Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умения и навыки человека






Понятие об умениях и навыках. По мере упражнения в той или иной деятельности человек совершенствуется в ее выполне­нии. Уровни освоения деятельности бывают различными.

Уме­нием называют освоенный человеком способ выполнения дея­тельности.

В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобы учащийся ов­ладел умениями — умел считать, писать, читать и т. д., он дол­жен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится при­менять их в практической деятельности—у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельнос­ти умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.

Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствую­щими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о пра­вописании мягкого знака после шипящих в именах существитель­ных женского рода. Но знание правила не говорит еще об уме­нии грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приоб­ретаются на практике, путем упражнений. Только после того как ученик, выполняя работу самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило, можно сказать, что у него есть соот­ветствующее умение.

Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений — умение ходить, плавать, говорить и т. д. — вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладе­вающий ходьбой или речью, не получает предварительно специ­альных знаний о том, как надо это делать. Он просто упражня­ется, подражает взрослым.

Умения человека проявляются на разном уровне. Например, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и о взрос­лом человеке то же самое. Умеет плавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию.

Естественно, что в результате долгих упражнений деятель­ность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок. Это, в частности, приводит к тому, что хорошо освоенные операции в составе деятельности начинают вы­полняться автоматизирование, без непосредственного контроля сознания.

Навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений.

Иными словами, навык — это частично автоматизи­рованное действие. Таковы, например, навыки ходьбы на лы­жах — ведь люди не осознают, какие мышцы и в каком порядке сокращаются при этом. Мы можем идти, глубоко задумавшись, размышляя о чем-то постороннем, любуясь красотой зимнего пейзажа. Таков и навык беглого чтения.

Сама деятельность, как мы уже упоминали, всегда соверша­ется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки, упражнений становятся автоматизиро­ванными. Сознание в этом случае не отключается совсем, но оно направлено не на технику выполнения операций, а на общее ру­ководство деятельностью, осознание ее задач, на поиски наилуч­ших путей решения этих задач. Полностью сосредоточиться на содержании книги можно тогда, когда автоматизирован сам процесс чтения. Проникнуть в суть музыкального произведения музыкант-исполнитель сможет только тогда, когда будут автоматизированы как процесс чтения нот, так и сама техника игры. Но; если бы талантливый пианист во время музыкально выразительного исполнения какого-либо произведения вдруг сосредоточился на мысли, какими пальцами и какие клавиши он должен нажимать, игра его на этом и закончилась бы.

При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их вплоть до устранения возникших трудностей.

Различают двигательные (моторные) и интеллектуальные на­выки (или навыки в области умственной работы), например на­выки правописания, навыки решения типовых задач и т. д. -

Для того чтобы сформировались навыки письма, ученик должен получить знания, как держать ручку, как пользоваться ею, должен знать буквы, знать, как они пишутся, затем он должен научиться пользоваться ручкой, уметь написать буквы и т. д. После многих упражнений ученик освоил технику письма и в результате этого перестал думать о том, как надо писать бук­вы; сознание его переключилось на содержание письма — у ре­бенка выработались навыки письма. Следовательно, без знаний и умений интеллектуальный навык сформироваться не может.

Между навыками животных и навыками человека существует разница. Она определяется уже известным положением о том, что деятельность человека всегда носит сознательный характер, животные же сознанием не обладают. С точки зрения физиологии это значит, что навыки животных образуются только на основе первой сигнальной системы, у человека же — под контролем и при обязательном участии второй сигнальной системы. Через вторую сигнальную систему идет и подкрепление при образовании условнорефлекторных связей — указание учителя или инструкто­ра на правильность или ошибочность действия, словесное одобре­ние или порицание, контроль действий по письменной инструкции и т. д.

Физиологическая основа навыка — динамический стереотип. Хорошо выработанный динамический стереотип, лежащий в осно­ве навыка, утрачивает систематическую связь со второй сигналь­ной системой, которая является физиологической основой созна­ния. Вторая сигнальная система все больше и больше освобож­дается от прямого участия в управлении отдельными звеньями динамического стереотипа. Она управляет стереотипом в целом и вновь включается в управление отдельными его звеньями только при возникновении каких-либо затруднений.

Процесс образования умений и навыков. И умения, и навыки формируются путем упражнений. Упражнение —это многократ­ное повторение действий для их сознательного совершенствова­ния. Но упражнение не просто многократное механическое пов­торение действий. Как известно, есть люди с очень плохим почер­ком Пишут они всю жизнь, а почерк их от этого не улучшается. Можно часто повторять одни и те же действия, но если нет сознательной цели их усовершенствовать, улучшения может и не наступить.

При каких же условиях многократное повторение действий становится упражнением? Этих условий два.

Первое условие: наличие ясно осознанной цели и стремления ее достигнуть. Обучающийся должен отчетливо понимать, чего он должен до­стигнуть в результате упражнений. Если речь идет об учебных умениях и навыках, то здесь большую роль играет ясное, точное, понятное объяснение учителем поставленной перед учеником за­дачи и показ педагогом результатов (учитель правильно и вы­разительно читает—при выработке навыка чтения; показывает, как писать буквы, —при выработке навыка письма и т. д.).

Второе условие: обучающийся должен знать, каких результатов добивается в процессе упражнении, осознавать свои успехи -(что ему уже удается) и свои ошибки, недостатки и причины, их. Сопоставление промежуточных результатов упражнений с их конечной целью, анализ достижений и недостатков производятся также с помощью учителя, но важно приучать и ученика постоян­но оценивать результаты своих упражнений. Иначе говоря, конт­роль должен дополняться самоконтролем.

Дальнейшие упражнения должны быть направлены на устра­нение отмеченных недостатков и исправление ошибок. По надо помнить, что просто отрицательная оценка, указание только на ошибки, без показа того, как надо делать, не дадут нужного Эффекта. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что если обучающийся не отдает себе отчета в том, чего он достиг и что еще ему не удается, то совершенствование не наступает и при большом числе повторений. Более того, недочеты и ошиб­ки могут закрепляться. Надо отметить, что увидеть свою ошибку не такое легкое дело. Например, при анализе процесса фор­мирования навыка письма отмечены такие этапы. В начале уп­ражнения, когда ученик овладевает навыком письма, он с тру­дом распознает свои ошибки. Только после того как слово напи­сано, часто после вопроса учителя школьник замечает ошибку. На следующем этапе учащийся самостоятельно находит ошибку после тщательной проверки текста. Далее он замечает ошибку в тот момент, когда ее совершает. Наконец, учащийся уже не де­лает подобной ошибки.

При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развиваю­щегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются.

Основные показатели успешного формирования навыка — си­стематическое достижение все более и более высокого качества работы, уменьшение количества ошибок, все более быстрый темп работы. Важный момент в формировании навыка — устранение излишних движений и снятие мышечной напряженности (эго касается и формирующихся навыков учебной работы—вспомним, как пишет свои первые буквы первоклассник, судорожно сжимая ручку и напрягая все тело). Другой важный момент—объедине­ние отдельных частных движений или действий в одно целост­ное, когда переход от одного звена к другому происходит плавно, равномерно, без рывков и остановок (например, переход от чте­ния слогами к навыку чтения словами, переход от поэлементного начертания букв к изображению буквы в целом и т. д.).

Покажем важнейшие моменты формирования учебных навы­ков на примере формирования навыка письма.

Формирование навыка письма требует специальной подготов­ки. Как правило, ко времени поступления ребенка в школу такая подготовка уже имеет место. Во-первых, на протяжении дошколь­ного детства развиваются движения пальцев и кисти руки, хотя ' Не закончено еще окостенение пальцев. Фонематический слух ребенка к шести годам достаточно развит и готов к слуховому ана­лизу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения письменной речи: Накоплен извест­ный опыт зрительного контроля за движениями пальцев.

Обучение навыкам письма начинается с того, что ребенок овладевает написанием отдельных элементов букв. Это готовит его к написанию буквы в целом.

На первом этапе формирования навыка письма учитель по­казывает, как надо писать элементы букв, знакомит школьника с правилами их начертания. Учитель стремится к тому, чтобы зна­ния были усвоены прочно; для этого он беседует с учащимся, задает ему вопросы типа: «Саша, скажи, как ты будешь писать? Как ты будешь держать ручку?» В результате упражнений у учащихся формируются умения писать элементы данной буквы (палочки, крючочки, овалы, полуовалы). При письме ученик ос­ваивает написание одной части буквы, затем второй и т. д.

На втором этапе формирования навыка все эти действия объ­единяются в одно действие — школьник пишет уже буквы как целостный графический образ звука. Самостоятельные ранее действия — написание элементов буквы — вошли в целостное действие — написание буквы. На третьем этапе дети упражняют­ся в связанном письме слогов и слов.

На первых трех этапах (особенно на первом и втором) наб­людается очень большая затрата энергии. Иногда ребенок почти ложится на парту, производит много лишних усилий, слишком крепко сжимает ручку, делает чересчур сильный нажим, соверша­ет много ненужных движений; его лицо выражает напряжение. Постепенно напряжение исчезает, движения координируются, ста­новятся более уверенными, четкими, и, наконец, появляется ров­ное, спокойное письмо.

На первых этапах образования навыка письма ведущим явля­ется зрительный контроль за движениями, правильным написа­нием. Постепенно приобретает значение и двигательный контроль. Правильность письма начинает оцениваться и двигательными ощущениями, а роль зрительного контроля в известной мере ос­лабевает. Что такое полный двигательный контроль за процес­сом письма, легко понять, если попробовать с закрытыми глаза­ми написать свою фамилию.

На четвертом этапе постепенно увеличивается скорость пись­ма, закрепляется индивидуальный ритм движений и индивидуаль­ная стереотипность написания одинаковых букв — вырабатывает­ся почерк. Навык письма сформировался.

На основе сложившегося навыка письма впоследствии форми­руется орфографический навык—навык грамматически 'пра­вильного письма без осознавания соответствующих правил. Вна­чале школьник, прежде чем написать слово, применяет развернутое правило, проговаривает его вслух или про себя. Затем, когда сформируется навык, правило свертывается — школьник -пишет правильно, не вспоминая правила; необходимость в этом возникает лишь по требованию учителя. Впоследствии правило вспоминается только в самых трудных случаях.

Взаимодействие навыков. Различные навыки взаимодействуют друг с другом, по-разному влияют друг на друга. Существующий навык может способствовать усвоению нового действия или, наоборот, мешать его усвоению.

Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называют переносом навыка. Так, навык шофера облегчает усвоение навы­ка тракториста. Наличие у школьника навыка работы напильни­ком облегчает формирование навыка работы пилой-ножовкой при резании металла. Навыки, выработанные при решении матема­тических задач одного типа, помогают решать задачи другого, сходного типа: анализировать условия задачи, устанавливать за­висимость между данными задачами, планировать решение.

Перенос навыков возможен только в том случае, если имеется что-то общее в старой и новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а, наоборот, способы осуществления их резко различаются, то старый навык тормозит образование нового.

Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называют интерференцией навыков. Напри­мер, школьник в детстве научился плавать весьма несовершен­ным способом. Затем поступил в спортивную школу, где его ста­ли обучать плавать стилем брасс, однако старый навык мешал усвоению нового, и мальчику пришлось долго переучиваться.

Новый навык выработать легче, чем перестраивать неправиль­но сложившийся старый. Как говорится, учить легче, чем переучивать. Вот почему иногда так трудно научить первокласс­ника правильному чтению: дома его учили неспециалисты побуквенному чтению (при котором ребенок предварительно произ­носит все буквы слова). Перестроить такой усвоенный ошибоч­ный прием чтения очень трудно, и ребенок долгое время не чита­ет, а «буквослагает».

Учитель должен учитывать возможность переноса и интерфе­ренции навыков. Надо доводить до сознания учеников сущест­венно сходное или, наоборот, существенно различное в навы­ках. Это облегчает перенос и ослабляет интерференцию. Напри­мер, учитель специально обращает внимание учеников: «Обрати­те внимание, что следующая задача решается так же, как и пре­дыдущие»; «А вот эту задачу нельзя решить прежним спосо­бом—она решается совсем иным путем. Попробуйте найти его».

При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для восстановления навыка требуется вновь повто­рить соответствующие упражнения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.