Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура деятельности. Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее струк­туры (состава).






Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее струк­туры (состава).

Прежде всего различают цели и мотивы деятель­ности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятель­ности. Деятельность вызывается определенными мотивами, при­чинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ва­ше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Ус­пешно окончить его и получить профессию-учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить пе­дагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут моти­вы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть раз­личными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие поста­новку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и моти­вов — ближайшими и все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель — ус­воить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель — хорошо знать психологию. За ней — еще более общая и отдаленная — стать хорошо образованным специалистом — учи­телем, и, наконец, самая общая цель—принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие пер­спективы, цели, но и отдаленные — это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение проме­жуточного результата не демобилизует человека.

 

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколич­ностный характер. У хорошо воспитанного человека обществен­ные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

 

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, дея­тельности, называют действием. Действия человека также совер­шаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей.

Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и оследовательность движений и предполага­ются определенные результаты действия.

Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производи­мые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздра­жителей, часто неожиданных, называют импульсивными.

Различают действия практические и у мствекные. они тесно связаны между собой.

Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришколь­ном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении), с ранних лет ребе­нок начинает овладевать практическими действиями с предмета­ми и способами обращения с ними и тем самым познает эти пред­меты. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так; при решении матема­тических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами.

: На основе практических действий возникают умственные дей­ствия—действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явле­ния действительности.

Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Ре­чевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь— мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятель­ность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.

 

Во всякой деятельности можно выделить следующие компо­ненты (составные части, звенья, этапы):

1. этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи);

2. этап планирования ра­боты, выбор наиболее рационального способа действия;

3. этап вы­полнения, осуществления деятельности, сопровождаемый теку­щим контролем и перестройкой деятельности в случае необхо­димости; далее следует

4. проверка результатов, исправление оши­бок, если они были, сопоставление полученных результатов с за­планированными, подведение итогов работы и ее оценка.

Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно органи­зована учителем).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.