Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Промысловое дело: рыболовство, охота






В этой области есть три задачи.

1. Изучение особенностей животных для оптимизации охоты на них, одновременно с учетом поддержания их численности. Для этого надо |сорошо знать ритмы жизнедеятельности животных, особенности; размножения и т. п. Используется распределение ин­тенсивности} охоты и отлова в соответствии с сезонностью раз­множения, миграций, ритмов жизни животных, применяются

i1


различные способы лова с целью сохранения молодняка и раз­множающихся особей в определенные сезоны. Применяются при­корм животных в определенных местах (например, при прикорме кабанов первыми выходят животные, не достигшие половой зре­лости, а взрослые кабаны и самки с детенышами держатся в сто­роне, я таким образом сохраняются репродуктивно зрелые особи и молодняк), различные способы приманивания (например, зву­ковые и световые стимулы при ловле промысловых рыб), конст­рукции орудий лова, учитывающие особенности ориентации жи­вотных (например, способность стайных рыб ориентироваться друг на друга при применении различных орудий лова).

2. Создание условий в заповедниках, охотничьих хозяйствах для
естественной жизнедеятельности животных и поддержания их
численности. Помимо распределения интенсивности деятельнос­
ти человека в соответствии с ритмами жизнедеятельности живот­
ных (определенные сезоны охоты и лова), используется времен­
ное прекращение охоты на некоторых животных или в некоторых
местах, например в местах нереста, гнездовий, пастьбы самок с
молодняком и т. п. В некоторых случаях принимаются междуна­
родные конвенции по временному прекращению охоты на жи­
вотных, численность которых опускается до критического уровня.
Такие конвенции существуют по ограничению охоты на моржей,
китов, белых медведей, журавлей стерхов и других животных. Кроме
того, в местах обитания животных регулируется режим активнос­
ти человека (уменьшение стрессовых факторов), осуществляются
мероприятия по сохранению кормовой базы животных, мест гнез­
дования, нереста и т.п.

3. Разведение в неволе для последующей реинтродукции в есте­
ственные условия. В этих случаях большой проблемой является не
только технология выращивания молодняка, но и такое их воспи­
тание, при котором у животных не будет возникать привязан­
ность к человеку, и они смогут полноценно осуществлять жизне­
деятельность в естественных условиях. Эта задача общая с таковой
в природоохранной деятельности человека.

Практическая дрессировка I

Практическая дрессировка животных используется давно и в разной степени применяется для всех животных, с которыми имеет дело человек в своей хозяйственной деятельности.! Существуют специально разработанные системы и приемы дре|сировки для тех животных, с которыми человек осуществляет! развернутую сложную совместную деятельность: животное выполняет часть действий для человека, и это требует специального обучения. Та­кими животными являются лошади, слоны, верблюды и, конеч­но, собаки. Лошади используются в качестве транспрртного сред­ства и тягловой силы (например, весьма сложной совместной де-


ятельностью является пахота на лошади). Способность лошадей к такой деятельности опирается на их естественные особенности: тонкий учет поведения членов группы, высокая степень синхро­низации поведения в группе, способность к эмоциональному за­ражению (например, азарт при развитии большой скорости пере­движения), образование индивидуальных привязанностей и т. п. Слоны также обладают этими качествами, кроме того умеют ма­нипулировать с объектами, переносить тяжести и т.п. Наиболее известна и широко применяется дрессировка собак (охотничьих, пастушьих, служебных, розыскных и т.п.). У собак используется их обоняние, способность к совместной охоте, гуртованию, охра­не и защите территории и других особей, индивидуальная привя­занность, забота о детенышах (в том числе и ребенке человека). Менее известны дрессировка для охоты с человеком гепардов, бакланов, норок и хорьков, ловчих птиц. Во всех этих случаях ис­пользуются, наряду с традиционными, приемы дрессировки, раз­работанные в зоопсихологии (в России — теории дрессировки В.Л.Дурова и М.А.Гердх, о которых шла речь в разделе о науче­нии у животных). Особенностью практической дрессировки являет­ся то, что дрессировщик использует естественную и усиленную искусственным отбором способность этих животных к разделе­нию деятельности с партнерами, эмоциональному заражению и образованию привязанности. Животное не просто обучается ус­ловно-рефлекторным методом, оно принимает задачу общей с чело­веком деятельности и самостоятельно стремится ее выполнить. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда животное должно самостоятельно ориентироваться в условиях деятельности (при охоте, розыскной деятельности, «няньчании» детей и т.п.), или в случаях неожиданной потери человеком способности выполнять свои функции (спасательная служба собак, действия лошади в некоторых ситуациях и т. п.). В этом отношении интересным явля­ется пример поведения лошади на соревнованиях по верховой езде, где наездниками были дети с нарушением двигательной сферы (иппотерапия для детей с детским церебральным параличом). Ре­бенок с ДЦЦ не может подавать команды движением рук и ног с той же точностью, как дрессировщик, но лошадь сама старается уловить команду и правильно выполнить программу, контроли­руя при этом не только свои действия, но и положение и движе­ния наездника. К сожалению, в научной теории дрессировки эта сторона психики животных, проявляющаяся в их совместной с человеком деятельности, недостаточно учитывается и еще не ста­ла предметом специального исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.