие (I, 1-2): (Кто пишет послание? – волею Божиею Апостол Христов. Кому? – верным и святым Ефес. Церкви, т.е. освященным благодатью в крещении и сохраняющим (в целой своей массе) эту благодать (2). Чего им желает Апостол, как святым и верным? – блапгодать и мир которые вмещают в себя все высшие сокровища, какими нужно обладать христианину (2).

 

Догматическая часть (I, 3-III, 21).

I. Раскрытие плана спасения нашего (I, 3-14).

1) Как от вечности Бог начертал план нашего спасения (3-6)? (- Слава Богу, решившему наградить нас вечными духовными благами (3), ибо Он от века решил нас усыновить (4-5), дабы славилось имя Его в Иисусе Христе).

2) Как он выполнен был Господом Иисусом Христом (7-10)? (- Он искупил нас от греха первородного и личных, и все это – задаром – по богатству милости Своей (7), увеличив последнюю тем, что открыл нам премудрость и разумение той тайны, что Он по вечному предопределению, решил соединить во Христе, как Главе, и небо, и землю (8-10).

3) Как мы все делаемся участниками этого спасения (11-14)? (- Иудеи, по обетованию, получили наследие, чтобы послужить к славе Христа среди язычников (11-12), а язычники, по проповеди апостолов, уверовали и получили залог Духа, как ручательство, что получат и весь удел, т.е. вечное спасение (13-14).

II. Апостол вводит Ефесян в созерцание всего плана спасения (I, 15-II, 22). Апостол имеет намерение запечатлеть в умах Ефесян все величие плана нашего спасения в Господе, дабы они сознали благодеяния в признании их к общему спасению, помнили и благодарили Господа. Этого он достигает таким путем:

1) Молится, чтобы Бог дал им Духа премудрости понять величие спасения чрез понимание величия благ, как поданных, так и обещанных (1, 15-19): (Молитва (15-16), дабы Господь дал им духовное, внутренне, научение к познанию чрез внутреннее откровение Бога (17), только пусть просветится для этого откровения их сердце, и они поймут тогда:

А) Какая надежда из звания здесь – на земле (отпущение грехов, благодать Духа и предизбрание к сыновству, как основа блаженства (18а) и

Б) Какое обетование в святых (в богатстве славы); какое славное и богатое достояние ожидает их в будущем (18б) и

В) Какое проявилось могущество Божие в них, что они, по устроению Божию, имеют веру в Него (ибо возбудить веру в душе труднее, чем воскресить усопшего). (Златоуст) (19).

2) Излагает в чем особенно сильно обнаружилась державная сила Божия: А) в лице Иисуса Христа (20-23) и Б) во всех верующих (2 гл.).

А) Явление силы Божией в лице Иисуса Христа (20-23). (В лице Иисуса Христа возвышена когда-то чистая, а потом падшая человеческая природа, так что теперь она стала выше всего и вознесена до сидения одесную Бога (20-21), и люди не лишены участия в этой славе, а совознесены с Ним, как члены Тела Его, Которое Он наполняет Собою в целом и в частях (22-23).

Б) Явление державной силы Божией в верующих в Иисуса Христа, которых Он возвеличил вместе с Собой и в Себе (II, 1-10): (Мы) (Иудеи) и вы (язычники) были мертвы в своих делах, как сыны противления, т.е. дьявола (1-3), но Бог, по любви Своей к нам (4), оживил в Нем истлевшее естество наше, т.е. человеческую природу вообще и лично каждого в таинстве крещения, и все это, прерывает Апостол, «благодатью» (5), не только оживил, но и, воскресив, посадил с Собою на небе (6); впрочем, последнее только в будущем (7). Все же сделано благодатью, которая: а) дает веру (8-9) и б) способность творить добрые дела (10). Нам же только принадлежит хотение верить и хотение совершать добрые дела, а самое совершение дел и вера подаются Богом).

б) Величие это для евреев, а особенно для язычников, некогда далеких от спасения, близкими к нему (11-12). Именно:

ба) как были далеки от Бога язычники? (11-12): (- Не имели обетования и завета, вдали от общества Израиля, и не имели печати предизбрания – обрезания и были безбожниками), (теперь же приблизились).

бб) Каким образом стали близки? (13-18) – Кровью Иисуса Христа (13): закон, определявший отношения людей между собою и к Богу, которым евреи были отделены от всего мира, Господь заменил учениями, догматами, богоугодным строем мыслей и чувств, вообще, верою, что обще всему человечеству, которое Он и объединил в Себе: два лагеря – язычников и евреев, создав нового человека и, главное, еще дал мир с Богом, примирив обоих в Своем Теле и убив вражду греха на кресте и, т. о., «враги бывшие» примирились (14-16). И теперь Апостол зовет к миру ближних и дальних, т.е. и Ефесян, осуществляя объективное спасение (17), приводя всех к Богу Отцу, как детей, силою Духа, Который дает нам право взывать: «Авва Отче» (18).

бв) Насколько стали близки (19-20)? – Стали сожителями святых (своими), домашними Богу, даже больше – жилищем Бога (19). Церковь есть дом Божий, в котором верующие – камни, к ней принадлежат и Ефес. (20-22).

III. Тайну спасения язычников Богу было угодно открыть им – Ефесянам чрез Апостола Павла, что он и делает по руководству Иисуса Христа и Духа Святого, следовательно, что он говорит им, есть величайшая истина (III, 1-13). – (Для вас, по силе особого призвания (- ср. 4. 22, 21). Я Апостол языков; мне открыта тайна вашего спасения (3-4): все будут одно в Теле Его, сонаследники великих Божиих обетований, к этому всех призывает благовестие Христово, глашатаем которого стал Апостол, но единственно ради милости Божией (5-7). По милости этой Апостолу поручено было благовестие о спасении язычников (8), мысль о котором у Господа была такова, чтобы идею спасения сначала держать в тайне (9), а потом, для показания премудрости своей, открыть в известное время чрез церковь – ее устройство, чрез Христа, Который даст нам надежду, что будем иметь верою доступ к Отцу (10-12); ради всего этого Апостол и терпит муки уз, что его, однако, утешает, ибо есть из-за чего страдать; не должны, поэтому, смущаться страданиями Апостола и Ефесяне (13).

IV. Молитва Апостола о даровании Ефесянам разумения спасения (14-21). – (Коленопреклоненно молит за Ефесян (14-15), чтобы они духом укоренялись во внутреннем человеке (16); дали доступ чрез веру любви (17), как жизни духа, и привлекли бы Христа в свою душу, познали бы Его любовь, самым делом постигли бы со святыми спасение, а тогда откроется пред ними внутренним опытом вечная идея спасения, его широта и глубина и высота (18) и, наконец, все исполнятся всесовершенно (во всякое исполнение) святости в Боге, т.е. достигнуть созерцания (19), и это, и более того, да даст вам Иисус Христос (20), Которому слава во веки. Аминь (21).

 

Часть нравоучительная (IV-VI, 18,).

Из всего учения о церкви, как едином Теле, под главенством Господа Иисуса Христа, Апостол Павел выводит и нравоучение – как надо жить и действовать христианам, так объединенным и обновленным во Христе. Сначала изображает он:

I. Общий строй жизни христиан (IV, 1-16).

1) Храни единение духа в союзе мира (IV, 1-10): (Апостол для этого и поднял труд Апостольства, чтобы создать единую церковь (1); потому в духе мира и любви надо хранить взаимное общение (2-3), ибо все мы объединены в единую семью Божию (4-6) и должны помогать друг другу, соответственно данным каждому способностям (7), кто что получил от Единого Раздаятеля всех дарований, от Иисуса Христа (8-10).

2) Руководство богоучрежденных пастырей (11-12). Кто они (11), их дело (12) и просвещение верой и богообщение. Цель (13). Подробнее о последней – возвращение всего во Христа (14-16).

II. Общие правила жизни христиан (IV, 17-V, 20):

1) Главное начало (IV, 17-24): (Не живи по обычаям суетности языческой (17), ведущей к ослеплению ума (18), которое есть причина всего распутства (19), а по духу воссозданного человека в первозданной чистоте, ради заслуг Христовых (20-24).

2) Самые правила нравственной жизни христиан вообще (IV, 25-V, 20):

А) истинность в слове (25),

Б) безгневие (26-27),

В) трудолюбие с милостыней (28),

Г) назидательность в речах (29-30),

Д) удаление от всякого раздора (31),

Е) взаимное благорасположение и взаимное прощение (32),

Ж) богоподражательная любовь (V, 1-2),

З) всесторонняя чистота сердца от похотных желаний (3-7): (Чего избегать (3-4а), как избегать – строгое развитие в себе чувства благодарности к Богу (4б); побуждением к тому, чтобы избегать дурного, может быть образ Христа, распявшегося для искоренения нашей нечистоты, и образ Страшного суда (5-7).

И) Кто соединяет их, т.е. эти правила, в своем сознании, тот может достичь бесстрастия и приблизиться к светлости Божией (8-14). Эту светлость Апостол изображает сначала (8-10):






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.