Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Себестоимость автомобильных перевозок в зависимости от дорожных условий
Одним из основных показателей, используемых для оценки: экономической эффективности капитальных вложений в мероприятия по организации дорожного движения, является себестоимость автомобильных перевозок, представляющая собой, эксплуатационные расходы предприятий автомобильного транспорта, необходимые для осуществления перевозок грузов и пассажиров. Условия движения по дороге или дорожные условия определяются множеством факторов, зависящих как от характеристик и эксплуатационного состояния самой дороги (типа покрытия, числа полос для движения, радиусов кривых, наличия пересечений и т. п.), так и от характеристик транспортного потока (интенсивности, плотности, состава потока, технического состояния транспортных средств) и методов организации движения (наличия знаков, разметки, технических средств регулирования дорожного движения и пр.). Однако при всем многообразии факторов, определяющих понятие «дорожные условия», их влияние на эксплуатационные расходы предприятий автомобильного транспорта проявляется в действии таких показателей, как: средняя скорость сообщения (представляющая собой отношение длины дороги ко времени передвижения), прерывистость движения (характеризуемая числом остановок и торможений на перегонах), доля перепробегов (определяемая как увеличение протяженности маршрута поездки по сравнению с возможным кратчайшим) и безопасность движения. Затраты, формирующие себестоимость автомобильных перевозок, можно подразделить на переменные, которые зависят от пробега автомобилей, и постоянные, от него не зависящие. К переменным относят затраты на топливо и эксплуатационные материалы, на восстановление шин, на техническое обслуживание и текущий ремонт, па амортизационные отчисления на капитальный ремонт и для определенной категории транспортных средств (автомобилей грузоподъемностью более 2 т, автобусов габаритной длиной более 5 м и легковых автомобилей-такси) - на их полное восстановление. К постоянным затратам относят накладные расходы, амортизацию на полное восстановление автомобилей (кроме перечисленных выше) и заработную плату водителей с начислениями.
К накладным расходам относят: заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и обслуживающего персонала; затраты на содержание производственных зданий и территории автотранспортного предприятия: затраты на текущий ремонт зданий, сооружений, инвентаря, оборудования; амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт основных фондов автотранспортного предприятия (кроме автомобилей); арендную плату; расходы на топливо и электроэнергию для технологических целей; затраты на охрану труда, технику безопасности и противопожарные мероприятия; затраты на содержание вышестоящих организаций и др. Повышение средней скорости сообщения в результате улучшения дорожных условий ведет к увеличению годовой транспортной работы, т. е. выработки автомобиля. Годовая выработка автомобиля в тонно-километрах или пассажиро-километрах где - коэффициент выпуска парка; - время работы автомобиля в наряде за сутки, ч; - средняя эксплуатационная скорость, км/ч; - номинальная грузоподъемность, т или пассажировместимость, мест; - коэффициент использования грузоподъемности; - коэффициент использования пробега. Годовая выработка автомобиля в тоннах перевезенного груза где - длина ездки с грузом. При расчетах экономической эффективности мероприятий по улучшению дорожных условий удобнее оперировать затратами на 1 авт-км. Выработка в этом случае для автомобилей всех типов . Если характеризовать степень увеличения скорости сообщения после проведения мероприятий по организации дорожного движения (ОДД) коэффициентом , то изменение годовой выработки при прочих неизменных технико-эксплуатационных показателях где и - выработка автомобиля соответственно до и после проведения мероприятий; - доля простоев под погрузкой-разгрузкой (или на остановочных пунктах пассажирского транспорта) от всего времени в наряде. Повышение годовой выработки автомобиля в результате увеличения средней скорости сообщения ведет к частичному высвобождению подвижного состава и к снижению постоянных , не зависящих от пробега эксплуатационных затрат, входящих в себестоимость, в расчете на любой удельный показатель (автомобиле-километр, тонно-километр, тонну груза) где и - постоянные затраты соответственно до и после проведения мероприятий. На рис. 1.7 и 1.8 представлен характер изменения коэффициента и размер экономии на постоянных затратах, входящих в себестоимость перевозок, вследствие проведения мероприятий по организации дорожного движения, ведущих к увеличению средней скорости сообщения.
Рис. 1.7. Зависимость коэффициента от увеличения скорости сообщения при различных значениях
Переменные затраты на предприятиях автомобильного транспорта планируют па пробег автомобилей. С повышением средней скорости сообщения (при прочих неизменных технико-эксплуатационных показателях использования автомобиля) годовой пробег будет расти теми же темпами, что н выработка, следовательно повышение скорости сообщения не ведет к снижению этой части затрат в расчете на 1 авт-км (т-км или пасс-км). Указанные показатели выработки не отражают такой фактор улучшения дорожных условий, как ликвидация или уменьшение перепробегов и, как следствие этого, уменьшение длины ездки с грузом. Поэтому для оценки влияния уменьшения перепробегов на себестоимость перевозок (переменную ее часть) следует пользоваться показателем выработки в тоннах перевезенного груза (или в числе пассажиров).
Рис. 1.8. Экономия на транспортно-эксплуатационных затратах вследствие увеличения скорости сообщения: а - грузовых автомобилей; б - автобусов
Снижение переменных затрат вследствие уменьшения перепробегов в расчете на 1 т перевозимого груза (1 пассажира): где и - соответственно переменные затраты до и после проведения мероприятий; - доля ликвидированных перепробегов от средней дальности ездки с грузом или протяженности маршрута . Годовая экономия на участке дороги, где повышена средняя скорость сообщения и снижена доля перепробегов, где - коэффициент неравномерности движения в течение суток; -интенсивность движения в час пик автомобилей определенного типа; L - длина участка дороги, км. С увеличением скорости движения может возрасти такая составляющая переменных затрат, как стоимость израсходованного топлива, так как при высоких скоростях движения расход топлива увеличивается. Однако здесь следует учитывать то обстоятельство, что увеличение скорости сообщения может происходить не в результате повышения скорости движения на перегонах, а в результате улучшения условий движения (ликвидации или сокращения продолжительности простоя у перекрестков, торможений на перегонах), т. е. выравнивания скоростного режима движения [8]. Годовая экономия за счет указанных выше факторов для автомобилей с карбюраторными двигателями - при средней интенсивности движение на полосе до 250 приведенных ед./ч;
- при средней интенсивности движения на полосе 250-700 ед./ч,
где - уменьшение числа остановленных на перекрестках автомобилей за год; где - сокращение числа автомобилей, задержанных в течение одного цикла регулирования; - продолжительность цикла регулирования, с; - масса транспортного средства, т; - сокращение продолжительности задержек за год, авт-ч; - интенсивность автомобилей в час пик в приведенных единицах, ед./ч.
.
Рис. 1.9. Снижение относительного расхода топлива в зависимости от изменения среднего расстояния между перекрестками (цифры на прямых означают среднее расстояние между перекрестками до реконструкции)
Таблица 1.1
На Рис. 1.9 представлен характер изменения относительного расхода топлива, представляющего собой отношение расхода топлива после проведения соответствующих мероприятий по улучшению организации движения, выражающихся в увеличении среднего расстояния между перекрестками (соответственно и ), к расходу топлива (), имевшему место до проведения мероприятий. На переменные затраты, входящие в себестоимость автомобильных перевозок, большое влияние оказывает тип порожного покрытия. На дорогах с низшими типами покрытий эти затраты значительно возрастают. Коэффициенты увеличения переменных затрат в зависимости от типа покрытия приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.2
* Для усовершенствованных покрытий.
|