Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция всеобщего управления качеством






С термином «качество продукции» неразрывно связано такое понятие, как «управление качеством продукции», под которым пони­мается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качес­твом не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ори­ентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.

Как всякое управление, управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый по следующим этапам:

а) разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспе­чивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируе­мыми) свойствами;

б) оценка соответствия свойств изготовляе­мой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;

в) принятие необходимых мер воздействия на процесс соз­дания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не уда­лось обеспечить соответствие;

г) изучение условий эксплуатации (или потребления продукции) с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.

В мировой практике сегодня выделяют четыре уровня деятельнос­ти, направленной на достижение гарантированного качества про­дукции:

1) управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требова­ний по качеству;

2) обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества»;

3) общее руководство качеством (quality management) вклю­чающее деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривающее разработку и реализацию политики пред­приятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества);

4) всеобщее управление качеством (total quality management), подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качес­тва и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц — сотрудников предприя­тия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Процесс управления качеством включает основные направле­ния деятельности в области качества и осуществляется путем реа­лизации управленческих функций. В состав функций входят: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) про­цессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связа­ны между собой, и их последовательная реализация в рамках ос­новных направлений деятельности предприятия по качеству ох­ватывает все этапы исследований, разработки, производства и эк­сплуатации продукции.

 

3.5.4 Международная система качества: стандарты ИСО

 

Понятие петли качества является центральным в организа­ции всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отра­жение в международных стандартах ИСО 9000.

Последовательная и непрерывная интернационализация про­изводств, рост числа фирм на зарубежных рынках способствова­ли разработке соответствующих международных нормативных документов и стандартов, регулирующих взаимоотношения про­давцов и покупателей, характеристики продукции, обеспечение качества и других аспектов взаимоотношений участников между­народного обмена товарами и услугами.

В настоящее время существуют два вида международных стандартов в области качества: стандарты на продукцию (специ­фикация продукции, спецификация производств, показатели ка­чества, средства и методы контроля и т. д.) и стандарты обеспече­ниякачества, связанные с поставщиком.

Первым международным стандартом был стандарт ISA (International Association of Standardization), выпущенный в 1929 г. В 1946 г. создана Международная организация ISO (Тhe International Organization for Standardization). В 1987 г. этой ор­ганизацией разработано семейство стандартов ISO 9000. В основу этого семейства стандартов были положены британские стандар­ты В81 5750 (одобренные Британским институтом стандартов), которые, в свою очередь, берут начало от американских стандар­тов качества на готовую продукцию MIL — Q 9858 (приняты Ми­нистерством обороны США в конце 1950-х гг.). В настоящем по­собии все ссылки на международные стандарты приводятся в рус­ской транскрипции, (стандарты ИСО 9000 и все их соответ­ствующие элементы).

Стандарт ИСО 9000 определяет условия общего руководства качеством и совокупность стандартов по обеспечению качества.

Стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 определяют различные мо­дели обеспечения качеством, в том числе: ИСО 9001 — модель для обеспечения качества при проектировании, производстве и обслуживании: ИСО 9002 — модель для обеспечения качества при производстве и монтаже, ИСО 9003 — модель для обеспече­ния качества при окончательном контроле и испытаниях. Они ис­пользуются для контрактных ситуаций и для целей сертифика­ции системы качества предприятия. Стандарт ИСО 9001 является более полным из трех стандартов, регламентирующих базовые модели системы качества предприятия, поглощая стандарты 9002 и 9003. Стандарт ИСО 9002, в свою очередь, включает в себя требования стандарта ИСО 9003.

Стандарт ИСО 9004 предназначен для решения задач в облас­ти внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях и для целей сертификации.

Координацию работ по сертификации систем качества пред­приятий (фирм) осуществляет Международная организация по стандартизации, разработавшая стандарты семейства ИСО 9000 и осуществляющая их развитие. Она является неправи­тельственной организацией, имеющей статус специализирован­ной организации ООН, со своим аккредитованным центром в Же­неве. Сотрудничество с этой организацией осуществляется через национальные органы по стандартизации (например, США — Американский национальный институт стандартизации, Анг­лия — Британский институт стандартов, Россия — Государст­венный комитет по стандартизации).

В Республике Беларусь та­ким органом является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Беларуси. Процедуры и по­рядок сертификации продукции и систем качества установлены отечественными и международными нормативными документами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.