Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филогенез онтогенеза и заботы о потомстве






 

Филогенез. Заботы о потомстве Филогенез онтогенеза Стадии развития психики
1. Родители находят усло­вия среды, необходимые для развития яйцеклеток и потомства, не вступая в контакт с потомством 1. Субъект самостоятелен с рождения, структура деятельности, мотива-ционно-потребностная сфера и мотивационные механизмы — взрослого типа Сенсорная, перцептивная
2. Родительские особи осуществляют специаль­ную деятельность по под­готовке и поддержанию условий для развития яйцеклеток и потомства без взаимодействия с по­томством как самостоятель­ными особями 2. Структура деятельно­сти, мотивационно-пот-ребностная сфера и моти­вационные механизмы — взрослого типа, освоение видотипичного опыта са­мостоятельное, в органи­зованных родительскими особями условиях Перцептивная
3. Родители осуществляют свои функции в процессе взаимодействия с детены­шами как самостоятель­ными особями (коммуни­кативный процесс). Пове­дение родителей зависит от поведения детенышей. Родители частично уча­ствуют в удовлетворении потребностей детенышей 3. Содержание мотива -ционно-потребностной сферы частично отлича­ется от взрослой по объ­ектам деятельности. Структура деятельности и мотивационные механиз­мы — взрослого типа, ос­воение видотипичного опыта происходит в орга­низованных родителями условиях Высший уро­вень перцептив­ной, низший уровень интел­лектуальной
4. Родители удовлетворя­ют некоторые потребнос­ти детеныша в непосред­ственном взаимодействии 4. Структура деятельно­сти, мотивационно-пот-ребностная сфера и моти­вационные механизмы Интеллек­туальная

Окончание таблицы

 

Филогенез. Заботы о потомстве Филогенез онтогенеза Стадия развития психики
с ним, создают условия для развития у детеныша взрослых форм структуры деятельности, мотива-ционных механизмов и освоения видотипичного опыта отличны от взрослых и формируются в онтоге­незе в игре и в условиях, обеспечиваемых или спе­циально организуемых родителями Интеллек­туальная
5. Специально организо­ванная деятельность роди­телей, направленная на удовлетворение потребно­стей детенышей и освое­ние ими взрослых форм поведения. 5.1. Предоставляют усло­вия для формирования взрослой структуры дея­тельности, мотивацион-но-потребностной сферы и мотивационных меха­низмов. 5.2. Обучение детенышей взрослым формам поведе­ния при их участии в соот­ветствующей деятельно­сти взрослых. 5.3. Деятельность родите­лей направлена на разви­тие у детенышей новых форм поведения, роди­тели действуют для полу­чения удовольствия от взаимодействия с детенышами   Высший уровень интел­лектуальной
5.4. Осознанная или куль­турно обусловленная дея­тельность родителей по удовлетворению потреб­ностей потомства, освое­нию опыта, развитию структуры деятельности, мотивационно-потребно-стной сферы и мотива­ционных механизмов 5. Удовлетворение потреб­ностей, развитие взрос­лых структуры деятель­ности, мотивационно-пот-ребностной сферы, моти­вационных механизмов, освоение видотипичных средств отражения проис­ходит в процессе совмест­ной деятельности со взрослым Сознание

Рассмотрим приведенную схему более подробно.

Этапы преобразования онтогенеза в филогенезе

1. Субъект становится самостоятельным, т.е. способным удов­
летворять свои потребности, с рождения, структура деятельнос­
ти, структура и содержание потребностно-мотивационной сферы
и мотивационных механизмов не отличаются от взрослой. Онтоге­
нез заключается в накоплении индивидуального опыта путем на­
учения или смены генетически заданных форм жизнедеятельнос­
ти (метаморфоз с этой точки зрения — две «взрослые» формы
жизни с разными функциями). Родительские особи не принима­
ют участия в индивидуальном развитии детенышей.

2. Структура и содержание деятельности и потребностно-моти­
вационной сферы не отличаются от взрослой, но родительские
особи организуют среду для физиологического созревания и по­
лучения индивидуального опыта детенышей.

3. Родительские особи частично принимают участие в удовлет­
ворении потребностей комфортной и пищевой сферы детенышей.
Содержание этих сфер (объекты потребностей, операциональный
состав) у детенышей частично отличается от таковых у взрослых
особей, структура деятельности и мотивационные механизмы ос­
таются одинаковыми (т.е. зрелыми с рождения). До полового со­
зревания молодые животные осваивают необходимый видотипич-
ный опыт и взрослые формы поведения.

4. Родительские особи удовлетворяют основные потребности
детенышей в процессе непосредственного взаимодействия с ними.
Операциональный состав, предметы и объекты для этих потреб­
ностей качественно отличаются от взрослых, структура деятель­
ности также отличается от взрослой. Появляется игровая деятель­
ность как механизм онтогенетического развития структуры дея­
тельности и мотивации и освоения видотипичного и индивиду­
ального опыта. Формирование сложных видотипичных форм по­
ведения осуществляется поэтапно на основе механизмов сен-
зитивных периодов и обеспечено эволюционно ожидаемыми ус­
ловиями развития. Одним из таких условий являются сами роди­
тельские особи, внешний вид и поведение которых и образуют
ключевые стимулы и условия их встраивания в регуляцию дея­
тельности развивающихся детенышей.

5. Включение в онтогенез специфических форм взаимодействия
развивающейся особи с родительской, в процессе которых разви­
вается структура деятельности, потребностно-мотивационная сфе­
ра, специфические видотипичные потребности и мотивационные
механизмы. Если на предыдущем этапе все это развивалось в са­
мостоятельном взаимодействии особи с внешней средой, а роди­
тельские особи только организовывали условия для этого без спе­
циальной цели, только на основе своих собственных потребное-


тей, то теперь без специально организованной совместной дея­тельности взрослого с ребенком вообще не возникнут не только видотипичные структура и содержание деятельности, потребност-но-мотивацонной сферы и мотивационных механизмов, но и сред­ства отражения.

Таким образом, начиная с четвертого из выделенных этапов развития появляется принципиальное отличие психического раз­вития: инфантильные формы взаимодействия субъекта со средой отличаются от взрослых качественно по структуре деятельности, структуре и содержанию потребностно-мотивационной сферы (прижизненное образование новых потребностей и конкретных потребностно-мотивационных сфер, в том числе и репродуктив­ной) и мотивационных механизмов (развитие процесса мотива­ции в игровой деятельности). Взрослые структура и содержание деятельности, потребностно-мотивационной сферы и мотиваци­онных механизмов строятся в специфических формах инфантиль­ной деятельности — игровой и ориентировочно-исследователь­ской. Удовлетворение потребностей детенышей и обеспечение ус­ловий для формирования взрослых особенностей психики и пове­дения обеспечиваются родительскими особями.

На пятом этапе продолжается эта же стратегия, роль родите­лей становится еще более существенной (включение в освоение средств отражения). Основной перелом направления развития он­тогенеза происходит на четвертом этапе. Общностью двух послед­них этапов филогенеза онтогенеза является отличие инфантиль­ных структуры деятельности, мотивационно-потребностной сфе­ры и мотивационных механизмов от взрослой, наличие специфи­ческой ювенильной формы деятельности (игровой) и участие взрослых особей, осуществляемое в форме непосредственного вза­имодействия с детенышами, в развитии взрослых особенностей этих образований. По этим отличиям можно в рабочем порядке, отдавая себе отчет о необходимости дальнейших исследований в этой области, считать выделение в онтогенезе периода детства как качественно отличного от взрослого по критерию структуры деятельности, мотивационно-потребностной сферы и мотиваци­онных механизмов начиная с четвертого из выделенных этапов филогенеза онтогенеза (т.е. со стадии интеллекта). Это позволяет соотносить в сравнительном анализе процесс раннего онтогене­за и особенности родительской потребностно-мотивационной сферы на предчеловеческой и человеческой стадии развития пси­хики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.