Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональный опыт как структура профессионально важных качеств






Для реконструкции системы профессиональных качеств применяется корреляционная процедура. Изучая труд рабочего, специалиста по электродуговой сварке, Шкаликов (1988) удачно выделил набор профессионально-важных качеств и сделал пять срезов, позволяющих проследить развитие качеств (в начале обучения, через 2, 4, 6 месяцев и после 10 лет работы). Профессиональный уровень опытных сварщиков оценивался по уровню квалификации, стажу работы, по выполнению плана, по оценкам руководителей и опытных мастеров. Учеников оценивали по качеству сварного шва и по выполнению отдельных действий.

Построив корреляционные структуры, Шкаликов определил связи между элементами. О связи судили по: величине и уровню значимости коэффициентов ранговой корреляции. Для каждого элемента структуры определялось количество связей с другими и значимость каждой отдельной связи. На основе количества значимых связей каждого элемента с другими элементами и с показателями профессиональной деятельности были выделены ведущие и базовые профессионально-важные качества. По мере обучения структура связей между качествами менялась: одни переходили в центр, другие отодвигались на периферию. Менялось общее количество и значимость связей. Изменения происходили не постепенно и плавно. Шкаликов показал, что в определенные периоды некоторые качества изменялись особенно интенсивно в позитивном направлении, в то время как другие оставались почти неизменными, либо их показатели ухудшались. Для каждого периода характерно свое количество ведущих и базовых качеств. При общей тенденции к возрастанию в некоторые периоды число значимых качеств уменьшалось. Различие в корреляционных структурах профессионально-важных качеств соответствовали различиям в освоении трудовых операций: одни операции усваиваются быстро, другие — медленно. Шкаликов рассматривал профессиональный опыт как некое единство, однако не включил в анализ эмоции, мотивы и потребности учащихся и опытных рабочих. За пределами анализа оказался интерес человека к освоению профессии и стремление к совершенствованию мастерства, удовлетворенность профессией и профессиональные ценности. Кроме того, корреляционная структура не раскрывает функционального аспекта профессионального опыта.

В работе Алдашевой (1995) предпринята попытка реконструкции с помощью корреляционного метода профессиональных портретов моряков-подводников. Применив вопросники Кэттела и УСК (Уровня субъективного контроля), автор показала, как меняются корреляционные структуры по мере профессионального роста — от оперативного дежурного до командующего.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.