Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Аспекты социального мира[1]






Альфред Шютц

Аспекты социального мира [1]

(из книги А.Шютц Смысловая структура повседневного мира, М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003, с.114-162)

Введение

Ранее[2] мы фундаментально рассмотрели вопрос о том, как человек может понимать своих спутников (fellow-men). Мы обнаружили, что понимание субъективных процессов, происходящих в сознании Другого, базируется на субъективных переживаниях человеком этого Другого. Однако само допущение о существовании Другого создает аспект интерсубъективности. Я (Self) переживает мир в опыте как населенный другими Я (Selves), как мир для других и мир других. Мы показали, что интерсубъективная реальность ни в коей мере не является гомогенной. Социальный мир, в котором оказывается человек, имеет комплексную структуру; спутники являются различны­ми аспектами Я; им соответствуют различные когнитивные стили, посредством которых Я воспринимает и постигает мысли, мотивы и действия Другого. Основная цель настоящего исследования — описать происхождение дифференцирован­ных структур социальной действительности, а также раскрыть принципы, лежащие в основе ее единства и связности.

Подчеркнем, что необходимой предпосылкой методологии эмпирических социальных наук является тщательное описание процессов, способствующих пониманию одним челове­ком мыслей и действий другого. Вопрос о том, каким образом возможна научная интерпретация человеческого действия (action), может быть решен только в том случае, если вначале дан адекватный ответ на вопрос о том, как вообще в естественной установке повседневной жизни и здравого смысла человек может понимать действие другого человека.

Очевидно, что в рутине повседневной жизни человек не интерпретирует действия своего спутника в соответствии с научной процедурой и канонами объективности, принятыми среди ученых. Но такие наивные и донаучные интерпретации конституируют предмет социальных наук. В противоположность физику, социальный ученый сталкивается с действительностью, структура которой проявляется в конструктах и типизациях здравого смысла. Следовательно, рассмотрение способа, которым устанавливаются эти конструкты и типиза­ции, должно с необходимостью предшествовать обсуждению природы научных конструктов и процедур, с помощью кото­рых социальные науки интерпретируют социальную действи­тельность. Построение категорий и моделей в социальных науках основывается на донаучном, связанном со здравым смыслом переживании социальной действительности[3].

Для описания конституции социальной действительности в естественной установке повседневной жизни необходим метод, который не является ни методом эмпирических соци­альных наук, ни методом здравого смысла. Для социального ученого процессы сознания других людей — это конструкты, постигаемые через процессы типизации и отбираемые по критерию релевантности, внутренне присущему данной науч­ной проблеме. С другой стороны, в повседневной жизни, разделяя переживания в опыте с моими спутниками и руко­водствуясь при воздействии на них обычными прагматичес­кими мотивами, я нахожу готовые конструкты и считаю само собой разумеющимся, что могу постигать мотивы моих спут­ников и понимать их действия адекватно всем практическим целям. Я не обращаю внимания на различные смысловые слои, лежащие в основе такого понимания. Однако для того чтобы эксплицировать структуру социального мира, необхо­димо обратить внимание на те переживания, в которых ста­новится доступным сознание другого человека, потому что они являются основой конструктов, с помощью которых интерпретируются его мотивы и действия. По различным соображениям именно эти переживания всегда считаются само собой разумеющимися в повседневной жизни, а также в социальных науках[4].

Мир повседневной жизни не есть частный мир, он общий для меня и моих спутников. Другие люди, которых я в опыте переживаю в этом мире, предстают передо мной в различных аспектах, и мои отношения с ними имеют различные степени близости и анонимности. Модификации, которые определяют мое отношение к другим и мои переживания их, являются центральным фактором в конституции различных областей социального мира. Социальный мир содержит область, характеризуемую непосредственным переживанием мной других. Люди, находящиеся в этой области, являются моими спутниками; они разделяют со мной общий сектор пространства и времени; нас окружает один и тот же мир; процессы моего сознания являются для него элементами этого мира точно так же, как и процессы его сознания — для меня. Но мой соци­альный мир содержит нечто большее, чем переживания мною спутников, данные непосредственно в общем отчетливом на­стоящем. Он содержит область социальной действительности, которая не переживается мной непосредственно, здесь и сей­час, но которая современна моей жизни и которую я могу поэтому сделать доступной моему непосредственному пере­живанию. Социальный мир, недоступный в данный момент моему непосредственному переживанию, содержит, однако, область, которую я непосредственно переживал в опыте преж­де и которую я могу, по меньшей мере в принципе, восстано­вить для непосредственного переживания. За непосредствен­ным миром моих спутников, таким образом, находится более широкий мир моих современников. В настоящий момент я не нахожусь в непосредственных отношениях с ними, но потен­циально они являются моими будущими спутниками. Процес­сы их сознания не даны мне в непосредственной очевидности, но у меня есть некоторое знание о них, так как я могу с высокой степенью правдоподобия приписывать современни­кам типические мотивы, воздействовать на них так же, как и на моих спутников, и состою с ними в типических социальных отношениях.

За пределами этого региона Других, с которыми я сосу­ществую во времени и которые могут разделить со мной сектор времени и пространства, то есть за пределами мира современников и спутников с его внутренними модифика­циями непосредственности и очевидности, существуют ре­гионы социальной действительности, которые не доступны непосредственному переживанию в опыте ни реально, ни потенциально. Они выходят за пределы не только моей настоящей ситуации, но и моей жизни. Существует мир моих предшественников, то есть мир Других, о которых я могу знать, действия которых могут влиять на мою собственную жизнь, но на которых я никаким образом не могу повлиять. Существует мир моих последователей, то есть мир Других, о ком я имею только смутное и неадекватное знание, но на кого я могу оказать определенное влияние моими собственными действиями.

Очевидно, что, подобно тому, как другие люди являются моими спутниками, современниками, предшественниками и последователями, я тоже являюсь их спутником, современником, предшественником и последователем. Далее мы предпримем детальное описание этих структур социальной действительности и проанализируем их фундаментальную конституцию. Мы уделим больше внимания ключевой об­ласти, то есть социальному миру, который сосуществует со мной во времени, — миру моих современников. Особый интерес в нем будут представлять те секторы, в которых совре­мен­ники становятся доступными мне в непосредствен­ном переживании, поскольку, как мы попытаемся показать, все остальные области получают свою фундаментальную леги­тима­цию в непосредственном переживании < мной> спутника.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.