Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1.2. Социология как наука
Семинар №1. Вопросы для обсуждения: 1. Научный статус социологии: объект, предмет и метод. 2. Структура социологии и социологического знания. 3. Методология социологического исследования. Семинар № 2 Вопросы для обсуждения: 1. Место социологии в системе социально-гуманитарного знания. 2. Функции социологии. 3. Профессиональный кодекс социолога.
Задания для самостоятельной работы: 1. Составить глоссарий по теме. Глоссарий предоставляется для проверки преподавателю на каждом семинарском занятии и сдается в конце семестра. Является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине. 2. По учебной литературе, данной в библиографическом списке по данному разделу, подготовьтесь к обсуждению вопроса о многозначности определений предмета социологии. Обратите внимание на классические и современные представления о предмете социологии. Какое из современных определений предмета социологии, по вашему мнению, можно считать наиболее полным и точным? 3. Подготовить доклад на тему: " Социологическое воображение как основа профессиональной деятельности социолога". После заслушивания и обсуждения доклада поупражняйтесь в «социологическом воображении»: руководствуясь социологическим взглядом на мобильный телефон, ответьте на вопросы. Почему доля жителей, активно использующих мобильный телефон, в городах больше, чем в сельской местности? Может ли мобильный телефон служить показателем социального статуса владельца? Каким образом мнения и оценки других людей влияют на пользование мобильным телефоном? Попробуйте, ставя таким же образом вопросы, развить социологический взгляд на другие явления окружающей социальной реальности (самостоятельно придумать примеры). 4. Подготовиться к дискуссии «Макро- и микросоциология: возможен ли синтез?»(В ходе дискуссии закрепляют полученные знания по предыдущей теме и более глубоко усваивают содержание объекта, предмета и метода социологии). Для участия в дискуссии студенческая группа делится на три подгруппы. Первая группа, предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, будет представлять макросоциологическую парадигму. Вторая – микросоциологическую. Задача всех остальных участников – оценив сильные и слабые стороны парадигм, попытаться соединить эти подходы, навести между ними «теоретические мосты». В ходе дискуссии участники отвечают на следующие вопросы. 1) Каковы особенности макро- и микросоциологического подходов к анализу социальной реальности? 2) Что является объектом исследования в рамках подхода? 3) Какие методы исследования используются в макросоциологии, а какие – в микросоциологии? 4) Правомерно ли считать макросоциологический подход теоретическим, а микросоциологический – эмпирическим? 5) Каковы перспективы этих подходов в социологии? Есть ли у них будущее в российской социологии? 6) Кем из известных социологов предпринимались попытки соединения этих двух подходов? Насколько успешными они оказались? 5. Написать отзыв на статью Н.В. Романовского «О современном этапе развития социологии». Обратить внимание на следующие вопросы: 5.1.Каковы факторы появления разнообразных «поворотов» в современной социологии? Что скрывается за этой метафорой? 5.2.Назовите и дайте характеристику главных «поворотов» социологии. 5.3.Какое влияние оказали «повороты» на методологию социологических исследований? 5.4.Что такое публичная социология? Это социология будущего? 5.5. Какова роль марксизма в современной социологии? Какое значение имеет марксистская парадигма в современной России? Отзыв оформляется печатным текстом на листе формата А4 (210х297мм) в редакторе Microsoft Office Word через 1, 5 интервала шрифтом 14 кегля (гарнитура Тimes New Roman) с соблюдением полей: вверху и внизу 2 см, слева 2, 5 см, справа 1, 5 см, абзацный отступ – 1, 25 см. Отзыв сдается в конце семинарского занятия по теме 1.2. и является обязательным условием получения итоговой оценки по учебной дисциплине. 5. Подготовиться к тестированию по теме. Библиографические источники: Основная литература: 1. Добреньков, В. И. Социология: учебник для вузов по специальностям социологии / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 623 с. (МОРФ) 2. Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 525 с. (МОРФ) 3. Социология: учебник / [В. Н. Лавриненко и др.]; науч. ред. В. Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 480 с. 4. Социология: Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. 5. Волков Ю.Г. Социология. Учебник / Ю.Г. Волков. 5-е изд., испр. и доп.. - М.: Альфа-М НИЦ ИНФРА-М, 2015. Дополнительная литература: 1. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: ЮРАЙТ, 2010. – 590с. 2. Немировский, В.Г. Социология: учебник / В.Г. Немировский. – М.: Проспект, 2010. – 542с. 3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2009. – 912 с. 4. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества: [учебник] / П.Штомпка; пер. с пол. С.М. Червонной. – М.: Логос, 2008. – 656 с. 5. История теоретической социологии. Начало XX века. Первый теоретический кризис социологии: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад.Проект, Гаудеамус, 2010. – 354 с. 6. История теоретической социологии. Социология второй половины XX – начала XXI века: Учебное пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2010. – 526 с. 7. Миллс, Ч.Р. Социологическое воображение/ Ч.Р. Миллс – М.: Nota Bene, 2001. – 119 с. 8. Романовский, Н.В. О Современном этапе развития социологии/ Н.В. Романовский // Социологические исследования. – 2007. - №1. 9. Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. – М.: Альфа-М, 2009. – 270 с. 10. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 487 с. Информационные источники: 1. Научно-образовательный социологический ресурс https://www.sociology.net.ru 2. Социологическая библиотека https://socnet.narod.ru/library/main.htm 3. Электронная библиотека социологического факультета МГУ https://lib.socio.msu.ru/l/library 4. Журнал «Социологические исследования (СоцИс) https://socis.isras.ru
|