Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инженерно-психологический (ИП) анализ труда в технически сложных и опасных профессиях.






 

 

Человеко-машинные комплексы относятся к объектам, свойства которых формируются в результате взаимодействия сложных разнокачественных систем физической и биологической природы.

Система «человек — машина» — одно из основных понятий эргономики и инженерной психологии. По ГОСТ 26.387-84 система «человек — машина» — это «система, включающая в себя человека — оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте». Состоит из двух принципиально разных подсистем: подсис-темы, включающей технические звенья («машина»), и подсистемы, которая представлена человеком — оператором СЧМ. Никакая автоматизация не может исключить человека из системы в целом.

С повышением степени автоматизации для сохранения управляемости системы мы всегда будем вынуждены иметь подсистему более высокого уровня, которая будет включать в себя подсистему «человек», а замкнутая система будет иметь свойства системы «человек — машина».

Человек, выполняющий функции управления в системе «человек-машина», называется «оператором». В эргономике под «человеком-оператором» понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели иорганов управления. В узком смысле в рамках инженерной психологии под оператором понимают человека, выполняющего деятельность в СЧМ посредством взаимодействия с информационной моделью.

На человека следует возлагать выполнение функций по:

· распознаванию ситуации в целом по её многим сложно свя­занным характеристикам, а также при неполной информации о ней;

· осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобще­нию отдельных фактов в единую систему;

· решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет чётко определённых правил обработки информации;

· решению задач, в которых требуется гибкость и приспособля­емость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть;

· решению задач с высокой ответственностью в случае возник­новения ошибки.

Машине следует поручать:

· выполнение всех видов математических расчётов;

· выполнение однообразных, постоянно повторяющихся опера­ций, реализуемых по заданному алгоритму;

· хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации;

· решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получе­ния на основе общих правил решений для частных случаев;

· выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду.

 

Классификации СЧМ:

А. По степени участия в работе системы человека:

  1. автоматические (работающие практически без человека);
  2. автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами);
  3. неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств).

Б. По целевому назначению:

  1. управляющие (основная задача - управление машиной или комплексом);
  2. обслуживающие (человек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку);
  3. обучающие (тренажеры, технические средства обучения - ТСО);
  4. информационные (радиолокационные, телевизионные и т.п.);
  5. исследовательские (моделирующие установки, макеты).

В. По характеристике " человеческого звена" (" человеческого фактора"):

  1. моносистемы (1 человек - например, пилот или оператор станков с ЧПУ);
  2. полисистемы (несколько человек, бригада), где выделяются: " паритетные" (когда все операторы работают " на равных") и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов).

Г. По типу взаимодействия человека и машины:

  1. непрерывное, постоянное (например, система " водитель - автомобиль");
  2. частичного, стохастического (например: система " оператор - компьютер, ЭВМ", " наладчик - станок с ЧПУ");
  3. эпизодическое взаимодействие.

Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ:

  1. инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы - инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека);
  2. простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства);
  3. сложные человеко-машинные системы (включают целую систему взаимосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению);
  4. системотехнические комплексы (часто система расширяется до " человек - человек - машина" - это как некая иерархия более простых систем).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.