Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Http://www.psyfactor.org/lib/training9.htm






Http: //www.psyfactor.org/lib/training9.htm

Тренинг «Психологическая баня»

© А. Дедушка

Фрагмент книги Дедушка А. Психологическая баня. — М.: Генезис, 2011.

Эта книга необычна. Во-первых, по жанру. Фактически это стенограмма хода тренинга, написанная в публицистической манере: ярко, живо, подробно — так, что читатель поневоле погружается в атмосферу тренинга и становится его «участником». Во-вторых, сам тренинг необычен — и по форме, и по содержанию, и по составу участников. В нем участвуют «обитатели» одной школы — и ученики, и учителя, а цель его — «нравственное очищение» (недаром называется тренинг «Психологическая баня»).

Введение

Друзья и коллеги, давно ли вы в последний раз были в бане? Уместно, думаю, даже так спросить: а вы вообще там когда-нибудь были?.. Только не в новорусской сауне, а обычной, общественной бане, может быть, даже еще советской…

Впечатления наши, верно, будут схожими: как правило, неказистое обшарпанное здание с потеками сырости на стенах, кучами мусора снаружи, а иногда и внутри, сонным, часто полупьяным банщиком, только от полной безнадеги пошедшим на такую непрестижную работу и смотрящего на посетителей как на досадную помеху…

Ну, а если вы ни разу не были в бане, то вы уж точно проводили время в одном государственном учреждении, где вам хотя бы раз «прочищали мозги», «мылили шею», «выбивали дурь», и где вам, скорее всего не один раз приходилось «париться» по весьма различным поводам. Я имею в виду обычную общеобразовательную школу.

Догадываетесь, к чему такой зачин? Психология любит оперировать метафорами, и я сейчас приведу ключевую оную, которая станет главной метафорой нашей книги…

Итак: школа — это баня…

Ведь параллели можно провести не только по внешним признакам (гардеробы — раздевалки, классы — помывочные залы, парты — скамьи, кабинет директора — парилка, учителя — банщики, ученики — клиенты…), но и по сути происходящих там процессов. Только назначение бани — очищать от внешней, телесной грязи, а школа должна научить своих учеников очищаться от «грязи» внутренней, которую они так легко получают из средств массовой информации, друг от друга и от окружающих взрослых — и даже в своих семьях…

Скажете — сравнение «притянуто за уши»? Да и назначение школы по большому счету совсем не в этом, а том, чтобы давать знания? Соглашусь с вами, но только отчасти.

Что делать, если негде больше «очищаться от душевной грязи» нашим деткам? Если нигде их этому не учат и вообще состояние их душ никого по большому счету не интересует?

Можно, конечно, вспомнить о том, что в каждой школе сейчас есть психологическая служба. Но очевидно, что возможности школьных психологов в этом смысле весьма и весьма ограничены. Очень часто они перегружены, да и сама психология как наука «заточена» скорее под изучение, в лучшем случае — под развитие отдельных психологических свойств, но отнюдь не под «очищение от душевной грязи».

Церкви? Храмы, мечети, костелы, молитвенные дома, воскресные школы?.. Да, было бы замечательно, если бы каждый школьник имел возможность приобщиться к тем «средствам очищения», которые предлагают различные религиозные организации. (Не забудем, однако, и о возможности попасть в какую-нибудь секту.) Но увы — возможностями религиозного «очищения» могут воспользоваться только весьма немногие дети — из верующих воцерковленных семей. Таких в школе единицы. Думаю, не только в нашей, но и в большинстве российских. Да и условия церковного «очищения» редко бывают адекватно адаптированы под школьный возраст. Просто потому, что основной контингент «очищающихся» там — взрослые люди.

В общем — вы, наверное, поняли, к чему я клоню? К тому, что в условиях активно «загрязняемой» в прямом и переносном смысле окружающей среды, при недостатке возможностей «очищения» хотя бы часть таких функций могла бы взять на себя школа — чтобы помочь нашим деткам не захлебнуться в море «грязи», которая льется на них со всех сторон.

В книге, которую вы сейчас держите в руках, содержится подробное описание «очищающего» тренинга, который может быть проведен в рамках школы. Его игровая оболочка сделана в соответствии с идеей «бани» и строится на основе различных «банных атрибутов».

В ходе тренинга анализируются различного рода душевные состояния участников. Но самым глубоким разрезом тренинга является нравственный — в котором, собственно, и предусмотрены главные цели «очищения» — по мере соотнесения с аксиологической (ценностной) шкалой добра и зла.

На этой шкале в ее верхней части — те качества, которыми в идеале должен обладать каждый человек (доброта, великодушие, сострадание, способность к любви…), а внизу — те «грязные» черты (эгоизм, тщеславие, агрессивность, заносчивость…), которые «портят» любого человека, оставляя на его душе заметные, но трудно выводимые «пятна». Те пятна, от которых должна стремиться избавиться каждая здоровая личность.

Теперь немного о нас самих.

Мы — это 20-я школа г. Ставрополя, обычная средняя школа, думается, типичная в плане количества учеников, учителей, состояния материальной базы и тому подобных внешних атрибутов. Но нетипичная в другом — в том, что…. Впрочем, не буду представлять никаких «портфолио». Честно признаюсь, что питаю к ним «органическое отвращение» и считаю это здоровой реакцией на навязываемую нам сверху манеру самовыпячивания и пускания пыли в глаза. Тем более что скромность как одно из замечательнейших достоинств личности никто публично еще не отменял, хотя и многое сделано, чтобы отменить ее подспудно.

Но несколько слов все-таки еще нужно добавить.

Недавно в нашей школе произошли довольно важные перемены — мы отметили 50-летие и наконец дождались капитального ремонта с практически полным обновлением материальной базы. И, кажется, впервые серьезно задумались о переходе на педагогический профиль. То есть о том, чтобы в уже в стенах школы начать готовить будущих учителей — представителей самой важной и благородной профессии, то новое учительское поколение, которое выведет детей России, а через них и саму Россию, из мрака «посткоммунистического» и «посткапиталистического» межвременья, где она так безнадежно заплутала. Но для этого нужно очень много сделать. Нужно из существующего педагогического кружка создать систему, пронизывающую связями шефства и заботы все старшие и младшие классы. Нужно на базе старших классов создать педагогический класс с особой программой, включающей разделы по педагогике и психологии. Нужно установить договорные связи с педагогическим институтом, чтобы наши выпускники имели преимущественное право поступления туда. Нужно подключить к этой работе недавно открытый на базе нашей школы центр «Здоровье»…. Видите, сколько планов!..

Но планы — планами, а жизнь идет своим ходом, и вот нам «спускают» задание -провести на базе нашей школы во время осенних каникул ученический пятидневный лагерь. Идею тренинга с легендой «баньки» как возможности «очищения» от разного рода недостатков я обдумывал уже давно, и вот теперь представился шанс воплотить в жизнь эту задумку.

Важный нюанс. С самого начала я представлял себе коллектив, в котором «на равных» могли бы пройти «очищающий» тренинг ученики и учителя. Дело в том, что мы уже много лет работаем над темой дружбы между учителями и учениками. Да и педагогический профиль обязывает к поискам именно в этом направлении. Хотелось попробовать поставить в коллективе общие для всех его участников цели, направленные на сплочение и нравственное очищение, вплоть до выхода на основополагающие ценности, которые могут оказаться общими как для учителей, так и для учеников.

Друзья и коллеги! Наша работа в течение пяти осенних дней является кульминацией развития не только темы, связанной с возможностью дружбы между учениками и учителями, но и темы нравственного взаимодействия внутри смешанного ученическо-учительского коллектива. Поэтому я представлю вам максимально подробный в документальном плане и, насколько это у меня получилось, — художественный по форме отчет об этом проекте.

Предлагаю вам, что называется, «погрузиться». Погрузиться во всех смыслах — в профессионально-педагогическом, художественно-эстетическом и, главное, — в духовно-нравственном. Попробуйте «прожить» вместе с нами эти дни, может быть, даже применить к себе описываемые мною процедуры. Вы можете поставить себя на место как участника проекта, так и его ведущего (я предоставлю вам и такую возможность, так как буду щедро делиться своими мыслями и переживаниями). Какую бы роль вы ни избрали, особой разницы вы не почувствуете, поскольку в этом проекте учителя участвовали на равных с учениками, безо всяких скидок на статус.

Почему я прошу вас об этом? Я твердо верю в то, что магистральное направление развития российской педагогики — «где-то рядом». Но в одиночку выявить оптимальные ориентиры не под силу никому. Поэтому очень важно ваше заинтересованное участие и стремление применить полученный нами опыт к себе и своим детям.

Да-да, сначала «прожить» наш опыт на эмоциональном уровне, потом осмыслить на рациональном, потом применить на практике, потом осмыслить новый, полученный уже вами самими опыт… Так потихоньку мы с вами и выйдем из сумрака педагогического межвременья, в котором находится современная система воспитания.

Договорились? Тогда — вперед и с песней... Песни тоже иногда нас будут поддерживать в этом проекте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.