Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Псалом 8






В этом псалме особый акцент делается на творении людей. Он начинается с Божественного имени Яхве и Его титула «наш господин» (адонену). Господь известен «всей земле» Своими делами, особенно делами творения.

В 18–м псалме звезды произносили безмолвные речи. В данном случае слова произносятся и слышатся, потому что их изрекают сотворенные на земле. Однако эта речь исходит не из уст мудрейших и умнейших из людей, но из уст младенцев (стих 3). Даже малыши понимают мудрость и величие Бога в Его творении. Созерцание Божественной премудрости и славы, открытой на небесах, приводит к размышлению о том, как мало значит человек (стихи 4, 5).

Когда взору псалмопевца предстает ночное небо, он может только размышлять о ничтожности человека в сравнении со звездным великолепием. Псалмопевец дает неожиданный ответ на свой же риторический вопрос. Вместо того чтобы подтвердить, что люди ничтожны в сравнении со всем видимым, псалмопевец заявляет, что человечество занимает важное и почетное место потому, что сотворено Богом: «Не много Ты умалил его пред Богом» (стих 6, ин. пер.; в Синод, переводе Пс.8: 6 и в Евр. 2: 7 слово «Богом» заменено на «Ангелами»).

В стихах 7–9 говорится обо всем, над чем люди должны были иметь владычество: о птицах, животных и рыбах. Сначала приводится общее высказывание об этом владычестве (стих 7): «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его». В следующих двух стихах перечисляются обитатели животного мира земли, которые находятся под владычеством человека. В Пс. 8: 6–9 еще раз и с большей силой говорится о сотворении людей, которое было описано в Быт. 1: 26, 27. Люди по–прежнему владычествуют над животным миром; к сожалению, они не всегда мудро распоряжаются своей властью.

Д. Пророки

Амос

В Ам. 4: 13; 5: 8, 9 и 9: 5, 6 записаны три известных гимна о Творце. В них Амос добавляет, что Бог–Творец использует элементы природы, чтобы совершать Свои суды над нечестивым и мятежным человечеством и Израилем.

В начале первого гимна о Творце (Ам. 4: 13) описывается образование гор. Эта картина совместима с деятельностью Бога в третий день творческой недели. Бог, образовавший род человеческий, также знает мысли людей. Это знание становится важным элементом вестей пророка, ибо суд Божий обусловливается Его знанием мотивов человеческого сердца и разума. Превращение света во мрак не только указывает на смену дня и ночи, но также и на день Господень. Израильтяне полагали, что день Господень будет днем света для них и днем мрака для их врагов. Однако Амос объявил, что все может быть наоборот (Ам. 5: 18–20). Таким образом, Бог управляет не только физическими перемещениями солнца и луны, которые отвечают за светлую и темную часть суток, но и конечной участью людей и народов.

Слова о попирании высот земли типичны для ветхозаветных описаний теофании. Здесь Бог–Творец приходит на суд, хотя в данном гимне об этом суде не говорится подробно.

Во втором гимне Творцу (Ам. 5: 8, 9) звезды описаны как Божье творение. Удвоенная и измененная последовательность: «претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь» — указывает на смену дня и ночи, а также на суд и день Господень.

Слова о водах морских напоминают события второго и третьего дней творческой недели. Однако в данном случае Бог иначе использует эти воды. Они по–прежнему (318) под Его контролем, но теперь используются для уничтожения. Это воды потопа, но не Ноева Потопа, а местного, разрушительного наводнения, через которое совершается суд. Яхве — Господин природных стихий, управляющий ими. Они служили Его цели при сотворении мира и продолжают выполнять Его намерения, даже когда речь идет о суде и разрушении.

Еще сильнее сказано о теофании в третьем гимне Творцу (Ам. 9: 5, 6). Аспект суда понятен: Бог в этом случае воздействует на природные стихии и поражает людей, стенающих по причине судов.

Данный отрывок говорит не о том, как Бог управляет водами Нила или водами любой другой реки, но о том, что случается с землей, когда Бог проходит над ней в явлении теофании. Если в первом гимне просто говорилось о том, как Бог попирает горы, в этом третьем гимне Он касается земли, и она тает. А когда она тает, то ведет себя, как воды реки.

Исайя

а. Ис. 40: 26–28. Первое заявление о творении в Книге Исайи, этом пророческом повествовании, противопоставляет истинного Бога ложным богам. В Ис. 40: 18–20 идолы высмеиваются как дело рук человеческих. Описание творческой деятельности Яхве предваряется вопросом: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Стих 25). Ответ заключается в том, что никакой бог не может сравниться с Яхве. Одно из доказательств сводится к тому, что Он сотворил воинство небесное, звезды (стих 26). Подобные знания и действия намного превосходят естественные способности человека и других богов. Бог знает не только общее число звезд, но и их названия. Он не только сотворил звездное воинство, но также управляет им и поддерживает его.

Здесь на первый план выходят два измерения творческой деятельности Бога. Существование вечного Бога восходит во времени к вечности в прошлом. Его творчество также распространяется до краев земли. Даже на концах земли нет ничего такого, что не было бы Им сотворено.

Заключительный аккорд Ис. 40: 26–28 становится той тональностью, которую Исайя затем использует для демонстрации других действий Бога–Творца. Эти вводные предложения, открывающие нам Бога как Творца, записаны в Ис. 42: 5; 44: 24; 45: 12, 18 и 48: 12. Каждое из этих заявлений о творении вводит новое пророчество. Между вступлением и последующим пророчеством прослеживается теологическая взаимосвязь. Творение имело место в прошлом, и в нем проявилось могущество, сила и премудрость Бога. Пророчество простирается в будущее: сила и мудрость Бога–Творца снова проявятся, когда произойдут предреченные события.

Главное высказывание о Творце в Ис. 40: 26–28 предваряет все последующие формулы. Другими словами, все вводные фразы указывают на это главное высказывание и являются производными от него. Бог, дающий пророчества, есть Тот Самый Бог, Который создал наш мир. Два основных отличия возвышают истинного Бога над всеми ложными богами древнего мира: Бог создал мир и знает, что в нем должно произойти.

б. Исайя 65 и 66: воссоздание. В Ис. 65: 17 и 66: 22 вводится новый аспект Божьей творческой силы. Здесь вдохновенный пророк смотрит вперед на то время, когда земля будет восстановлена: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю». Изначально это было пророчество о старом Иерусалиме (Ис. 65: 18, 19). Бог обещал, что такие условия могут возникнуть. Но это пророчество не пробудило соответствующий отклик веры. Вот почему первоначальное обетование было перенесено на обновленную землю и Новый Иерусалим, как явствует из пророчеств Откровения 21 и 22.

Эта идея повторяется и расширяется в Ис. 66: 22, 23 в качестве параллели первоначальной истории творения. В Ис. 65: 17 речь идет о новом небе и новой земле подобно тому, как в Быт. 1: 1 говорится о сотворении прежнего неба и прежней земли. В Ис. 66: 22 повторяется идея о новом небе и новой земле, которая уже высказывается в Ис. 65: 17. Однако в Ис. 66: 23 к этому повторению добавляется новая мысль: люди и их деятельность. При этом выделяется один вид деятельности — поклонение, которое связано со временем подобно тому, как в Едемском саду люди также приходили к своему Творцу в определенное время. Адам и Ева были сотворены в шестой день, в пятницу, и их первый полный день на земле был субботой. Та же деятельность будет совершаться и на новой земле. Существует два параллельных высказывания о творении в Бытие 1 и 2 и два параллельных высказывания о воссоздании в Исайи 65 и 66.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.