Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участники проекта. Этот тренинг, кстати, может послужить некой моделью — «прообразом» занятий с учителями в этом направлении






Этот тренинг, кстати, может послужить некой моделью — «прообразом» занятий с учителями в этом направлении. Так что неплохо было бы отработать некоторые технологии с теми детьми, которые способны сами в будущем стать учителями. Такие вот были благие пожелания насчет участников проекта…

Однако как всегда стали поступать различного рода «вводные», осложнившие процесс формирования «кадрового состава».

Во-первых, обязательно нужно 25 человек — и хоть ты тресни. Для интенсивного тренинга эта цифра запредельна, но, вот, надо от школы 50 человек, и половину из них должны были обеспечить мы. Но это бы еще ладно — главный кошмар — это куча справок, которые нужно собрать нашим бедным деткам, чтобы получить право вместо законных каникул каждый день приходить в школу… Справка с места работы родителей, да и не абы какая, а с определенными реквизитами и исключая некоторые профессии, заявление, паспорт, свидетельство о рождении…

Действительно в иные минуты просто хотелось «взяться за автомат», потому что было полное ощущение, что кто-то там наверху озабочен не тем, чтобы как-то помочь детям, а тем, чтобы утопить в канцелярско-бюрократических согласованиях все то хорошее, что можно извлечь из подобного рода «лагерей на каникулах». Идея сама по себе достаточно сомнительная, а тут еще нас, учителей, вместо серьезной подготовки к тому, как ее «оправдать», заставляют дергаться с разного рода справками, отделяя «чистых» детей от «нечистых», тех, которые не могут по каким-то формальным показателям попасть в лагерь (родители, к примеру, у него военные), как будто это и есть самое важное. И при этом никто не хочет замечать явной аморальности подобной «сегрегации». Если уж вы хотите помочь детям, то помогайте всем…

Ну, ладно, это крик по адресу «высших сфер», который, скорее всего, останется «гласом вопиющего в пустыне», и в силу этого — вряд ли будет услышан. Мы продолжим потихоньку.

В конце концов, удалось утрясти состав до двадцати человек. Тоже многовато, но меньше уже никак было нельзя.

Начнем с участников проекта со стороны учителей. Их было как никогда много — вместе со мной четыре человека из двадцати.

В скобках я буду давать тренинговые имена участников, чтобы вы потихоньку могли к ним привыкать.

Юлия Павловна (Леля). Это моя бывшая ученица. Десять лет назад она сама сидела в кругу «Лагеря друзей» и участвовала в наших школьных музыкально-сценических постановках «Память», затем закончила филфак университета и вот теперь вернулась к нам. Этим летом она была моей напарницей-педагогом в «Лагере друзей». Так что самый разнообразный опыт включения в дружеские отношения с учениками и коллегами у нее имеется, и в ее способности к активной мотивированной работе «на равных» я не сомневался.

Алина Олеговна (Абрикоска). Учитель информатики и параллельно педагог-организатор в старших классах. В школе работает третий год, после окончания университета, и, пожалуй, как никто другой легко себя чувствует «на одной волне» с учениками. Может быть, порой даже слишком легко. Но в плане готовности к самоотверженной работе, творческому включению во все дела и всесторонней помощи, способности к погружению в эмоции и отношения с детьми «на равных» — непревзойденна.

Александр Алексеевич (Сэм). С ним я познакомился только прошлым летом, во время учительского туристического слета, где он, по приглашению Алины Олеговны, был участником нашей команды. Педагогического образования он не имеет, но я сразу понял, что это человек, обладающий набором редких и ценных качеств — развитыми творческими способностями, артистизмом, душевной чистотой и духовной глубиной. В сентябре он пришел к нам в школу как ведущий школьной команды КВН и сразу привлек к себе детей, сплотил их, став среди них «своим» в самом хорошем смысле слова. Ввиду полного отсутствия у него знаний о психолого-педагогических технологиях мне пришлось очень многое объяснять ему о тонкостях предстоящего проекта, но, обладая ко всему прочему врожденным педагогическим чутьем, он сразу все «схватывал на лету».

Для полноты картины добавлю, что я пытался привлечь к проекту еще одну молодую учительницу, только что пришедшую в школу. Казалось бы — все карты в руки... Но когда я разъяснил принципы работы проекта и главный из них — принцип «работы на равных», — сработал страх потери статуса. В принципе это понятно, особенно если иметь в виду, что человек впервые переступил порог школы и боится «не заработать» или — еще страшнее — «потерять» свой авторитет. И она отказалась.

Теперь о ребятах.

Важным критерием для приглашения в проект, помимо возраста (восьмой класс и старше), было наличие «лагерного опыта» — опыта интенсивной жизни в условиях развивающегося дружеского коллектива. В частности, в проекте участвовали несколько учеников выпускного одиннадцатого класса — многолетние участники лагерей, которых можно назвать «ветеранами».

Кроме того, важным было наличие у потенциальных участников педагогических способностей, которые этот проект помог бы как-то проявить, развить, закрепить. Я уже много лет работаю над созданием новой «учительской парадигмы». Считаю своей важнейшей задачей подготовку учителей нового типа, которые сами обладали бы высокими духовными качествами и знали бы, куда вести своих воспитанников. Этот тренинг, кстати, может послужить некой моделью, основой для занятий с учителями в этом направлении. Так что я счел, что имеет смысл отработать некоторые технологии с теми детьми, которые способны сами в будущем стать учителями.

После множества перипетий было установлено и количество участников проекта — 20 человек, включая учителей, учеников и меня самого.

Представлю вам учеников, которые стали в итоге участниками проекта.

Таня (Курлю). Танюшка собирается идти на филфак. Она одна из самых «старых» участниц педагогического кружка, и мне хочется надеяться на то, что она станет таки учителем. У меня не было сомнений в ее способности достойно «вынести» проект, но мне хотелось пожелать ей побольше активности и включенности. Таня далеко не всегда спешит проявлять инициативную заинтересованность, и если ее ничего не «зацепит», может «остаться в стороне».

Дима (Митюня ). Еще один «старый гвардеец». В течение последней пары лет он меньше участвовал в активной жизни педагогического кружка, хотя общественную жизнь в школе не оставлял. В нем, несомненно, есть педагогическая жилка, но ситуация постоянно осложняется «помутнениями» в виде разнородных увлечений. Но, глядишь, проект поможет ему определиться.

Мурат (Мурик ). Когда-то я его называл «самым благородным человеком»... Я и сейчас не отказываюсь от этих слов. Но в последнее время все чаще вижу его неподъемную лень. А ведь ему придется серьезно поработать над собой, если он захочет приносить настоящую пользу людям. Будет ли он бороться — это еще вопрос…

Леша (Алексий ). Последний из «ветеранов-гвардейцев». Прошлый лагерный опыт, кажется, не сильно повлиял на него, он по большому счету так и остался «вещью в себе». И в последнее время я все реже вижу его участие в общественной школьной жизни, особенно там, где не требуются его врожденная интеллигентность и особая «личностная стать» (в нем действительно есть что-то «гвардейско-офицерское»; кроме того, он неплохо поет и играет на гитаре). Леша собирается после окончания школы идти учиться по медицинской части. Казалось бы, зачем его брать в проект? Но нет — что-то меня подтолкнуло. Прошлые заслуги не забываются.

Настя (Сахарок ). Уже по тренинговому имени вы можете предположить, что сейчас я буду знакомить вас с кем-то очень оригинальным... И не ошибетесь. Настя — одна из самых нестандартных личностей, которых я когда-либо встречал. И тем удивительнее, что этот человек всю свою 11-летнюю школьную жизнь «проходил мимо» меня. Если бы не Таня, чьей подругой в последние два года стала Настя, я бы мог бы так и не узнать ее толком.

Настя очень сильно напоминает мне Лукерью Нагульнову из романа М. Шолохова «Поднятая целина». Вот когда убеждаешься в безусловной жизненной правдивости гениальных художественных произведений. Та же горделивость, то же презрение к мужчинам и осознание своего превосходства, тот же острейший язык... Но отличия все же есть. К примеру, то, что Настя — человек очень чувствительный. Я впервые обратил на нее внимание тогда, когда она никак не могла прочитать какое-то военно-патриотическое стихотворение, при каждой попытке заливаясь слезами… Лукерье подобная «сентиментальность» была явно чужда. И понятно, что личность Насти — намного глубже.

Не заметив Настю раньше, я «спохватился» только в тот момент, когда она заканчивала десятый класс, и предложил ей вместе с Таней стать летом вожатой в детском лагере «Солнышко» — это был шанс для нее проявить свои педагогические способности.

В лагере Настя, конечно, «проявила себя во всей красе». В целом она справилась, но уже под конец смены, когда взрослые педагоги свалили на нее всю работу — видимо, доверяя ее незаурядным «богатырским» способностям, — сорвалась… Сорвалась от перегрузки, послав куда подальше предъявляющих ей претензии педагогов. И Таня не смогла ей помочь, так как сама была «на грани вымирания» от усталости.

Что касается меня, то, имея возможность влиять на ситуацию только косвенно и «постфактум», я так и остался в некоторой неопределенности. С одной стороны, педагогические способности в Насте явно есть, но, с другой, — а чего в ней нет? Взять те же актерские способности — после того как на школьном балу она сыграла роль Анны Карениной, ее так долго все подкалывали, что она то ли в шутку, то ли всерьез прикидывала, а не броситься ли ей, в самом деле, под поезд… Она могла бы стать звездой любой театральной труппы.

И все-таки, приглашая Настю в проект, я считал ее «слабым звеном». По двум причинам. Во-первых, потому что у нее совсем нет никакого «лагерного опыта», за исключением не очень удачного вожатского. Во-вторых, ввиду ее явной психологической неустойчивости. Она может разрыдаться от какой-нибудь песни, стихотворения или воспоминания о своей неудачной влюбленности. Я-то, побывав свидетелем нескольких подобных эпизодов, уже эмоционально приспособился к ним. Но приспособится ли сама Настя к условиям «бани» с ее идеей «отмыться» от разного рода «грязи» и недостатков?

В общем, сомнения были. Я поручил Тане за ней «присматривать», но, забегая вперед, скажу, что беспокоился я напрасно. Настя сыграла такую важную роль в проекте, что без нее он явно потерял бы часть своего «колорита» и дал бы гораздо меньше ощущения «жизненности» происходящего. Так что, Сахарок, спасибо тебе! Ты явно «подсластила» нашу жизнь в проекте.

Теперь десятиклассники.

Вика (Кровавая Мери ). Несмотря на «устрашающее» тренинговое имя, Вика — очень добрая и мягкая девочка. И к тому же — тоже «ветеран» лагерной жизни. Впервые я взял ее в «Лагерь друзей» еще после пятого класса, и с тех пор она каждый год бывала в лагере, а после девятого класса попробовала себя в роли вожатой в «Солнышке». Когда-то я называл ее «самым чистым человеком», но в последнее время наличие «своего мальчика» как-то неуловимо изменило Вику — исчезли ее детская наивная доверчивость и открытость.

Зато в этом году Вика твердо заявила, что собирается стать учителем начальных классов. Так что у меня не было сомнений о целесообразности ее пребывания в проекте -она идеально для него подходила.

Хотя был момент, который меня несколько озадачил. Когда я собирал участников проекта, для того чтобы дать разъяснения по его поводу, Вика вся была в такой эйфории, что предложила: «А давайте останемся на ночь!». За этим желанием я не увидел ничего, кроме желания повеселиться, но все же это был не совсем тот настрой, который способствовал бы успешности «банного проекта».

Снова забегая вперед, скажу, что предчувствия меня не обманули: Вика оказалась в числе «завалившихся» в проекте... Но об этом — в свое время.

Наташа (Наталья ). Так и хочется назвать ее «темной лошадкой», хотя в проекте были люди, которые больше подходили под это определение. Все годы учебы Наташа как-то продержалась в стороне от участия в активных формах общественно-педагогической деятельности. Но в то же время не была она и посторонним человеком: то посидит за аппаратурой, то проведет шоу с показом мод... В «Лагере друзей» она ни разу не была и педагогическим кружком тоже никогда не интересовалась. Удивительное свойство — со всеми и в стороне.

Я видел в ней неординарного и глубокого человека, но никак не мог найти ничего, чем ее можно было бы «зацепить». От меня она тоже держалась в стороне, наладив тем не менее прекрасные отношения с другими учителями, молодыми и не очень. И все-таки она сделала шаг навстречу, согласившись побыть летом вожатой в «Солнышке». А после Дня учителя, когда во время традиционного для нашей школы «дня самоуправления» она замещала преподавателя информатики, с твердостью, которой веришь, сказала, что хочет стать учителем в будущем.

Но все же опыта самораскрытия в достаточно широком кругу друзей у нее совсем не было. Так что, приглашая ее в проект, я рассчитывал на то, что она наконец «почувствует вкус дружбы и открытости».

Лена (Алексейка ). Вот кто самая настоящая «темная лошадка». Она пришла в школу только в этом году, и я знал ее, и то весьма поверхностно, только пару месяцев. Но что-то мне в ней показалось «нашим» — открытость, доброжелательность, доверчивая тревожность…

А готова ли она пройти через все сложности нового проекта? Слепой сказал: «Посмотрим…».

Теперь — девятиклассники.

Женя (Бендер ). Мне он кажется очень «живым». Помню, я в качестве эксперимента взял его как к нам в летний тренинговый Лагерь «Звездочка», еще когда он учился в начальной школе. Я вообще-то, как правило, беру туда ребят из шестого класса и старше, но Женя, играя в одной из школьных постановок «Судьбы человека» Ванюшку, просто покорил всех своей искренностью. И я решил летом дать ему шанс проявиться. И с тех пор Женя не утратил своей живости и экспрессивности. Пару смен в «Лагере друзей» он пропустил, увлекшись лагерями «на стороне», но этим летом предпочел вернуться к нам и показал себя вполне достойно.

Сергей (Спанч Боб). Сережа — тоже давний и верный лагерник. Но у него до последнего времени была одна странная особенность: летом он с радостью погружался в лагерную жизнь, а вот в течение года «уходил в тень», уклоняясь от активной общественной жизни. И этим летом я решил устроить ему «испытание», отправив в лагерь «Солнышко» в качестве постоянного вожатого — случай для мальчиков беспрецедентный. И в принципе Сережа неплохо справлялся. Не скажу, что он «возгорелся ярким педагогическим огнем», но никто из взрослых педагогов не предъявлял к нему претензий. И после этого, с сентября, Сергея словно подменили в плане общественной активности — он стал активным участником команды КВН и одним из лидеров нашей школьной организации «Дружина Дружная»/

Подробнее о «Дружине Дружной» и Лагере друзей «Звездочка» можно прочитать в книгах: А. Дедушка Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками. СПб., 2007, А. Дедушка Психологическая работа с подростковыми группами. Создание дружного коллектива. СПб., 2008, А. Дедушка Психологический выбор: нравственные аспекты. Интерактивные игры для старшеклассников. Волгоград, 2011.

И вот теперь я решил взять его в «Школьную баньку». Тем более что Сергей был одним из немногих, кто шел туда, заранее зная, от чего он хочет «отмыться». На протяжении пары последних лет он ведет тяжелую и изнурительную борьбу со своим «эгоизмом». Может, в самом деле, «банька» ему в этом поможет?

Тома (Тома). Это родная сестра Мурика. Человек, который, несомненно имея педагогические способности, не любит и не желает ими пользоваться, всячески сопротивляясь моей активности по привлечению его к педагогической деятельности. В Томе много замечательных качеств: ум, глубина, оригинальность. Но в последнее время я стал замечать какие-то странные черточки — словно Томе надоело быть «хорошей девочкой» и хочется досадить всем, демонстрируя свой новый вызывающе негативный образ.

Пора, пора и ей в «баньку».

Лера (Валерия ). Человек очень порядочный. Круглая отличница. В прошлом году с помощью Томы впервые попала в «Лагерь друзей». Если бы не этот факт, я бы на нее внимания и не обратил — настолько она привыкла всегда оставаться в стороне. В лагере она стала чуть более открытой, но не настолько, чтобы можно было говорить о каких-то значительных переменах. Приглашая ее в проект, я надеялся на то, что она продолжит работу по избавлению от своих комплексов и зажимов.

Катя (Катя). Инициатива по ее «вытаскиванию» тоже принадлежит Томе. Тома уже много лет дружит с Катей, как бы «покровительствуя» ей, сглаживая ее резкость. Катя хотела поехать в лагерь летом, но тогда я не рискнул взять ее. А на этот раз, словно «заглаживая свою вину», решил попробовать взять ее в проект. Почему бы и нет? Глядишь, пойдет на пользу.

Далее — восьмиклассники.

Настя (Сластена). Вот человек очень активный и энергичный, словно поставивший себе цель достигнуть невозможного — успеть все и везде! В своем классе она выполняет значительную часть работы классного руководителя, успевает и работать в «Дружной», и вне школы занимается в паре кружков. Такая активная жизнь, конечно, не может не иметь «осложнений», искажающих вполне симпатичные черты душевного устройства Насти. Надо и ей немножко «отпариться».

Дима (Димчик ). У Димчика сейчас «пора инфантильного регресса» — на уроках он иногда становится невменяем. Но он исключительно добр, а вне «разлагающего» окружения вполне серьезен и надежен. Я был уверен в том, что «баня» подтолкнет в нем процессы личностного становления.

Галя (Гаська ). Взял я все-таки в проект одну семиклассницу — не мог не взять ввиду исключительных заслуг этого человека. Иногда Галя может сделать невозможное — например, вдохновить класс на выступление в «Дружной». Она — единственная из семиклассников, кому я доверял проведение собраний детского педагогического кружка. Конечно, у меня были опасения по поводу ее возможностей вынести нагрузки «взрослого» проекта, но в плане личностной зрелости я считал ее вполне к нему готовой.

Наташа (Смумрик ). Последний участник проекта и фактически уже даже «не наш человек» — в этом году она ушла из нашей школы в вечернюю на экстернат, чтобы пройти за один год двухлетнюю школьную программу.

О Наташе можно рассказывать много. Человек она очень глубокий, не «по-учебному», а «по-жизненному» умный, одаренный — и в духовном плане, и в творческом, и в педагогическом.

Ее жизненный путь осложнен историями со «Свидетелями Иеговы», с которыми у нее сложились очень непростые отношения — она то пыталась порвать с ними, то под давлением мамы возвращалась… Наташа была очень активной участницей двух последних лагерей и общественной жизни в школе. И для меня «громом среди ясного неба» было известие о том, что она ушла из школы. Однако Наташа заявила, что по завершении учебы в вечерней школе собирается поступать в педагогический институт. Поэтому она при каждой возможности появлялась в нашей школе и когда узнала о том, что на осенних каникулах состоится «Школьная баня», попросила меня включить ее в состав участников проекта. Хотя для нее это было совсем не просто — в вечерней школе каникул нет, так что ей пришлось на время проекта «взять больничный».

Забегая вперед, скажу, что в проекте с Наташей будет связана одна из самых серьезных «интриг», — так что жалеть о том, что она оказалась в проекте, не придется.

Теперь, друзья и коллеги, вы представили себе участников проекта «Школьная баня»? Их психологический, духовно-нравственный облик, хотя бы в общих чертах?.. Это важно для дальнейшего совместного «проживания» всех этапов проекта.

Впрочем, у нас еще будет возможность продолжить знакомство, когда я самим участникам предоставлю слово.

А пока — поехали…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.