Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подкрепление в обществе






 

Иногда создается впечатление, будто бы бихевиористы утвер­ждают, что все поведение человека является результатом обу­чения и подкрепления, а все человеческие болезни, от войн до бородавок, можно исцелить правильным использованием под­крепления. Это, конечно, не так. Поведение является богатой смесью внешних и внутренних ответов, как выученных, так и невыученных. Как это известно, каждой матери, индивидуаль­ные особенности являются врожденными (биолог Т. С. Шнейрла показал наличие индивидуальных особенностей поведе­ния даже у насекомых). Далее, громадная часть того, что мы делаем и чувствуем, является результатом нашей эволюции в качестве общественных животных. В это входит наше стрем­ление к взаимодействию и взаимной поддержке («реципрокный альтруизм»), а также наклонность к агрессивным реакци­ям, если кто-либо посягает на наши идеалы или собственность («защита ореола»). А кроме того, то, что делается или говорит­ся в данный момент, может в значительной степени зависеть от физического состояния, оцениваемого либо согласно про­шлому опыту, либо прогнозу на будущее: человек, который очень голоден или мерзнет, может вести себя совсем не так, как то­гда, когда он находится в комфортных условиях, вне зависи­мости от других обстоятельств.

Таким образом, метод подкрепления имеет свои ограниче­ния, и я не вижу в этом ничего плохого. Наше понимание по­ведения представляется мне в виде трех сцепленных колец, на­подобие торгового знака пива Balantine. В одном круге рас­полагаются такие бихевиористы, как Скиннер, и все, что нам известно об обучении и познавательных способностях; в дру­гом круге находятся этологи, такие как Лоренц, и все, что мы знаем о биологической эволюции поведения; а в третьем кру­ге — поведение, которое мы еще не совсем понимаем, например, игра. И часть каждого круга по своему содержанию перекры­вается с двумя другими. Поскольку общество не ограничива­ется только обменом подкреплений, социальные эксперимен­ты, включающие подкрепление в регулировании групповых отношений, дают не однозначные результаты. Например, ис­пользование подкрепления в структурированных группах — скажем в тюрьме, больнице или колонии, может провалиться по вине любого, использующего это подкрепление. Один из моих друзей-психологов рассказывал мне о системе поощри­тельных талонов для малолетних правонарушителей, которая прекрасно работала при экспериментальной проверке проек­та, но полностью провалилась и даже вызвала протест и воз­мущение, когда была перенесена в другое учреждение. Выяс­нилось, что наставники, как и предусматривалось инструкцией, раздавали подкрепление за посещение уроков и другое жела­тельное поведение, но, вручая талоны, они не улыбались. И эта маленькая ошибка была расценена (и я думаю, совершенно справедливо) юными правонарушителями как оскорбление, и все усилия пошли насмарку. Индивидуальное и групповое подкрепление использовалось для поощрения не только како­го-то определенного типа поведения, но и разных социально значимых качеств — например, чувства ответственности. Ка­чества, обычно считающиеся «врожденными», тоже могут под­вергаться корригированию. Вы можете, например, подкреп­лять творческие способности. Когда мой сын Мишель посещал школу искусств и жил в мансарде в Манхэттене, он подобрал брошенного котенка и подкреплял его за «сообразительность», за любое действие, которое его забавляло. Я не знаю, как кот это понял, но он превратился в самого необыкновенного кота — уверенного в себе, внимательного, преданного и готового на всякие очаровательные штучки даже в зрелом возрасте.

На уровне человеческих взаимоотношений правильное ис­пользование положительного подкрепления может дать суще­ственный эффект. Оно может привести к развитию и усиле­нию семейных взаимоотношений, укрепить дружбу, ободрить детей и обучить их в свою очередь превратиться в изобрета­тельных и умелых источников подкрепления. Оно способству­ет искусству половых отношений, так как секс помимо всего прочего является взаимным обменом положительных подкреп­лений. Если двое достигли успехов во взаимном подкрепле­нии, они, скорее всего, будут счастливой парой. Хорошо исполь­зовать подкрепление — это не значит, без разбору расточать на­грады или никогда не говорить «нет». Такое неправильное представление о положительном подкреплении возникает до­вольно часто. Однажды, наблюдая за матерью, везущей по улице малыша в прогулочной коляске, я заметила, что всякий раз, как он начинал проявлять признаки беспокойства, мать оста­навливалась, вынимала мешочек с всякими вкусностями: ви­ноградом, орехами — и совала малышу что-нибудь в рот, хотя он, видимо, не был голоден и иногда отпихивал ее руку. Ста­раясь поступать правильно, она добросовестно подкрепляла беспокойное поведение малыша. Она даже не проверяла, не является ли причиной беспокойства малыша непорядок в одеж­де или какой-либо другой дискомфорт. Никто из нас не пред­ставляет собой совершенства, и я не считаю, что мы должны все время думать о подкреплениях. Я предполагаю, что во взаи­моотношениях с другими людьми сдвиг к положительным ре­акциям от резкости, яростных споров и упреков, которые явля­ются стилем многих домов и организаций, повлияет не только на индивидов, вовлеченных в эти контакты, но и распростра­нится вовне, изменяя соотношение сил в обществе. Мне кажет­ся, что американское общество, несмотря на все свои свободы, является обществом карательным. Мы несем груз Кальвинист­ского отрицания, которое окрашивает все наши учреждения и большинство наших суждений вне зависимости от нашей ин­дивидуальной сущности. Переключение на положительное подкрепление может стать поразительным событием. В 1981 г. маленький городок в штате Аризона, отчаявшись удержать луч­ших школьных учителей, учредил фонд из местных средств и выдал денежные премии пяти учителям, выбранным по итогам голосования среди специалистов и общественности; сумма этих вознаграждений равнялась в некоторых случаях месячному за­работку. Деньги вручались на церемонии окончания высшей школы, и ученики стоя аплодировали учителям. К третьему году осуществления программы она, по-видимому, пошла на пользу, как ученикам, так и учителям. Ученики этой школы, ко­торые представляли по своему составу весьма смешанную груп­пу из представителей разных рас и этнических групп, богатых и бедных слоев населения, завоевали высокое место при нацио­нальном тестировании. Что мне кажется существенным в этой истории, так это не способ поощрения лучших учителей, что само по себе является неплохой идеей, а то, что это событие получило широкую огласку и стало новостью в национальном масштабе. Переход к положительному подкреплению был тогда в нашей культуре новой идеей. Но общество быстро ее приня­ло. Можно предположить, что на следующий год поступят све­дения из других городов, что и они провели подобное мероп­риятие. Процесс этого принятия может охватить жизнь одного, двух или трех поколений. Я подозреваю, что положительное под­крепление, будучи облечено в теорию, которая дает возможность. анализировать причины неправильного хода событий, является той самой идеей, которая слишком заразительна для умов, что­бы ее развитие приостановилось. Я полагаю, что большинство бихевиористов со мной согласятся — хотя они, конечно, счи­тают, что это произойдет совсем скоро.

Пожалуй, основное, что вызывает возражения против би­хевиоризма у людей гуманитарного склада ума — это подтекст: «все происходящее в обществе может и должно управляться подкреплением» (сейчас это уже работает, но работает плохо). Мне кажется, что это необоснованные страхи. Воображаемое общество Скиннера, построенное исключительно на различ­ных типах подкрепления, не должно, с моей точки зрения, точ­ки зрения биолога, функционировать. Идеалистические обще­ства, существующие в воображении или в реальности, иногда не принимают в расчет или пытаются приуменьшить такие биологические явления, как конфликты. Мы являемся, в кон­це концов, общественными животными, и в качестве таковых должны устанавливать иерархию. Соперничество внутри груп­пы за более высокий статус — по всем направлениям, а не толь­ко по санкционированным и предписанным — является абсо­лютно неизбежным и фактически выполняет важную соци­альную функцию: будь то утопическое общество или табун лошадей, существование развитой иерархии направлено на сглаживание конфликтов. Ты знаешь свое место, и незачем продолжать рычать, доказывая его. Я предчувствую, что инди­видуальный и групповой статус, как и многие другие челове­ческие потребности и тенденции, слишком сложны, чтобы их опровергать или отвергать с помощью спланированной системы подкрепления, по крайней мере, в обозримом будущем. В свою очередь, бихевиористов беспокоит то, что в обществе они ви­дят много ситуаций, в которых правильное использование под­крепления могло бы дать хороший эффект, а вместо этого мы с дурацким упорством продолжаем выбирать неправильные решения. Например, мы предоставляем вооружение и помощь странам, которые, как мы надеемся, будут к нам после этого более расположены. Продолжаем! Подкрепление кого-либо в надежде на собственную выгоду никогда не работает; это при­водит к обратным результатам даже на простейшем уровне: «Она пригласил меня на праздник только для того, чтобы по­лучить подарок, терпеть ее не могу»; «Тетушка Тишш чрез­вычайно мила сегодня, интересно, что старая бестия хочет на этот раз». И я не знаю, лучше ли наша жесткость в отношении стран, ведущих себя неправильно. А что, если им все равно? А если их первейшей задачей является досадить нам? Я пони­маю, что это может быть упрощением, но я все же полагаю, что бесконечное повторение такого поведения нации, о котором любой дрессировщик крысы может сказать, что оно не приве­дет к достижению цели, является непростительным простоду­шием. Нация, так же как и каждый отдельный индивидуум, должны постоянно задавать себе основной вопрос тренера: что в действительности я подкрепляю? Законы подкрепления — мощное орудие. Но свод правил гораздо более гибок, чем не­которые предполагают, и даже более гибок, чем иным хотелось бы. Чтобы подкрепление действовало, оно должно быть во­влечено в процесс постоянного изменения, постоянной обрат­ной связи, постоянного роста. Применяющий подкрепление начинает осознавать дуалистическую, двустороннюю природу этого общения. Он больше узнает о других и, неизбежно, луч­ше познает себя. Можно сказать, что тренировка является тем процессом, который требует одновременного присутствия внут­ри и вне собственной шкуры. Кто обучает и кто обучается? Оба меняются местами и оба учатся. Некоторые видят в теории под­крепления способ контроля, манипулирования или ограниче­ние свободы личности или общества. Но изменения общества должны начинаться с изменения отдельных личностей — со сдвигов, которые принесут личную пользу — точно так же, как видовые изменения должны начинаться на уровне одного гена. Социальные изменения не могут быть навязаны сверху — по крайней мере, навязаны надолго (произведение «1984 год» Оруэлла написано неверно с биологической точки зрения). Жи­вые существа имеют право не только на пищу и убежище, но и на подкрепляющее окружение. Использование и понимание подкрепления является тем индивидуальным опытом, кото­рый может пойти всем на пользу. Совершенно не ограничивая нас, оно открывает дорогу для приобретения нового опыта и, будучи осознанным, усиливает не механические аспекты жиз­ни, а богатство и удивительное разнообразие всего поведения.


[1] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. с 15-56 (с сокр.)

[2] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. с 15-56 (с сокр.)

[3] Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов. ЛГУ, 1966. с 24-33 (с сокр.)

[4] Тих Н. А. Ранний онтогенез поведения приматов. ЛГУ, 1966. с 24-33 (с сокр.)

[5] Ю. Г. Трошихина. Филогенез функции памяти. ЛГУ, 1978. с 22-32

[6] 3. И. Зорина, И. И. Полетаева. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М, 2001. с 106-201 (с сокр.)

 

[7] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1981. с 272-282

[8] Тих. Н. А. К вопросу об эволюции потребностей. В кн.: Проблемы общей, инженерной и социальной психологии. Л., 1964. с. 3-13

[9] К. Э. Фабри. ОСНОВЫ ЗООПСИХОЛОГИИ. М., 1976. С. 41-74 (с сокр.)

[10] В. А. Вагнер. Этюды по сравнительной психологии. Вып. 9. 1929. с 4-92 (с сокр.)

[11] У большинства рыб ход бывает весною; но есть виды, которые мигрируют осенью. Так, на Волге в это время раньше других идет сопа (Abramis sopa) вместе с таранью (Blica borkna) и другими мелкими карповыми рыбами; за­тем идет сначала мелкий, а затем крупный судак, вобла и т. д. Осенняя ми­грация имеет своей задачей частичным переходом приблизиться к цели: пройдя известную часть пути, рыба залегает на зиму в подходящих местах рек, весною она идет вверх по реке. Совершая, таким образом, переходы в два этапа, рыба заходит дальше, чем это может быть сделано в один переход.

[12] Спаривание с мертвыми самками я наблюдал у воробьев; самец несколько раз подряд оплодотворял мертвую самку, лежавшую на земле спинкой кверху.

[13] Я разумею здесь высших млекопитающих; что касается низших, то здесь, наряду с ящерами панголинами (Manis pentadactyla), например, которые живут парами, мы имеем броненосцев, которые (по Ринггеру), встретив­шись и обнюхав друг друга, минуты две остаются вместе, спариваются и расходятся так равнодушно, как будто никогда не видели друг друга.

 

[14] Порядок изложения эволюции полового инстинкта несколько иной, чем тот, которого я держался при изложении психологии питания: по техничес­ким соображениям это удобнее, а существо предмета от такой перемены ни в чем не изменяется.

[15] Дарвин пишет: «Большой жук Chiasognatus трещит от злобы к с целью вызо­ва; многие виды делают то же самое с отчаяния и страха...»; «самец Areuchus издает звуки для поощрения самки в ее работе и от беспокойства, когда она удаляется» (Чарльз Дарвин. Иллюстрированное собрание сочинений. Том V. Изд. Н. Лепковского. Москва. 1908 г. С. 243). Можно удивляться тому дове­рию, с которым Дарвин цитирует совершенно невероятные анекдоты любите­лей. Так, мы читаем в его книге, что «добросовестные наблюдатели утвержда­ют положительно, что пауки привлекаются музыкой» (там же, с. 444). Как можно говорить об этом, когда органом слуха пауков служат т. наз. слуховые волоски, которые абсолютно неспособны к восприятиям подобного рода?

 

[16] Законы Ликурга и Солона прямо разрешают детоубийство. Платон не ви­дел ничего дурного ни в выкидывании, ни в детоубийстве.

[17] Если заявление Гиббона о том, что Римская империя была запятнана кро­вью младенцев, и составляет преувеличение, то все же за этим заявлением никто не отрицает известной доли истины

[18] К. Лоренц. АГРЕССИЯ, 1994. с. 30-143 (с сокр.)

[19] Святой Хуберт — покровитель животных и охоты (656(?) — 727). Старший сын герцога Бертрана Аквитанского. Согласно легенде, обратился в хрис­тианство, повстречав на охоте оленя с сияющим крестом на рогах. Был епис­копом маастрихтским и льежским. Канонизирован в XV в.

 

[20] «Животное может быть лишь объектом, а не субъектом действия».

 

[21] Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М: Мир. 1988. с 440-451.

[22] Зорина 3. И., Полетаева И. И. Зоопсихология. Экспериментальное мышление животных// Учебное пособие по ВИД и зоопсихологии. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 11-95.

[23] Обширный экспериментальный материал по восприятию и оценке животны­ми параметров времени в книге не затронут, поскольку эти вопросы практи­чески не имеют прямой связи с проблемой мышления животных.

[24] Классификация видов мышления животных рассматривается в главе 4.

[25] Прайор К. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. М: Се­лена. 1995. С. 11-95 (с сокр.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.