Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема как организация двигательного опыта






Согласно Ф. Бартлетту, схема — это активная организация прошлых реакций. Благодаря схеме они перестают быть отдельными элементами, которые следуют друг за другом, - это уже некая целостность. Такая активная организация входит в состав любого адаптированного к обстоятельствам поведенческого акта. Она обеспечивает ориентацию субъекта в происходящем вокруг него в мире на основе прошлого опыта. Ф. Бартлетт подчеркивал антиципирующую функцию схем. Дальнейшую разработку понятие схемы получило в работах У. Найссера, который уделил особое внимание изучению функций схемы. Являясь промежуточной частью перцептивного цикла, схема направляет исследовательскую активность человека-наблюдателя. Схема влияет на восприятие: именно она определяет, что будет воспринято субъектом. Возникнув в результате взаимодействия субъекта с окружающим миром, схема становится посредником, через которого происходит связь между прошлым и будущим. Антиципирующее качество схем подчеркивалось Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым (1980).

Схема связана с памятью. Согласно мнению Г. Саймона (1979), схема — это организованная структура семантической памяти. Схема может иметь эпизодический или тематический характер; узлы тематической схемы содержат отображения отдельных объектов — понятия, а эпизодической — систему событий, объединенных временными и ассоциативными связями.

Дж. Мандлер различает пространственную и временную организации материала в памяти, соответственно выделяя схемы сцен и схемы событий. Схема организует воспринимаемую информацию в соответствии с опытом — набором неосознанных ожиданий относительно объектов и отношений между объектами. Сами схемы создают ожидания конкретных объектов и событий, распределяют внимание и направляют его на анализ той информации, которая не соответствует схеме, отличается от нее, управляет поиском информации в памяти, в результате этот процесс приобретает характер реконструкции по схеме. Паскаль-Леон считает, что планы могут быть представлены в виде исполнительных схем, возможны оперативные и изобразительные (фигуративные) схемы. Оперативная схема — это представление о возможных трансформациях состояний реальности, фигуративные — представления самих этих состояний. Когнитивные схемы — наиболее устойчивые образцы преобразований окружающего мира (Гоулд, 1990).

Понятие схемы лежит в основе генетической концепции Пиаже, который использует это понятие для описания двигательного поведения на самых ранних стадиях развития. Схема — это когнитивная структура, связанная с целым классом сходных двигательных актов. “Схема представляет собой нечто вроде сенсомоторного понятия, или... моторного эквивалента системы отношений и классов”(Флейвелл, 1967, с.80).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.