Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Жизнь вне профессии.






Выйдя на пенсию, Леонид Фёдорович Егупов не перестал трудиться. Он занялся литературной деятельностью – из под его пера вышло несколько очерков, брошюр, автобиография и книга «За всех или за себя?», которая была издана тиражом в 1000 экземпляров.

Будучи ветераном Великой Отечественной войны, Леонид Фёдорович Егупов активно работал в нескольких ветеранских организациях. Наибольшее внимание среди которых привлекает российско-германское общество «Примирение над солдатскими могилами». Начало петербургскому движению «Примирение» положило соглашение по уходу за воинскими захоронениями, подписанное Россией и Германией в декабре 1992 года. Оно поставило на государственную основу морально-этический аспект проблемы отношения к погибшим агрессорам и защитникам, как жертвам войны.

Казалось бы, таким образом должна была быть поставлена точка в многолетней неприязни между немцами и русскими. На самом же деле это послужило толчком к долгому и трудному процессу сближения народов, наиболее пострадавших во время Второй мировой войны. Пожалуй, именно Санкт-Петербург являлся самым большим препятствием для акций примирения над могилами солдат, воевавших по разные стороны фронта. Это город с уникальной военной судьбой, город мужества и страданий, где около 900 дней врагом проводился сознательный геноцид и умерщвление голодом огромного мегаполиса. Практически каждая ленинградская семья потеряла своего родственника в войну. Поэтому ненависть к немецким оккупантам сохранялась у многих петербуржцев и спустя полвека после войны. Конечно, надеяться на скорое примирение с бывшими солдатами вермахта не стоило, но то, что произошло в 90-х годах, превзошло даже самые пессимистические прогнозы.

«Примирение» активно поддержали поэт Михаил Дудин, являвшийся председателем городской секции Совета мира и согласия, и писатель Даниил Гранин – автор легендарной «Блокадной книги». Именно Даниил Гранин дал толчок многочисленным и разноплановым акциям «Примирения», предложив в 1994 году установить в Петербурге на Пулковской горе памятник в виде креста [1, с. 37]. По его мнению, этот крест мог бы объединить погибших с обеих сторон. Несмотря на то, что инициатива нашла поддержку у мэра города Анатолия Собчака, общественное мнение оказалось к ней не готово. Потребовались целые годы напряженного труда активистов «Примирения» в различных областях культуры, искусства, многочисленные личные контакты, порождавшие дискуссии, споры, порою неприятие. В этой работе самое деятельное участие принимал Леонид Фёдорович Егупов. В итоге стороны чаще всего находили компромисс, чему способствовал высокий уровень культуры активистов движения, их деликатность при обсуждении самых острых проблем. Эта общественная организация действовала в рамках межправительственного российско-германского соглашения по уходу за воинскими захоронениями на уровне «народной дипломатии».

По инициативе этой организации контакты в сфере примирения стали развиваться по линии породнённых городов: Санкт-Петербург – Гамбург. Наиболее эффективно заработало направление, связанное с молодёжным движением. Именно молодёжные акции стали беспроигрышным вариантом формирования доброжелательных отношений, так как у подрастающего поколения 90-х годов не было личной причастности к военным событиям 50-летней давности. Молодёжь своими акциями решала задачи по смягчению напряжённости, способствуя взаимопониманию и стиранию идеологических и морально-этических помех между представителями некогда враждебных народов. Соратником и партнером центра «Примирение» стало Гамбургское земельное объединение Народного союза Германии. Эта влиятельная организация не только щедро делилась опытом своей работы, но и помогала наладить наиболее эффективные направления, в первую очередь, по проведению международных молодёжных лагерей. Конечно, вклад в работу с молодёжью человека с таким огромным педагогическим опытом, как Леонид Фёдорович Егупов был очень велик. Он использовал любую возможность, чтобы пропагандировать дело мира [6].

Вызывает удивление и восхищение тот факт, что человек, получивший на войне тяжелейшее увечье, видевший гибель товарищей, воевавший под Ленинградом и знавший не понаслышке обо всех ужасах блокады, сумел не ожесточиться, не взрастить в себе лютую ненависть к немцам как к нации, что мы часто наблюдаем и у людей куда более молодых и не видевших войны. Поневоле вспоминается эпизод допроса Егуповым немецкого офицера после боя под Кингисеппом в 1944 году…

После того, как обозначились успехи в непростой акции по преодолению враждебности, Народный союз Германии обратился к петербургскому движению «Примирение» с просьбой оказать содействие в поиске места под сводное немецкое кладбище, куда со временем могли бы быть перезахоронены солдаты вермахта, погибшие под Ленинградом. По оценке Народного союза, оно могло бы стать самым крупным в мире, учитывая, что имелась реальная возможность найти и идентифицировать не менее 50% погибших немецких солдат. Оказывается, в немецких архивах сохранились карты с указанием не только воинских кладбищ, но и точного количества захороненных там солдат. Оценочно их могло быть до 80 тысяч человек. Такое место под мемориальное кладбище было найдено представителями «Примирения» у деревни Сологубовка, где во время войны находились несколько немецких военных захоронений. Рядом расположены известные советские мемориалы: «Невский пятачок» и «Синявинские высоты». В сентябре 2000 года первая очередь немецкого кладбища в Сологубовке была открыта с участием представителей руководства породненных городов и Ленинградской области, а также митрополита Владимира. Это послужило толчком к реставрации на пожертвования немецких граждан церкви Успения Божьей Матери, примыкавшей к немецкому захоронению. В результате в Сологубовке был создан целый военно-мемориальный комплекс примирения над солдатскими могилами, включающий само кладбище, храм и Парк мира с высаженными в нём именными деревьями.

С 1992 года стали практиковаться совместные поездки бывших участников тех боёв. Это способствовало не только развитию процесса примирения, но и углублению исторической правды о военных событиях. В ходе одной из таких поездок родилась идея о возложении ветеранами России и Германии совместного венка. Такая акция в конце 90-х годов была проведена у памятника советским солдатам в Мясном Бору под Новгородом. Там весной 1942 года 2-я Ударная Армия пыталась в кровопролитных боях освободить Ленинград. Акция примирения послужила стимулом к мероприятию государственного масштаба на высшем уровне. В 2001 году президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шрёдер возложили общий венок на Пискарёвском кладбище. Такого рода коллективные поездки активно продолжались в течение пятнадцати лет, пока здоровье и возраст позволяли ветеранам обеих стран пускаться в длительные путешествия.

Не изменявший своему принципу быть активным и полезным обществу до конца своих дней, Леонид Фёдорович Егупов ушёл из жизни 24 апреля 2008 года в возрасте 88 лет.

 

 

Заключение.

В своей работе мы проследили боевой и трудовой путь удивительного человека – нашего земляка Леонида Фёдоровича Егупова. В целом, мы можем сделать вывод, что его судьба схожа с судьбами тысяч людей, через чью жизнь прошла Великая Отечественная война.

Занятия спортом воспитали в нём такие качества как воля к победе, обострённое чувство справедливости, целеустремлённость, стремление во всём добиваться максимального результата и не останавливаться на достигнутом, непрестанно работая над собой и не позволяя себе «дать слабину». Лесгафтовское братство, сформировавшееся в довоенные годы и укрепившеся в суровые дни Великой Отечественной войны, привило Егупову такие ценности, как чувство долга, коллективизм, мужество, стойкость, умение противостоять любым бедам и невзгодам, ответственность перед собой, перед товарищами, перед Родиной, гордость за свою страну и свой народ. В послевоенный период, пренебрегая собственными ограниченными возможностями (в связи с инвалидностью), Ленид Фёдорович не только вернулся в спорт, но и стал наставником для юных спортсменов, освоив новую профессию – педагога. В борьбе с собственным недугом сформировались железные волевые качества этого в полном смысле слова НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, такие как жизнелюбие, воля, стремление быть полноценным гражданином своей Родины и полезным членом общества, умение не сгибаться перед обстоятельствами, а пересиливать их. Сколько судеб было искалечено той грозной войной! Сколько фронтовиков, вернувшись домой, не смогли найти себя в новой мирной жизни! В этом смысле послевоенная жизнь и деятельность Леонида Фёдоровича Егупова служит примером поистине героического преодоления самого себя и последствий войны.

Достойна самого искреннего уважения человеческая и гражданская позиция Л.Ф. Егупова и его жизненные принципы, которые он пронёс через всю свою жизнь: честность, порядочность, уважение к другому человеку (даже к врагу!), справедливость. Это мы наглядно продемонстрировали эпизодами из военной биографии нашего героя и его деятельностью в качестве активиста общества «Примирение над солдатскими могилами». Каким высоким уровнем культуры должен обладать человек, потерявший на фронте руку, чтобы не ожесточиться и не пронести через всю жизнь ненависть к врагам, а найти в себе силы, чтобы принять участие в движении по поиску и захоронению останков немецких солдат в нашей стране и установлению дружеских отношений между молодыми поколениями граждан Германии и России.

Прослеживая боевой и трудовой путь Леонида Фёдоровича Егупова, мы пришли к выводу, что в любой своей деятельности он проявлял себя как человек ответственный, достойный, честный, порядочный и безупречно профессиональный. Именно таким представляла себе идеального советского гражданина идеология того времени. А это значит, что мы можем с уверенностью назвать Л.Ф. Егупова «героем своего времени».

Список источников:

1. Автобиография Л.Ф. Егупова.

2. Егупов Л.Ф. За всех или за себя? - Санкт-Петербург, 1995.

3. Егупов Л.Ф. Физическая культура и нравственное воспитание, Санкт-Петербург, 1996.

4. Наградные листы с сайта Министерства обороны РФ «Подвиг народа».

5. Документы из семейного архива семьи Л.Ф. Егупова.

6. Интервью с Шпулиной Л.А. (вдовой Л.Ф. Егупова).

Список использованной литературы:

7. Горянов Л.Б. Уходили на фронт чемпионы, серия «Физкультура и спорт». – М., 1980.

8. Карицкий К.Д. Ленинградские партизаны. - Л.:, 1962.

9. Комисова В.Я. Герценовское кольцо // «Педагогические вести», № 27, июнь 2005.

10. Крылов В.А. Обыкновенные гвардейцы. – М.: Воениздат, 1980.

11. Пашинин В.А. Герои среди нас. Изд.2-е доп. – М.: «Физкультура и спорт», 1975.

12. Петров Ю.П. Партизанское движение в Ленинградской области. 1941-1944. – Л., 1973.

13. Рожева Н.Ф. Пусть помнит град спасённый. - Кингисепп, 2002.

14. Склифасовская Е.В. Лесгафтовцы в годы Великой Отечественной войны. – СПб., 2005.

15. Спиридонов А.В. Начало боевой деятельности легендарного партизанского отряда под командованием Косицина. - Л., 1988.

16. Спиридонов А.В. Танкисты в сражении за Ленинград. – Л., 1982.

17. Тимонин П.П. Память сердца. - Кингисепп, 1998.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.