Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние способов организации дорожного движения на народнохозяйственные затраты
1.3.1. Состав единовременных и текущих затрат
Мероприятия по организации дорожного движения, внося конкретные изменения либо в состояние и протяженность дорожно-уличной сети, либо в условия движения транспортных средств, пассажиров и пешеходов на уже имеющейся сети, влияют на уровень затрат по перевозкам на автомобильном транспорте и на потери в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, связанные с недостаточным удовлетворением потребностей в перевозках. Кроме того, в сферу экономического влияния мероприятий по ОДД входит также прирост чистой продукции в отраслях материального производства, не принадлежащих к отрасли транспорт, снижение затрат или прирост прибыли в организациях непроизводственной сферы при удовлетворении соответствующих общественных потребностей. Помимо экономического эффекта, мероприятия по ОДД вызывают некоторые виды социально-экономического эффекта, главным образом сокращение потерь народного хозяйства и общества в целом при сокращении числа дорожно-транспортных происшествий и потерь, связанных с временем пребывания в пути пешеходов и пассажиров, пользующихся как общественным пассажирским транспортом, так и индивидуальными транспортными средствами. В последнем случае сопутствующий эффект выражается в снижении транспортной усталости во время пребывания пассажиров в пути (что способствует росту производительности труда и более высокому качеству продукции), а также в экономической оценке сэкономленного свободного времени пассажиров. Снижения затрат на топливо, шины, запасные части и прочее, получаемое владельцами индивидуальных транспортных средств от улучшения дорожных условии, могут быть квалифицированы как дополнительные блага, передаваемые населению через общественные фонды потребления. Они не влияют на произведенный национальный доход и поэтому не являются слагаемыми экономического эффекта от капитальных вложений и мероприятия по ОДД, а рассматриваются как одно из проявлении социально-экономических результатов капитальных вложений в объекты непроизводственной сферы. Кроме того, мероприятия по ОДД могут вызывать эффект или потери в других отраслях народного хозяйства (например, при отводе земель для нужд дорожного строительства), повышать или снижать ущерб, наносимый окружающей среде (загрязнение воздуха, почвы, воды). Итак, в состав народнохозяйственных затрат, на которые прямо или косвенно влияют мероприятия по ОДД, и изменение которых должно учитываться при рассмотрении вопроса о целесообразности проведения таких мероприятий, входят следующие. I. Единовременные затраты: капитальные вложения в объект (дорогу, инженерные сооружения на ней, системы управления дорожным движением), осуществляемые в период его строительства; капитальные вложения , необходимые для осуществления в процессе эксплуатации объекта работ по его реконструкции, расширению, техническому перевооружению; капитальные вложения в автомобильный транспорт , необходимые для осуществления перевозок грузов и пассажиров по рассматриваемой дороге; капитальные вложения в другие виды транспорта , если они участвуют в перевозке грузов и пассажиров по сравниваемым вариантам; комплексная экономическая оценка территории, отводимой под строительство . II. Текущие затраты: эксплуатационные расходы предприятий автомобильного транспорта; народнохозяйственные потери , связанные с затратами времени пассажиров в пути следования (для всех автомобилей независимо от их принадлежности); народнохозяйственные потери , связанные с затратами времени пешеходов; народнохозяйственные потери , связанные с дорожно-транспортными происшествиями; затраты , связанные с эксплуатацией оборудования технических средств регулирования дорожного движения, автоматических систем управления движением и т. п.; затраты на ремонты и содержание автомобильных дорог и дорожных инженерных сооружений; народнохозяйственные потери от загрязнения воздуха и шумового воздействия , ; потери в смежных отраслях народного хозяйства. При опенке степени влияния способов организации дорожного движения на народнохозяйственные затраты (как единовременные, так и текущие) важно установить: во-первых, характер влияния мероприятий (т. е. изменение каких именно затрат оно вызывает), во-вторых, оценить количественно степень этого влияния, т. е. определить экономический эффект, который можно достигнуть в результате внедрения этого мероприятия. Задача эта должна решаться еще на стадии технико-экономического обоснования мероприятия, т. е. до его претворения в жизнь. В табл. 1.3 показан примерный характер влияния наиболее распространенных мероприятий по улучшению дорожных условий на существующей сети дорог или на стадии разработки схем организации движения на проектируемых элементах сети на текущие затраты. Цифра 1 в табл. 1.3 означает, что мероприятие влияет на данный вид затрат, а цифра 0 означает, что данное мероприятие не влияет или влияет незначительно на данный вид затрат. Второй наиболее важной задачей является количественная оценка единовременных и текущих затрат. Значения показателей единовременных затрат по капитальным вложениям в объект и устанавливаются на основе сметной документации или по укрупненным нормативам сметной стоимости. Капитальные вложения в автомобильный транспорт где - суточная интенсивность движения транспортных средств ( -го типа по рассматриваемому участку дороги, авт./сут; - удельные капитальные вложения в автомобильный транспорт на 1 списочный автомобиль, включая предприятия автомобильного транспорта и подвижной состав (при улучшении конструкции автомобиля с точки зрения повышения безопасности они могут возрастать); - число часов работы на линии одного списочного автомобиля в сутки; - коэффициент выпуска парка. Капитальные вложения в другие виды транспорта определяют на основе показателей объемов 'перевозок этими видами транспорта по соответствующим нормативам. Потери народного хозяйства от изъятия территории , отводимой под строительство, определяют исходя из стоимости чистой продукции, которая могла бы быть произведена на изымаемых землях за соответствующий период. Текущие затраты, как правило, определяют в расчете на 1 год эксплуатации. При этом номер расчетного года зависит от характера изменения ежегодных текущих затрат во времени. Ниже рассмотрены способы определения текущих затрат при различных схемах организации дорожного движения.
1.3.2. Определение транспортно-эксплуатационных расходов
Эти расходы определяют двумя способами: или расчетом себестоимости годового объема перевозок грузов и пассажиров, если мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения проводятся на участках дорог большой протяженности, или расчетом стоимости времени, затрачиваемого транспортными средствами, принадлежащими государственным и частным организациям, если мероприятия носят локальный характер, например мероприятия по совершенствованию организации движения на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог, сооружение подземных пешеходных переходов и т.п.
Таблица 1.3
Влияние дорожных условий (а, следовательно, и мероприятий по ОДД, изменяющих эти условия) на себестоимость автомобильных перевозок и методы учета этого влияния рассмотрены в п. 1.2. Стоимость времени, теряемого транспортными средствами, при передвижении по конкретному участку улично-дорожной сети . (1.1) где - годовые затраты времени всего потока автомобилей при определенном способе организации дорожного движения (ОДД) авт-ч; - число типов подвижного состава, принятых к рассмотрению; - стоимость 1 авт.-ч для определенного типа автомобиля, руб.; - доля автомобилей определенного типа, принадлежащих государственным и кооперативно-колхозным организациям в транспортном потоке. Стоимость 1 авт-ч принимают согласно действующим нормативным документам. Способы определения для наиболее характерных мероприятий по ОДД приведены ниже. На нерегулируемых пересечениях дорог в одном уровне затраты времени транспортных средств за год (1.2) где - интенсивность движения в час пик по второстепенной дороге (в обоих направлениях), авт./ч; - средняя задержка одного автомобиля, с; коэффициент неравномерности движения в течение суток (может быть принят равным 0, 1). Наибольшую трудность представляет определение средней задержки автомобиля. На нерегулируемых перекрестках (при наличии знаков приоритета) движение по главной дороге осуществляется практически без задержек. На второстепенной дороге водитель вынужден для дальнейшего движения ожидать появления достаточно больших интервалов времени между транспортными средствами, следующими по основной дороге. Итак, задержка одного автомобиля зависит: от времени затрачиваемого водителем, прибывающим к перекрестку со второстепенной пороги, в ожидании приемлемого интервала в потоке главной дороги; от времени 'Пребывания в очереди образующейся на второстепенной дороге; и от времени связанного с измененной скоростного режима в зоне перекрестка. Подобная задача при известных допущениях решается с позиций вероятностного подхода [10]. Средняя задержка одного автомобиля в этом случае
где е – основание натурального логарифма; - интенсивность движения по главной дороге в обоих направлениях в физических единицах, авт./с; - граничный интервал, с (его значение может быть ориентировочно принято равным 6-7 с при числе полос на главной дороге до двух, 9 с при числе полос от 3 до 4 и 10 с при числе полос от 5 до 6); - интенсивность движения (в среднем на одну полосу) в физических единицах по второстепенной дороге, авт/с. На пересечениях дорог с жестким программным регулированием затраты времени транспортных средств за год (1.3) где и — интенсивность движения соответственно по главной и второстепенной дороге в час пик; — средняя задержка одного автомобиля, с. Средняя задержка to в этом случае определяется как средневзвешенная задержка автомобилей, следующих в конфликтующих направлениях, где - средняя задержка в данной фазе в данном направлении, с; - число автомобилей, проходящих перекресток в мае пик в одной фазе в одном направлении; - число фаз регулирования. На регулируемом перекрестке средняя задержка автомобилей в данной фазе в основном зависит от режима регулирования. Известен ряд зависимостей, позволяющих определить ее величину. С достаточной степенью точности она может быть определена по формуле Вебстера где отношение длительности зеленого сигнала в данной фазе к длительности цикла ; — степень насыщения данного направления; - поток насыщения в данном направлении, ед./ч, может приближенно быть принят равным 1800 ед./ч на одну полосу движения; - приведенная интенсивность движения в -м направлении, ед./ч. Для ориентировочных расчетов формула Вебстера может быть упрощена в результате учета только первого члена (1.5) Поток насыщения (в приведенных единицах) при , где — ширина проезжей части дороги в данном направлении, м. При данные о потоке насыщения М (в приведенных единицах) берутся исходя из значений ширины проезжей части [5]:
Поток насыщения, ед/ч..... 1850 1875 1950 2075 2475 2700 Ширина проезжей части, м... 3, 0 3, 3 3, 6 4, 2 4, 8 5, 1
Кроме того, М можно определить экспериментально по следующей зависимости: где - число автомобилей, зафиксированных в очереди, в момент включения зеленого сигнала; - интервал времени от момента включения зеленого сигнала до момента пересечения стоп-линий последним автомобилем, зафиксированным в очереди. Поток насыщения корректируется в зависимости от уклона. проезжей части. Под расчетным значением уклона понимается средний уклон проезжей части участка дороги от стоп-линий до точки, удаленной от нее на 60 м. Значение потока насыщения на каждый процент уклона увеличивается на 3% при подъеме и уменьшается на 3% при спуске. Если для выполнения поворотных маневров на перекрестке выделяется отдельная полоса, то в этом случае поток насыщения: для однорядного поворотного направления ; для двухрядного поворотного направления ; (1.6) где - радиус поворота. Если для выполнения поворотных маневров не выделяется: отдельная полоса и процент поворачивающих транспортных средств менее 10% от общего их числа, то поворотным направлением пренебрегают, определяя поток насыщения по формуле (1.6). Если доля поворачивающих транспортных средств составляет более 10%, то поток насыщения. При введении координированного регулирования движения затраты времени определяют как сумму затрат па перегонах и регулируемых перекрестках: Расчет задержек у перекрестка, входящего в систему координированного регулирования, можно разделить на 2 части. Первая представляет собой расчет задержек на второстепенных направлениях движения, не входящих в маршруты координации. Эта задача аналогична задаче для изолированного перекрестка. В этом случае определяют только потери времени по второстепенному направлению. Средняя задержка (в с/авт) на перекрестке в направлении координации [10] где - сдвиг фаз регулирования на данном перегоне, с; - длительность цикла регулирования, с. Таким образом можно найти среднюю задержку автомобиля у каждого перекрестка в основных направлениях движения. Суммарные задержки за год (в авт-ч) на отдельном перекрестке в направлении координации движения где - интенсивность движения в направлении координации, авт./ч. В отдельных случаях для упрощения расчетов годовые потери времени до и после введения координированного регулирования могут быть определены по формуле (1.8), где - длина магистрали с координированным управлением движения; км; - средняя скорость сообщения, км/ч. При этом при введении координированного регулирования учитывается повышение скорости сообщения на 15 20%.
|