Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. 1. Понаблюдайте за различными играми школьников и определите влияние этих игр на формирование отдельных качеств личности (коллективизма






1. Понаблюдайте за различными играми школьников и определите влияние этих игр на формирование отдельных качеств личности (коллективизма, настой­чивости, выдержки, смелости).

2. Выясните, какие условия создает учитель в процессе учебной деятель­ности для формирования у учащихся организованности, самостоятельности.

3. Проанализируйте конкретную учебную деятельность младшего школь­ника и выделите ее компоненты.

4. Понаблюдайте проявление различных интересов учащихся в учебной и внеучебной деятельности.

5. Ознакомьтесь с привычками учащегося, за которым вы ведете наблю­дение. Как они проявляются в его учебной работе и поведении? Что надо сделать, чтобы изжить плохие привычки? Какие привычки необходимо выра­ботать у ребенка?

6. Посоветуйте родителям школьников, как дети должны готовить домашние задания. (Учтите, что было сказано о выработке умений, навыков, при­вычек.)

 

Раздел II. Психолспия деятельности и познавательных процессов

первыми гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее раз­вития двигательная активность приобретает все более совер­шенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные рас­тения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные рас­стояния. Простейшие могут жить только в водной среде, зем­новодные выходят на сушу; червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен со­здать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность растений практически ограничена обменом ве­ществами с окружающей средой. Активность животных вклю­чает элементарные формы исследования этой среды и науче­ние. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех ви­дов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности про­является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же геноти-пически обусловленные возможности. Вследствие продуктив­ного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, го­рода, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имев­ший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершен­ствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

I лава 6 Деятельность

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собст­венное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни­чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и про­должается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от актив­ности животных и в другом отношении. Если активность живо­тных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусст­венными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоя­щего и предшествующих поколений. Это — потребности в по­знании (научном и художественном), творчестве, в нравствен­ном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они свя­заны со сложными двигательными умениями и навыками, кото­рых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенны­ми в результате сознательного целенаправленного организован­ного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обу­чают по-человечески пользоваться предметами домашнего оби­хода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отли­чается от естео венной активности животных.

Раздел 11 Психология деятельности и познавательных процессов

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предме­тами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам куль­туры использования соответствующих предметов, т.е. становят­ся искусственными, более совершенными и социально обус­ловленными

Животные только потребляют то, что им дано природой. Че­ловек, напрогив, больше создает, чем потребляет. Если бы ею деятельность, так же как и активность животных, носила в ос­новном потребительский характер, то нескольким десяткам по­колений людей не удалось бы за исторически сравнительно ко­роткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Подведем итоги. Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потреби­тельскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материаль­ной и духовной культуры, которые используются им или в ка­честве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его спо­собности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность живо­тных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе исполь­зования окружающих предметов. Такую деятельность необхо­димо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологи-

! 48

Глава Ь Деятельность

ческим структурам, управляющим внешней стороной практи­ческой деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естест­венного анатомо-физиологического созревания организма.

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предпола­гает создания определенного продукта, носит зачастую пассив­ный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спон­танно («куда поведет»), деятельность организована, поведение хаотично, деятельность систематична.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятель­ности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом. Материальные моти­вы побуждают человека к деятельности, направленной на со­здание предметов домашнего обихода, различных вещей и инс­трументов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый человеком, определенные знания, умения и навыки,

Разде 1 II Психология деятельное и и познавагельных процессов

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз­личные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с раз­ными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как сред­ство удовлетворения материальных (продемонстрировать зна­ния и за это получить высокооплачиваемую работу), социаль­ных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, под­няться на более высокий уровень нравственного развития) по­требностей. Такие разные виды деятельности, как приобрете­ние модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

действиями, входящими в состав трудовой деятельности, мож­но считать знакомство с задачей, поиск необходимых инстру­ментов и материалов, разработку проекта, технологии изготов­ления предмета и т.п.; действиями связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и средств осущест­вления действия. Разные люди, к примеру, запоминают инфор-

1^(1

1лава 6 Деяюльность

мацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написа­нию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком опе­рации характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав де­ятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физио-логические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а так­же психологические процессы и состояния, включенные в ре­гуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполне­нием деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятель­ности не является постоянным. По мере развития и преобразо­вания деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, свя­занном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход — экстериоризация: сокращенные, автомати­зированные компоненты деятельности разворачиваются, про­являются вовне, внутренние вновь становятся внешними, со­знательно контролируемыми.

Раздел II Психология деятельное ги и познавательных процессов

ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У современного человека имеется множество различных ви­дов деятельности, число которых примерно соответствует ко­личеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивирован -ности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важ­ные для данного человека потребности. Но такая задача на прак­тике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребно­стей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов дея­тельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответст­вующей потребности для человека, ее актуальность, частота воз­никновения и побудительный потенциал. Более сильная потреб­ность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество — это число разнообразных потребностей, име­ющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей отно­сительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жиз­ни. Но есть такие, которые имеют множество различных, по­рой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного вклю­чения человека в различные виды деятельности, причем неред­ко возникают конфликты между разнонаправленными потреб­ностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку вре­мени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а так­же предпочитаемый способ удовлетворения этой и других по­требностей. Например, познавательная погребность одного че-

I лава 6. Деяюлыюсгь

ловека может быть удовлетворена в результате систематическо­го просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра теле­передач. Третьему помимо перечисленного необходимо систе­матическое общение с людьми — носителями полезной инфор­мации познавательного характера, а также включение в инте­ресную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризую­щими систему человеческих потребностей, можно индивиду­ально представить и описать совокупность деятельностей, ха­рактерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разно­образию их сочетаний можно составить и предложить класси­фикации видов человеческой деятельности.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответст­вовать общим потребностям, которые можно обнаружить практи­чески у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в про­цессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направлен­ной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учеб­но-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение мо­жет быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находят­ся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людь­ми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информа­ции (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Раздел 11 Психо ю|ия деятельности и познавательных процессов

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер раз­влечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, воз­никших под влиянием актуальных потребностей человека, ко­торые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и группо­вые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Ин­дивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько инди­видов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятель­ность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачи­ваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограничен­ное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Нако­нец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешан­ные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людь­ми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведе­ние и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотно­шения людей, по крайней мере среди взрослых.

Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значе­ние, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Неко­торые формы игровой деятельности приобретают характер ри­туалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специ­альных образовательных учреждениях. Оно может быть неорга­низованным и происходить попутно, в других видах деятельно­сти как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она пря­мо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занима­ет труд. Именно благодаря труду человек построил современ-

Глава и. Деятельность

ное общество, создал предметы материальной и духовной куль­туры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неог-/ раниченного развития. С трудом прежде всего связано созда­ние и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, раз­вития науки, промышленного производства, технического и ху­дожественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то име­ют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в про­цессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов дея­тельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды дея­тельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих де­ятельностей совпадает по существу с историей социально-эко­номического развития человечества. Интеграция и дифферен­циация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения тру­да. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, ко­торые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятелъностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — те четыре основные вида дея­тельности, которые были кратко описаны выше. При этом каж­дый из названных видов деятельности сначала усваивается в са­мом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствует­ся. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало по­хоже на общение младенца или младшего школьника, как трудо­вая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средст-

Раздел 11 Психолошя деятельности и познавательных процессов

вом удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, напри­мер, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математи­кой улучшает способность к количественным расчетам. В-треть­их, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они пре­вращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в резуль­тате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А-НЛеонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Действие этого механизма представляется следующим. Неко­торый фрагмент деятельности —действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступа­ет как средство достижения другой цели, служащей удовлетворе­нию потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может при­обрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мо­тивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компо­ненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удов­летворять свои потребности, общаться, играть, учиться и тру­диться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, пред­ставлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они высту­пают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участ­вуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представля­ют собой особые виды деятельности.

Глава 6 Деятельность

Восприятие в процессе практической деятельности приобре­тает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности фор­мируются его основные виды: восприятие глубины, направле­ния и скорости движения, времени и пространства. Практиче­ское манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленными предметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеют определенные измерения: ширину, вы­соту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопро­вождаемые синергическими, координированными сокращени­ями определенных групп мышц, способствуют становлению вос­приятия движения и его направления. Изменения скорости дви­жущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорени­ях и замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятию скорости.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, че­ловек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предме­том, условием или моментом какой-либо деятельности. Факту­ра воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на под­готовку материала к лучшему его запоминанию. Это — структу­рирование, осмысление, ассоциирование материала с извест­ными фактами, включение разнообразных предметов и движе­ний в процесс запоминания и т.п.

Припоминание также предполагает выполнение определен­ных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Известно, что со­знательное воспроизведение деятельности, в ходе которой не­кий материал был запомнен, способствует тому, что он легче припоминается.

Мышление в ряде своих форм идентично практической дея­тельности (так называемое «ручное», или практическое, мыш­ление). В более развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя

Раздел I]. Психология деятельности и познавательных процессов

ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». «По­скольку внутренние психические процессы у человека обнаружи­вают то же строение, что и внешние действия, есть все основа­ния говорить не только о внешнем, но и внутреннем действии»1.

Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. пси­хические, процессы, называемые высшими психическими фун­кциями, по происхождению и структуре являются деятельно-стями. Разработаны и доказаны на практике теории, утвержда­ющие, что психические процессы можно формировать через ор­ганизованную по особым правилам внешнюю деятельность (те­ория поэтапного формирования умственных действий, подроб­но рассматриваемая во второй книге учебника). Внешняя дея­тельность в результате ее специальных преобразований, направ­ленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). Такими интерио-ризованными психическими процессами являются произволь­ные и опосредствованные речью познавательные процессы: вос­приятие, внимание, воображение, память и мышление.

С другой стороны, ни один из названных психических про­цессов не протекает как чисто внутренний и обязательно вклю­чает какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья. Зри­тельное восприятие, например, неразрывно связано с движе­ниями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с мы­шечными сокращениями, определяющими его сосредоточен­ность, переключаемость и рассеянность. При решении челове­ком задач почти всегда работает его артикуляционный аппарат;

речевая деятельность без движений гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность — это соеди­нение внутренних-и внешних, психических и поведенческих дей­ствий и операций.

УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бес­сознательно контролируемые компоненты деятельности назы­ваются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-ли­бо делать с высоким качеством, например точно и правильно

'Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М.. 1989. — С. 15.

Глава 6. Деятельность

выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически вы­полняемые части, называемые навыками, но в целом представ­ляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конеч­ной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинкто-подобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессоз­нательного контроля. Если под действием понимать часть дея­тельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компо­нент действия.

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразова­ний. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением (например, сложная система движений человека, пи­шущего текст, выполняющего спортивное упражнение, прово­дящего хирургическую операцию, изготавливающего тонкую де­таль предмета, читающего лекцию и т.п.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их ав­томатизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним, про-приоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование деятельности можно пони­мать, таким образом, как переход компонентов отдельных уме­ний, действий и операций на уровень навыков. В качестве на­выка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью более сложного навыка. Деятельность человека благода­ря автоматизации ее отдельных компонентов, «разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направ­ляться на решение более сложных задач»'.

Физиологической основой автоматизации компонентов дея­тельности, первоначально представленных в ее структуре в ви­де действий и операций и затем превращающихся в навыки. является, как показал Н.А.Бернштейн, переход управления де-

'Рубинитейн С.Л. Основы общей психологии. — Т I! — М, 1989 -- С 29

Раздел 11 Исихспсиия дете.нэности и познавате 1ьны\ процессов

ятельностью или ее отдельными составляющими на подсозна­тельный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они обычно взаи­модействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным, от согла­сованности до противодействия, от полного слияния до взаим­но отрицательного тормозного влияния — интерференции. Со­гласование навыков происходит тогда, когда: а) система движе­ний, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык; б) когда реализация одного навы­ка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого); в) когда конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимо­действии навыков появляется одно из следующих противоре­чий: а) система движений, включенных в один навык, противо­речит, не согласуется с системой движений, составляющих струк­туру другого навыка; б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать струк­туру старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового на­выка автоматически возникают движения, характерные для ра­нее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка); г) когда начала и кон­цы последовательно выполняемых навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интер­ференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования на­выков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних дейст­вий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой пере­нос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обоб­щенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате коорди­нации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуля­цию таких действий осуществляется оптимальное управление уме­ниями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, г е. получение в результате на­

1лава 6 Деягельность

дежного итога действия. Само действие в структуре умения кон­тролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с на­писанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений ру­кой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управле­нии умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибоч­ность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением пози­тивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить вы­сокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заклю­чается в том, что человек в состоянии изменять структуру уме­ний — навыков, операций и действий, входящих в состав уме­ний, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении како­го-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющими­ся под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный конт­роль — это главное, что отличает умения от навыков. Активиза­ция интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление на­выками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигатель­ные, познавательные, теоретические и практические. Двигатель-ные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, цели-

б Зак 161

Раздел)1 Психология деятельности и познавательных процессов

ком построенные на основе двигательных умении и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с по­иском, восприятием, запоминанием и переработкой информа­ции. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, стро­ить гипотезы, теории, производить перевод информации из од­ной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получени­ем идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и на­выков имеют упражнения. Благодаря им происходит автомати­зация навыков, совершенствование умений, деятельности в це­лом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачи­ваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так на­зываемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполага­ют получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в струк­туре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выпол­няется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от просто­го навыка привычка может в определенной степени сознатель­но контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). При­вычки как элементы деятельности представляют собой наиме­нее гибкие ее части.

Темы и вопросы для семинаров Т е м а 1. Понятие и строение человеческой деятельности.

1. Определение деятельности, ее основные характеристики.

2. Отличие деятельности человека от активности животных.

3. Деятельность и поведение.

4. Структура человеческой деятельности.

5. Мотивация деятельности.

6. Внешние и внутренние компоненты деятельности

Глава 6 Деятельноегь






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.