Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация заповедников






В заповедниках также существует много пробле^, в решении которых необходимы знания о психике животных.) Перечислим основные из них.

Все заповедники в настоящее время не свободна от влияния присутствия человека. Это, с одной стороны, создает для живот­ных стрессовый фактор, мешающий их жизнедеятельности, а с другой стороны, уменьшает естественную осторожность живот-


*■ •-...

R *l



 


-,;." Ч-


Рис. 16. Детеныши орангутана в секции искусственного выращивания Мос­ковского зоопарка, на руках у автора книга Г.Г.Филипповой (1986 г.)

ных и создает опасность как для них самих, так и для человека. Например, проведение земляных и дорожных работ нарушает при­вычные маршруты передвижения. В заповедниках Африки после получивших широкую известность исследований жизни горилл и шимпанзе появилась тенденция туристов приближаться к этим животным, что повлекло за собой повышение тревожности, по­явление внутригрупповой агрессии, нарушающих жизнедеятель­ность этих и так очень редких животных. В заповедниках Дальнего Востока России охрана амурских тигров привела к тому, что у них снизилась осторожность, они нередко стали появляться вблизи жилья человека, создавая большую опасность для местных жите­лей. Подобные проблемы возникают в заповедниках Индии (тиг­ры), Африки (слоны, львы) и др.

Помощь человека в удовлетворении потребностей животных мо­жет вести к изменению их естественного поведения. Например, ис­пользование ^подкормок и укрытий стимулирует животных ориенти­роваться на эту помощь в ущерб самостоятельной пищедобыватель-ной и комфортной деятельности и даже изменяет их взаимодействие в группе. Ког(ытные животные и обезьяны в заповедниках предпочи­тают пользоваться предоставляемой подкормкой, не используя ес­тественные источники даже в благоприятный сезон, отмечено так­же, что в таких случаях в группах обезьян повышается агрессивность.

В заповедниках необходимо проводить научные работы, что также может изменить отношение животных к человеку. Профес­сиональные сотрудники в своем поведении учитывают особенно-


сти животных и занимают позицию охраны и невмешательства в их жизнь. Это может привести к тому, что у животных снизятся недоверие и осторожность по отношению к человеку и его при­сутствию в среде. Животные могут перестать обращать внимание на автомобили и другие человеческие предметы, что грозит опас­ностью как самим животным, так и человеку. Известно, напри­мер, что в охраняемых зонах риск столкновения животного с ав­томобилем выше, чем в неохраняемых.

Разведение животных на реабилитационных станциях

На реабилитационных станциях содержатся и разводятся жи­вотные с целью их дальнейшей реинтродукции в природу. В насто­ящее время такие станции существуют для самых разных живот­ных: обезьян, медведей, копытных, птиц. Все перечисленные выше проблемы характерны и для реабилитационных станций. Особен­ностью последних является то, что человек непосредственно уча­ствует в уходе за животными и их выращивании. На реабилита­ционные станции часто попадают детеныши и взрослые живот­ные — жертвы браконьеров, нередко сотрудники станций специ­ально забирают детенышей из гнезда, увеличивая таким образом их выживаемость (родители успешнее вырастят меньшее количе­ство потомков, а остальных вырастят на станции). Это влечет за собой опасность образования привязанности, особенно для выс­ших животных, извращенного полового запечатления, наруше­ния формирования видотипичных форм поведения и взаимодей­ствия с сородичами. В некоторых случаях для избежания такой опасности обслуживающий персонал по возможности минимизи­рует контакт с детенышами (например, при выращивании дете­нышей медведей люди не разговаривают с ними, стараются не осуществлять тактильный контакт и т.п.). При выращивании выс­ших обезьян их постепенно приучают к самостоятельной жизни, последовательно ограничивая контакт с человеком: видотипич-ные особенности этих животных требуют очень тесного контакта на первых этапах онтогенеза, однако допускают широкую лабиль­ность в формировании полового поведения.

Для обеспечения развития видотипичного поведения необхо­димо хорошо знать закономерности его формирования в онтоге­незе и предоставлять животным соответствующие условия. Напри­мер, гнездостроение у понгид возникает в конце первого года жизни и помимо наличия веток и листьев требует обучения по подражанию. Рытье нор у лисиц основывается на развитии копа­ющих движений в конце первого месяца жизни, для чего необхо­димо наличие мягкого грунта и т.п. Все это говорит о том, что именно реабилитационные станции в наибольшей степени нуж­даются в использовании зоопсихологических знаний и практи­ческих разработок.


8.3. Использование зоопсихологических знаний в психотерапии и развивающей работе с детьми

Данное направление научной зоопсихологии возникло в XX в., хотя некоторые стороны этой области, например использование домашних животных в терапевтических целях, известны в быто­вой практике давно. Можно определить основную цель такого вза­имодействия человека с животными следующим образом: жи­вотное вместе с человеком. Зоопсихологические знания в данной области приложимы в трех основных направлениях: развивающая работа с детьми; содержание животных в доме человека; анимало-терапия.

8.3.1. Развивающая работа с детьми

В педагогике животные традиционно используются в целях оз­накомления с природой (в основном в дошкольном возрасте). Программа дошкольного образования включает соответствующий раздел, теоретическое обоснование и методики педагогической работы в этой области. Помимо образовательной работы большое значение имеет формирование отношения детей к животным, ко­торое является составной частью экологического сознания. Подра­зумевается формирование уважительного и эмоционально-поло­жительного отношения к живой природе, что в раннем и до­школьном возрасте возможно только на основе эмоционального опыта, получаемого ребенком в процессе непосредственного вза­имодействия с животными. Организация такого взаимодействия опирается на знания о психике животного, что позволяет пра­вильно подобрать животное и организовать общение ребенка с ним, отвечающее задачам экологического воспитания и возраст­ным особенностям детей. Кроме специальных задач образования и формирования ценностно-смысловой позиции ребенка по отно­шению к природе (что в дошкольной психологии и педагогике рассматривается и как становление общей гуманистической по­зиции личности), взаимодействие с животными полезно для об­щего развития ребенка. В частности, это обогащает и развивает двигательную сферу (как локомоторную, так и манипуляционную), сенсорно-перцептивные процессы, память, интеллект, эмоциональную сферу ребенка, стимулирует развитие произвольности, самоконтроля и т. п. Помимо присущих животному качеств, делающих их пре­красным «автодидактическим пособием» для развития всех пере­численных процессов (комплексность стимуляции, подвижность, необходимость ситуативного прогноза поведения животного и регуляции ребенком собственных действий и т.п.), животное вы­зывает у ребенка положительные эмоции, стремление к общению и взаимодействию, что создает прекрасный мотивационный фон


для обучения и развития. В настоящее время в дошкольной педаго­гике и психологии имеется целый ряд программ, использующих взаимодействие ребенка с животными не только в целях экологи­ческого воспитания, но и в других направлениях образовательной и развивающей работы.

8.3.2. Содержание животных в доме человека

Содержание животных в домашних условиях издавна использу­ется человеком, как это принято говорить, «для души», т.е. для эмоционального общения, удовлетворения потребности в привя­занности, стремления оказывать заботу, нередко для целей опти­мизации и стимуляции развития детей в семье. Урбанизация и технологизация современного общества способствуют тому, что человек стремится восполнить недостаток контакта с природой содержанием животных дома. При этом возникает целый ряд про­блем, требующих профессиональной помощи по вопросам содер­жания животных в семье. В данном разделе возможна лишь крат­кая характеристика основных проблем в этой области.

Подбор животных для содержания в семье. Человек содержит домашних животных с разными целями, и от этого зависит, ка­кое именно животное больше подходит для данного человека и данной семьи. Необходимо учитывать потребности членов семьи и их возможности. Разные животные и даже разные породы домаш­них животных имеют различные уровни активности, склонности к контактам с человеком, агрессивности и т.п. В то же время раз­ные животные требуют разных условий содержания, физических и материальных затрат со стороны человека. Нередко увлечение «модными» тенденциями, недостаточное осознание своих потреб­ностей и возможностей приводит к тому, что семья оказывается в проблемной ситуации, и иногда даже в опасной как для членов семьи, так и для окружающих (например, при содержании «пре­стижных» пород или экзотических животных, доставляющих не­удобство и даже представляющих опасность для человека). Неучет таких особенностей может привести к психологическим травмам для членов семьи, особенно в тех случаях, когда к животным об­разовалась привязанность, а содержание их в доме становится невозможным. В данном направлении возможна и необходима кон­сультация специалиста.

Организация среды обитания животного в семье. При содержа­нии животных дома люди далеко не всегда представляют себе ус­ловия, необходимые для данного животного. Имеют значение не только питание и уход за животным, но и эмоциональные связи животного с членами семьи (и другими животными в доме), на­личие необходимого пространства, защищенности и т. п. В психи­ке животных происходят постоянные изменения, связанные с их


возрастным и репродуктивным статусом, что может стимулиро­вать неожиданные для человека изменения в поведении живот­ных. Все это также является предметом работы специалиста в об­ласти зоопсихологии и сравнительной психологии.

Проблемы взаимодействия членов семьи с животными. Нередко возникают проблемы, связанные с изменением состава семьи или состояния кого-то из членов семьи. Наиболее сложной проблемой является появление в семье детей, что может послужить причи­ной изменения поведения животных, поскольку меняется вся структура отношений, в которую обязательно включены и домаш­ние животные. Сложности возникают также при некоторых ос­ложнениях в здоровье членов семьи, препятствующих дальней­шему пребыванию в семье животных (аллергия, потеря способно­сти осуществлять уход за животными и т. п.). В этих случаях необ­ходима помощь специалиста, который является одновременно се­мейным психологом и имеет знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии. Практика показывает, что необходи­мость в таком специалисте становится необыкновенно актуаль­ной, и данная область психологии имеет широкие перспективы для развития.

Психотерапия домашних животных. При содержании животных в доме нередко возникают расстройства психического состояния животных. Причины могут бать разными, это зависит от вида жи­вотного и его индивидуальных особенностей. Нарушение про­странственных границ, иерархических отношений, депривация по­требностей и т. п. могут служить причиной извращения различных видов деятельности (комфортной — выделительная функция, выбор и подготовка места отдыха, заточка когтей и т.п.), пище­вой (извращение аппетита и т.п.), половой и родительской, и т.п. Большое значение для многих домашних животных имеет депри­вация потребности в привязанности: животные нередко страдают в отсутствие человека, у них повышается тревожность, что ведет к нежелательным для человека и деструктивным для животных формам поведения (от порчи имущества до соматических нару­шений у животного: кожные, респираторные, желудочно-кишеч­ные проблемы и т. п.). В этих случаях возможна психотерапия для самого животного, которая может осуществляться в форме ком­пенсации активности животного, использования игровых приемов, общения с другими животными и т. п. Во всех этих случаях психо­лог, осуществляющий такую работу, взаимодействует и с члена­ми семьи, т.е. одновременно ему необходимы знания и опыт в области семейной психологии и психологии личности.

Ветеринария. При содержании домашних животных обязатель­ным является контакт животного с ветеринарной службой. В на­стоящее время это широко распространенный вид практики, в котором все больше появляется интерес к зоопсихологии. Пони-


мается и учитывается необходимость психического комфорта и поддержания общего психического состояния животного как по­могающего, а нередко и весьма существенного фактора лечения. Влияние стрессовых факторов (новой обстановки, разлуки с близ­кими людьми и даже другими животными, тревоги, возникаю­щей от непонимания животным своего состояния, и т.п.) неред­ко более значимо для животных и деструктивнее для них, чем для человека, который может осознать причины и последствия воз­никших обстоятельств. К сожалению, зоопсихология еще не стала обязательным предметом в ветеринарных учебных заведениях (хотя в некоторых вузах такие курсы уже читаются) и тем более еще нет специального раздела зоопсихологии, предметом которого явля­лись бы изучение и разработка методов и приемов использования зоопсихологических знаний в ветеринарии. Перспективность по­добного направления в настоящее время несомненна.

8.3.3. Анималотерапия

Анималотерапия (или зоотерапия) — это психотерапия, в ко­торой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с животным. Такое взаимодействие существенно отлича­ется от других психотерапевтических средств (взаимодействие с неодушевленными объектами в разных видах психотерапии, с са­мим терапевтом и участниками групповой терапии). Основные от­личия следующие:

1) животное имеет внутренний источник активности, в ре­
зультате чего становится относительно непредсказуемым как для
пациента, так и для терапевта;

2) животное не является носителем смысловой и оценочной
функции по отношению к человеку, оно не может быть в ситуа­
ции психотерапии «неконгруэнтным», т.е. оно всегда выражает
то, что непосредственно чувствует, и это позволяет пациенту ос­
вободиться от проявления психологических защит, препятствую­
щих эффективности психотерапии;

3) животное имеет «внутреннюю позицию», собственную мо­
тивацию и включается в процесс взаимодействия с человеком,
активно эту позицию проявляя. При психотерапии с помощью
«неодушевленных» средств все строится только во взаимодействии
позиций пациента и психотерапевта.

Анималотерапия имеет давнюю историю. В качестве бытовой психотерапевтической практики ее можно назвать даже традици­онной. Издавна известно благотворное влияние на человека обще­ния с животными (от физического воздействия — тепло, массаж и т.п. — до облегчения душевных страданий, снятия тревоги, ком­пенсации недостаточности или деструктивного характера обще­ния с другими людьми). В качестве профессионального психотера-


певтического средства анималотерапия также применяется давв Видимо, исторически первой является иппотерапия (лечебнЯ верховая езда на лошади), которую применял в качестве лечебно го и реабилитационного средства при нарушениях здоровья (фв зического и психического) еще Гиппократ. Он обращал вним! ние как на положительное воздействие ритмичных и плавных двя жений лошади, тепла и массирующих движений мышц ее спита так и на то, что езда на лошади стимулирует улучшение настрое ния, избавление от меланхолии и т. п. В Средние века и в Новс время высказывалось мнение, что верховая езда не только полез на при ряде нарушений двигательной сферы и других заболеваний ях, но особенно показана женщинам в плане профилактики коррекции нервных расстройств. В XX в. иппотерапия стала приме няться для лечения и реабилитации двигательных нарушений (де ский церебральный паралич и другие виды параличей, полиеомк лит и т.п.), умственной недостаточности (олигофрения, синдро! Дауна и т.п.), расстройств эмоциональной сферы (аутизм, зофрения), а также сенсорно-перцептивных нарушений (в ТОК числе зрения и слуха). В середине XX в. появился новый вид ани-'J малотерапии для решения этих же задач — дельфинотерапия, где помимо всего прочего большую роль играет вода, помогающая' работе мышц, расслаблению, преодолению силы тяжести и т.п.

В анималотерапии достаточно хорошо изучено воздействие на пациента тех особенностей животного, которые стимулируют ра­боту мышечной системы, вестибулярного аппарата, всех форм контроля. Немало внимания уделяется эмоциональному состоя­нию пациента. Разработаны методики для терапии различных рас­стройств и нарушений у взрослых и детей.

Наиболее сложным и малоизученным фактором анималотера­пии является позиция животного как участника психотерапевти­ческого процесса. С другой стороны, именно этот момент, види­мо, является самым существенным отличительным качеством ани­малотерапии. В иппотерапии были попытки конструирования тре­нажеров, полностью имитирующих возникновение сенсорно-пер­цептивных процессов, характерных при езде на лошади (в Герма­нии). Однако эффект использования таких тренажеров значитель­но ниже, чем при езде на настоящей лошади.

В данном виде психотерапевтической практики встречаются указания на то, что пациент испытывает положительные эмоции и высокую мотивацию при лечении с помощью животных. Но особенности самого животного и его активное включение как субъекта психотерапевтического процесса во взаимодействие с па­циентом остаются совершенно не изученной проблемой. К пони­манию позиции животного как фактора психотерапевтического процесса можно подойти, опираясь на исследования в русле тео­рии привязанности и теории объектных отношений (о которых


коротко говорилось выше). Используемые в анималотерапии жи­вотные сами включены в отношения привязанности.

Привязанность как адаптивная мотивационно-поведенческая система (по Дж. Боулби) имеет ряд общих для всех видов высших животных свойств. Одними из важнейших являются базовые функ­ции объекта привязанности: эмоциональное принятие, поддержка и защита. Именно эти функции принимает на себя и проявляет в ситуации анималотерапии животное. Животное проявляет полное и безусловное принятие пациента, которого он обычно лишен (ча­стично или полностью) во взаимодействии с близкими людьми (исследования в этой области психологии многократно и всесто­ронне обосновали этот тезис). Кроме того, животное демонстри­рует безоценочное общение (поскольку у него вообще нет системы ценностей и смыслов, с позиции которых оно могло бы оцени­вать «правильность» или «желательность» состояния и поведения пациента), что также улучшает психотерапевтический процесс и является его обязательным условием (со стороны психотерапевта).

Можно обозначить еще целый ряд особенностей животного как участника психотерапевтического процесса, делающих анимало-терапию необычайно эффективным и перспективным средством психологической коррекции, реабилитации и профилактики. В процессе анималотерапии животное во многом является «ко-терапевтом», т.е. помощником (хотя и весьма своеобразным), осу­ществляющим с терапевтом общий процесс психотерапии. Пони­мание этой позиции животного, его возможностей и специфики «работы» в каждом конкретном случае необходимо психотерапев­ту. Оно позволяет теоретически обосновать использование живот­ных в психотерапии, улучшить уже имеющиеся, а также разрабо­тать новые направления анималотерапии и ее применение в раз­личных областях психологической практики.

Помимо использования анималотерапии как специальной об­ласти психотерапии, в которой она себя уже хорошо зареко­мендовала (для лечения, профилактики и реабилитации двига­тельных нарушений, умственных и эмоциональных расстройств), следует отметить использование животных для коррекции и тера­пии целого ряда психологических проблем личностного и семей­ного характера: использование анималотерапии в личностной, семейной и детской психотерапии.

В индивидуальной психотерапии анималотерапия может применяться при переживании горя, утраты, коррекции тревожности, сложнос­тей в общении, эмоциональной депривации. Животное может стать «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении круга общения, повышении самооценки и т.п.

В семейной терапии с помощью животных возможно налаживание отношений между членами семьи, снятие напряжения, помощь в преодолении горя, утраты, в процессе взаимной адаптации и т.п.


В детской психотерапии животное может компенсировать эмс циональную депривацию, быть эффективным при коррекции при| вязанности, расстройств, связанных со сложностями в общенщ (тревожности, застенчивости, заикания, пониженной самооцеят ки и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллектуального и эмо» ционального развития. Интересным может быть включение жи­вотных в коррекцию детско-родительских отношений, и в част-| ности в коррекцию родительской сферы (формирование эмоцио-! нально-положительного отношения к младенческим стимулам у| взрослых, мотивации и ценностно-смысловой позиции по отно-1 шению к ребенку и своей родительской роли и т.п.). Во всех слу-j чаях психотерапевт должен иметь необходимые для такой работы f знания как в области общей психотерапии, так и в области зоо-; психологии и сравнительной психологии.

ВЫВОДЫ

Источником знаний о психике животных является, с одной стороны, эм­пирический опыт, накопленный человечеством в процессе взаимодействия с окружающим миром, а с другой стороны, научные исследования, направ­ленные на изучение как самой психики животных, так и способов и форм приложения этих знаний в практической деятельности человека. Использо­вание знаний о психике животных в практической деятельности человека имеет два основных направления." для целей их использования человеком в хозяйственной и природоохранной деятельности (животноводство, раз­ведение в неволе промысловых животных, охота и рыболовство, практи­ческая дрессировка, охрана, содержание и разведение животных в зоопар­ках, заповедниках, на реабилитационных станциях) и для познания себя, своей психики и решения своих психологических проблем (содержание жи­вотных в семье, образовательная и развивающая работа с детьми и психо­терапия, одним из направлений которой является анималотерапия). В пер­вом случае большая нагрузка приходится на познание и использование по­веденческих особенностей животных, во втором случае — их психических особенностей.

Можно с полным основанием говорить о том, что прикладная зоопсихоло­гия и сравнительная психология являются перспективными направлениями развития, объединяющими в себе зоопсихологию, сравнительную психоло­гию, этологию, физиологию высшей нервной деятельности, психологию и пси­хотерапию индивидуальную, семейную и детскую. Все большее значение при­обретает анималотерапия в самых разных ее приложениях: терапия детей и взрослых с нарушением двигательной, умственной и эмоциональной сферы, а также такие малоизвестные направления, как семейная терапия, коррек­ция детского развития и психологических проблем взрослых и даже исполь­зование животных в лечении и реабилитации людей с психическими расстрой­ствами (например, в Западной Европе и Америке есть практика использова­ния собак и обезьян для налаживания контакта с психически больными людь­ми) и с ограничением двигательных возможностей (дрессировка собак —


поводырей слепых, дрессировка обезьян для помощи человеку во взаимо­действии с объектами, например при параличе рук, и т.п.).

В практической дрессировке и в анималотерапии большое значение имеет собственная позиция животного, которое принимает на себя функ­цию объекта привязанности, помощника, соисполнителя и самостоятельно регулирует свою деятельность в соответствии с этой задачей даже в тех случаях, когда человек ограничен в возможности полностью осуществлять руководство процессом взаимодействия. Эта область в настоящее время является одной из наиболее перспективных в плане научных исследований и практического приложения.

Вопросы для обсуждения

1. Какие основные области практической зоопсихологии существуют
в настоящее время?

2. Какие проблемы, связанные с психическими особенностями жи­
вотных, возникают в природоохранной деятельности человека?

3. Какие проблемы, требующие психологической помощи, возника­
ют при содержании животных в семье?

4. В чем специфика использования животных в психотерапевтических
целях?

Рекомендуемая литература

Арнольд О.Р., Бутова Е.Л. Психологические эффекты дельфинотера-пии // Психологический журнал. — 2001. — № 10. — С. 74 — 78.

Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения. — М.; Л., 1965.

Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003.

Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии / Под. ред. К. Э. Фабри. — М., 1975.

Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного челове­ка. — Прага, 1972.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930.

Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. — М., 2003.

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адап­тации высших позвоночных к урбанизированной среде. — М., 1996.

Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. — Пермь, 1992.

СпинкД. Развивающая лечебная верховая езда. — СПб., 2001.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. — М., 1989.

Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. — М., 1988.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993.

Филиппова Г. Г. Экологическое воспитание: Психологические осно­вы //Дошкольное воспитание. — 1996. — № 5. — С. 98— 102. ' Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с примене­нием верховой езды. — М., 2000.


БИБЛИОГРАФИЯ

Агафонов А. В. Анализ возможности существования у дельфинов раз­витой коммуникативной системы // Поведение и биоакустика китооб­разных. - М., 1987. - С.197 —208.

Бауэр Т.Д. Р. Психическое развитие младенца. — М., 1985.

Бериташвили И. С. Об образной психонервной деятельности живот­ных. - М., 1973.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии ак­тивности. — М., 1966.

Блаумберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного под­хода. — М., 1973.

Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003.

Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.

Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как про­цесс // Вопросы психологии. — 1984. — № 5. — С.17 — 29.

Бунак В. В. Ископаемые гоминиды и происхождение человека. — М., 1966.-С. 497-555.

Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М.; Воронеж, 1998.

Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). — М., 1948.

Веккер Л. М. Психические процессы. — Л., 1974 — 1976. — Т. 2.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотива­ции. — М., 1986.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.

Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта: К проблеме антропогенеза. — М.; Л., 1949.

Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии / Под ред. К.Э.Фабри. — М., 1975.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984.

Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна, примитив, ребенок). — М.; Л., 1930.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976.

Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Соч.: В 3 т. — М., 1977. — Т. 3.

Гегель Г. В. Ф. Философия природы // Соч.: в 14 т. — М.; Л., 1934. — Т. 2.

Грот К Я. Психология чувствований в ее истории и обоих основаниях. — СПб., 1879-1880.

Дарвин Ч. Сочинения. — М., 1953.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб., 2001.

Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963.


Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов: Этологичес-кий анализ в связи с проблемами антропогенеза. — М., 1986.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999.

Джохансон Д., Иди И. Люси. Истоки рода человеческого. — М., 1984.

Догель В. А. Зоология позвоночных. — М., 1981.

Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. — М., 1981.

Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного челове­ка. - Прага, 1972.

Ерахтин А. В., Портнов А. Н. Философские проблемы этологии и зоо­психологии. — М., 1984.

Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — М., 1997.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. — М., 1986.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психоло­гии. - М., 1983.

Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология: Элементарное мышле­ние животных. — М., 2001.

Кац А. И. Образование навыка по «изготовлению орудия» у шимпанзе // Вопросы зоопсихологии, этологии и сравнительной психологии. — М., 1975.-С.132-135.

Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. — М., 1998.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление: История развития человечес­кого интеллекта. — Киев, 1985.

Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. — М., 1986.

Крымов А. А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс // Вестник Моск. ун-та. Серия 14, Психология. — 1981. — № 4. — С. 39 — 47.

Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974.

Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинк­тах, эмоциях, играх и выразительных движениях. — М., 1935.

Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе. — М.; Пг., 1923.

Ладыгина-Котс Н.Н. Конструктивная и орудийная деятельность выс­ших обезьян (шимпанзе). — М., 1959.

Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965.

Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции орга­низмов. — М., 1958.

Ладыгина-Котс Н. Н. Сравнительная психология // Современная пси­хология в капиталистических странах / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1963.-С. 203-235.

Ладыгина-Котс Н.Н. У мыслящих лошадей: Личные впечатления в беглом освещении истории вопроса. — М., 1914.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930.

Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963. ■ Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

Леонтьев А. Н. Эволюция психики. — М.; Воронеж, 1999.


Летов В. Я. О развитии способностей отражения причинно-следствен­ных связей у животных // Вестник МГУ. Сер. 8, Философия. — 1975. —, № 1.-С. 12-21.

Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. — М., 1981.

Лобашев М.Е. Исследования по генетике. — Л., 1961. — С. 3— 11.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. — М., 1984.

Ломов Б. Ф. Системность в психологии. — М.; Воронеж, 1996.

Мак-Киннон Дж. По следам рыжей обезьяны. — М., 1985.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология, эво­люция. — М., 1988.

Маркова А. Я. Наличие образа-представления предметов внешнего мира у низших обезьян // Вопросы психологии. — 1976. — № 3. — С. 97—109.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О диалектическом и историческом материализме: Хрестоматия. — М., 1984. — С. 632.

Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность: подражание и игра как психологические механизмы адап­тации высших позвоночных к урбанизированной среде. — М., 1996.

Mud M. Культура и мир детства. — М., 1989.

Мухина В. С. Исследование подражательных способностей шимпанзе к простейшим графическим изображениям // Биологические основания подражательной деятельности и стадных форм поведения. — М.; Л., 1965. — С. 60-65.

Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности при­матов. — М.; Воронеж, 2001.

Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте. — М., 1978. — 92.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории: Проблемы палеопси-хологии. — М., 1974.

Протасеня П. Ф. Проблемы общения и мышления первобытных лю­дей. — Минск, 1961.

Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и история. — М., 1997.

Рогинский Г.З. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945.

Рогинский Я.Я. Современные проблемы антропогенеза. — М., 1969.

Рощевский Ю. К. Особенности группового поведения животных (пре-дисл.) // Левушкин С. И. Поведение как черта животной организации. — Куйбышев, 1978. — С. 6— 11.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Северцов А.Н. Эволюция и психика. — М., 1922.

Семенов С. А. Труд и интеллект на ранних этапах развития (VII Меж-дунар. конгр. антроп. и этногр. наук, Москва, август 1964): Сборник — М., 1964.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М., 1992.

Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. — М., 1985.

Счастный А. Н. Сложные формы поведения антропоидов. Физиологи­ческое изучение «произвольной» деятельности шимпанзе. — Л., 1972.


Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

Тих Н.А. Предыстория общества. —Л., 1970.

Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966.

Тюхтин В. С. О природе образа. — М., 1963.

Уланова Л. И. Формирование у обезьяны условных знаков, выражаю­щих потребность в пище // Исследование ВНД в естественном экспери­менте/Под ред. В.П.Протопопова. — Киев, 1950. — С. 132—135.

Фабри К. Э. О закономерностях развития психики в онтогенезе живот­ных// Принципы развития в психологии. — М., 1978. — С. 337 — 367.

Фабри К.Э. Орудийные действия животных. — М., 1980.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993.

Фабри К.Э. Проблемы возникновения и эволюции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. - 1988. - № 3. — С. 34—42.

Фабри К.Э. Роль манипулирования предметами в онтогенезе поведе­ния низших обезьян // Физиологические основы сложных форм поведе­ния. — М.; Л., С. 107—108.

Фабри К. Э. Сравнительный анализ дополнительных функций перед­них конечностей у низших обезьян и некоторых других млекопитающих (материалы к предыстории развития человеческой руки) // Вопросы ан­тропологии. — 1963. — № 14. — С. 103—109.

Фабри К. Э. Человек и шимпанзе // Вопросы антропологии. — 1979. — Вып. 63.-С. 22-33.

Фабри К. Э. Этологическая классификация дополнительных функций грудных конечностей и ротового аппарата млекопитающих (к вопросу о принципах этологической систематизации) // Бюлл. МОИП. Отд. биол. — 1972. - Т. 77. - № 1. - С. 5 -13.

Фабри К. Э., Филиппова Г. Г. К проблеме имитационного научения у жи­вотных// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1982. — № 2. — С. 55 — 61.

Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности / Под ред. А.С.Батуева. — Л., 1986.

Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенезе: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

Философская энциклопедия. — М., 1962—1970.

Фирсов Л.А. Довербальный язык обезьян // Эволюция биохимии и физиологии. - 1983. - Т. 19. — № 4. — С. 381 — 389.

Фирсов Л. А. Механизмы условно-рефлекторного и отсроченного по­ведения у обезьян. — Л., 1979.

Фирсов Л.А. Память у антропоидов. — Л., 1972.

Фирсов Л. А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1977.

Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975.

ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. — М., 1986.

Хрестоматия по антропологии. — М., 1997.

Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997.

Хрестоматия по мышлению. — М., 1981.

Хрестоматия по общей психологии. — М., 1987.

Хрустов Г. Ф. Критерий человека. — М., 1994.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. ' Чуприкова И. Н. Психология умственного развития: Принцип диффе­ренциации. — М., 1997.


Шалер Дж.-Б. Год под знаком гориллы. — М., 1968.

Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972.

Эволюция. — М., 1981.

Экологические и эволюционные аспекты поведения животных / Под ред. Б.П.Мантейфеля. — М., 1974.

Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1968.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Энгельс Ф. Диалектика природы. — М., 1969.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.

Этология человека на пороге 21 века: Новые данные и старые про­блемы / Под ред. М. Л. Бутовской. — М., 1999.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. - М., 1997.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................ 3

Введение................................................................... 6

1.Предмет, объект и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии 6

2.Связь зоопсихологии с другими науками........... 15

3.История зоопсихологии и сравнительной психологии 18

Представление о психике животных и человека

в античной философии................................ 20

Представление о психике животных и человека

в философии XVII—XIX веков.................. 23

Представление о психике животных и человека

в естествознании в XVIII—XIX веках........ 25

Формирование зоопсихологии и сравнительной

психологии в XIX—начале XX века.......... 27

Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии

в XX веке за рубежом................................. 30

Развитие зоопсихологии и сравнительной психологии

в XX веке в России...................................... 32

Развитие знаний о психике животных и происхождении

сознания человека в современный период 38

4................................................................................ Методы исследования в зоопсихологии 42

Метод наблюдения...................................... 43

Метод эксперимента................................... 49

Часть I

Глава 1. Происхождение психики....................... 72

1.1.Проблема происхождения психики в психологии 72

1.2.Представление о возникновении психики в психологии 77

1.3.Проблема возникновения психики с позиций
эволюционно-системного подхода............. 83

Глава 2. Закономерности эволюции психики.. 124

2.1.Проблема эволюции психики в психологии 124

2.2.Сравнительно-психологический метод исследования 127

2.3.Основные категории................................. 138

2.4.Формы регуляции деятельности и их развитие 168

2.5.Закономерности изменения структуры деятельности

в процессе развития психики.................... 218

Глава 3. Характеристика стадий развития психики 241

3.1.Стадии развития психики и особенности образа жизни
животных................................................... 241

3.2.Сенсорная стадия развития психики........ 261

3.3.Перцептивная стадия развития психики.. 285

3.4.Интеллектуальная стадия развития психики 308

3.5.Стадия сознания........................................ 334

3.6.Общие закономерности развития психики в филогенезе 354


 


Часть II
Глава 4. Проблема интеллекта антропоидов.. 385

4.1.Проблема изучения интеллекта высших обезьян 385

4.2.Критерии интеллекта антропоидов......... 387

4.3.Структура деятельности у антропоидов. 395

4.4.Отражение промежуточного результата в его отношении

к конечной цели деятельности................... 397

4.5. Генезис операции и ее отражения как способа

достижения определенного результата..... 422

4.6.................................................................... Генезис действия как способа достижения промежуточного
результата, ведущего к конечной цели деятельности 427

Глава 5. Развитие интеллекта антропоидов в онтогенезе 432

5.1. Исследования манипулятивной активности антропоидов 432

5.2.Развитие манипуляций в онтогенезе понгид на этапе

акта хватания............................................. 437

5.3.................................................................... Развитие манипуляций в онтогенезе и возникновение
опосредованных и орудийных действий.. 439

Глава 6. Эволюция структуры деятельности и отражения

в антропогенезе........................................ 446

6.1.Проблема изучения происхождения сознания 446

6.2.Различия между человеком и понгидами по содержанию
отражения и структуре деятельности....... 447

6.3.Основные взгляды на психологическую сущность
антропогенеза............................................ 455

6.4.Экспериментальное обоснование наличия у понгид
предпосылок, необходимых для развития сознания в
антропогенезе............................................. 462

6.5.Предпосылки появления нового способа освоения опыта

у понгид...................................................... 473

Часть III

Глава 7. Сравнительное изучение психики человека и животных 485

7.1. История и основные направления сравнительных
исследований психики дочеловеческого и человеческого

уровней развития....................................... 485

7.2. Сравнительно изучение отдельных психических процессов

на разных уровнях эволюционного развития 491

7.3. Сравнительные исследования онтогенеза человека

и высших животных.................................. 492

7.4.Сравнительные исследования антропогенетически значимых
особенностей психики на разных эволюционных уровнях 506

7.5.Изучение развития психики в антропогенезе
(палеопсихология)..................................... 513

Глава 8. Прикладные аспекты зоопсихологии и сравнительной психологии...517

8.1.Использование знаний о психике и поведении животных
в хозяйственной деятельности человека, основанных на
житейском опыте.....,................................. 517

8.2.Использование зоопсихологических знаний

в деятельности человека............................ 520

8.3. Использование зоопсихологических знаний

в психотерапии и развивающей работе с детьми 530

Библиография........................................................ 538






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.