Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






X <а






и о

5 я


Разделение во времени и субъектив­ном восприя­тии на осно­ве искусст­венных знако­вых средств

Изготовление для использо­вания в буду­щем

Разделение между участ­никами дея­тельности


Отношение ору­дия 1 к объекту дея­тельности: образ орудия 1 и способ его изготовления

Образ орудия 1 и способ его изго­товления

Отношение орудия 2 к орудию 1: образ орудия 1, способ его изготовления при помощи орудия 2, образ орудия 2

Образ орудия 2 и способ его употре­бления


У антропои­дов возмож­но при спе­циальном обучении и сохранении ситуации во времени

Только у человека с представ­лением от­даленной цели и всех этапов


Рис. 14. Содержание отражения в процессе изготовления орудия при по­мощи другого орудия


тие более сложной исследовательской деятельности. Более изменяется и мотивационная сфера. В природе она в основу заполнена витальными и немногими другими, связанными с нш потребностями. Наблюдается лишь остаточное сохранение мс вов игры как персистентной деятельности (сохраняющееся пов окончания периода онтогенеза, для которого она была актуаль$ по К. Э. Фабри) и некоторых функциональных потребностей,, ставляющих животным физическое удовлетворение (мыться дождем, греться на солнце и т.д.). В неволе наблюдается рез* спад усилий и времени, уходящих на деятельность по удовлеп рению потребностей, равно как и снижение потенциала «ело! ности» используемых операций: все потребности опосредован! человеком и их удовлетворение осуществляется легко и быст| в природе на поиски и обработку пищи уходит почти все вре», бодрствования, а в неволе остается практически только ее едание. То же происходит с отдыхом, комфортным поведение и т. п.

Поэтому такая незаполненность — временная (в смысле ир4 должительности действия мотива) и операциональная (в смыс подчинения ему сложно организованных операций) — ведет необходимости компенсации. Во-первых, появляются новые спс собы для заполненности операционального вакуума в обработке использовании пищи, опосредованности действий с ней. Bo-i рых, развиваются ранее малоразвитые деятельности — игровая ориентировочно-исследовательская, образуются новые мотивы функциональные: потребность определенным образом организо­ванного сна, например завернувшись в тряпки, получения и до-1 бывания привлекательных объектов для их надевания с явным! испытыванием удовольствия от этих действий, общение с чело-| веком и изобретение и использование для этого новых способов.! В результате у понгид появляются не наблюдаемые в природе осо-1 бенности поведения. Способность к решению более сложных за-' дач и спонтанному изобретению более сложных способов обра­щения с объектами в зависимости от опыта взаимодействия с ними экспериментально показала Д. Румбо на всех трех видах круп­ных антропоидов, причем орангутаны проявили эту способность в наибольшей степени.

Таким образом, с помощью индивидуальных средств отраже­ния — чувственных образов-представлений — невозможно под­няться выше достигаемого современными антропоидами уровня. Весь остальной прогресс в структуре деятельности и отражения связан с появлением искусственных средств — значений, которые в свою очередь и организуют деятельность. Предыдущий анализ показал, что средства эти могут «втянуться» в отражение, опосре­дующее изготовление орудий, только будучи сформированными в об­щении.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.