Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 12 страница






Интеллектуальная структура деятельности (т. е. такая структу­ра, которая обеспечена интеллектуальной формой регуляции как способностью отражать связи и отношения между объектами, сво­бодно строить и применять операции и использовать представле­ния как цель действия) в онтогенезе формируется в процессе иг­ровой и ориентировочно-исследовательской деятельности. Усло­виями такого формирования является наличие необходимых объек­тов и удовлетворение родителями основных витальных потребно­стей детенышей.

Не менее важным является то, что операциональная часть де­ятельности детенышей по удовлетворению потребностей и даже их мотивационное обеспечение (ключевые стимулы и сами объекты деятельности) в преадультном периоде отличаются от таковых у взрослых животных. Примером служат пищевые объекты и спосо­бы питания у млекопитающих, которые в раннем периоде онто­генеза питаются молоком, позднее в игровой деятельности осваи­вают сначала способы взаимодействия с будущими пищевыми объектами, а затем и сами эти объекты. Сходная ситуация и у птенцовых (незрелорожденных) птиц, которые сначала кормят своих птенцов (причем обычно кормом, отличающимся от «взрос­лого»), а затем последние самостоятельно осваивают видотипич-ные способы питания.

Все необходимые компоненты «взрослого» поведения изначаль­но не связаны в единые комплексы и не включены еще во «взрос­лую» деятельность по удовлетворению потребности, а строятся и объединяются в игровой и ориентировочно-исследовательской деятельности. Предыдущие комплексы «рассыпаются», далее объ­единяются в разном сочетании и с вновь построенными компо­нентами, из чего и образуется способность животных к построе­нию исполнительной части деятельности непосредственно в си­туации, способность к представлениям, выделение действия и свободная операция.


Сигнальная форма регуляции деятельности также изменяется, хотя по-прежнему представлена в виде функции. Главным ее от­личием является то, что она включается в регуляцию общения. Как уже отмечалось, общение на интеллектуальной стадии также освобождается от строгой генетической фиксации и регуляции инстинктивными механизмами. Средства общения и способы их применения осваиваются прижизненно на основе облигатного на­учения. Основу средств общения составляют движения и реакции животных, которые являются проявлениями их эмоционального со­стояния (позы, мимика, движение некоторых частей тела, на­пример ушей, хвоста, вздыбливание шерсти, звуки, издавание запахов и т.п.) или частью «деловых» движений (коммуникатив­ные жесты как «незавершенные движения»). Такой взгляд на сред­ства общения был заложен еще в работе Ч. Дарвина о выражении эмоций у животных и человека, позднее поддерживался и разви­вался в этологии и зоопсихологии. Изучение жестовых форм об­щения у животных привело к выдвижению гипотезы о жестовом происхождении языка человека (В. В. Бунак и др.). Формирование средств общения (их использование экспедиентом и их понима­ние реципиентом) происходит двумя путями.

Первый путь— «старый», инстинктивный. В целом он та­кой же, как на предыдущих стадиях. Коммуникативное средство экспедиента является ключевым стимулом, вызывающим у реци­пиента эмоциональную реакцию и ответное движение. Иногда (осо­бенно у птиц) наблюдаются довольно сложные формы такого ри­туализированного общения. В этом случае животные не восприни­мают сигналы друг от друга в их сигнальной функции, т. е. субъек­тивно не соотносят сигнал с тем, о чем он сигнализирует (ком­муникативное средство с кодируемым им событием), а просто реагируют на ключевой стимул готовой реакцией.

Второй путь формирования средств общения — их при­жизненное освоение посредством облигатного (а иногда и факульта­тивного) научения. В случае облигатного научения общение может выглядеть как ритуализированное, особенно если основа его за­ложена еще до рождения (птенцы слышат голос родителей и сиблингов и к вылуплению уже могут адекватно на них реагиро­вать, млекопитающие внутриутробно «получают» нервные моде­ли ольфакторных коммуникативных средств и т. п.). Эксперимен­тальные исследования (изолированное выращивание детенышей, выращивание детенышей одних видов особями других видов, срав­нение популяционных диалектов) показали, что в большинстве случаев средства общения осваиваются на основе облигатного научения. Детеныши научаются понимать проявления родителей и соответственно строить свое поведение, осваивают коммуника­тивные средства в игре и общении с другими особями. Родители могут использовать средства общения сразу в их коммуникатив-


ной функции, а могут последовательно «вводить» их, начиная of конкретного действия через его неполную форму к «конечному варианту коммуникативного средства. Например, поведение под-* чинения у псовых (наклон головы, подставление живота) форми­руется в онтогенезе при сочетании действий матери во время удер-| живания, наказания и вылизывания детенышей и реакций сам! детенышей. Сначала самка останавливает движение детеныша,! прижимая мордой его тело к земле, затем ограничивается толка-1 нием детеныша мордой, сопровождая это прикосновением зуба-| ми и рычанием (но никогда не кусает!), и наконец остается только! наклон головы матери, пристальный взгляд и оскал зубов с ко-» ротким рыканием. В процессе первых этапов такого «обучения» > детеныш оказывается перевернутым на спину, что стимулирует] самку прикасаться к его животу и вылизывать его. Впоследствии ) она уже не ударяет и не вылизывает детеныша, но тот все равно! припадает к земле и прижимает голову (позднее просто приседа-.; ет и наклоняет голову) в ответ на соответствующее движение: матери, а при его большей интенсивности в панике падает на спину, подставляя живот. Такое научение позволяет животному соотносить коммуникативные средства с тем, о чем они сооб­щают, и самостоятельно регулировать их использование. По­следнее в большей мере касается незавершенных движений, и в меньшей мере — выразительных средств, отражающих эмоцио­нальное состояние.

На высшем уровне интеллектуальной стадии эмоционально-выразительные движения также могут частично контролировать­ся животным. Прогресс включения сигнальной функции в обще­ние ярко проявляется у высших обезьян и некоторых других выс­ших млекопитающих, которые осваивают искусственные языки-посредники (при направленном обучении человеком). Это можно рассматривать как начальную ступень превращения сигнальной функции в ее высшую форму — знаковую. Формирование знако­вой функции (искусственных знаковых средств у человека) имен­но в рамках общения является общепризнанным и подтверждено как изучением антропогенеза, так и развитием речи в онтогенезе человека.

Соотношение различных форм регуляции деятельности. Таким образом, регуляция деятельности на интеллектуальной стадии представлена сложным переплетением всех форм регуляции, при этом доля инстинктивных механизмов последовательно умень­шается, а доля научения и интеллекта увеличивается. Запечатле-ние и облигатное научение «внедряются» в инстинктивную фор­му регуляции, расчленяют ее (как ранее целостную форму регу­ляции всей деятельности) и как бы разводят ее в начало (пере­живание потребности, актуализируемое эндогенными фактора­ми) и в конец деятельности (консуматорный акт). Сама испол-


нительная часть деятельности представлена отдельными комп­лексами, часть из которых сформировалась в разных вариантах запечатления (с разной долей участия врожденных компонен­тов), часть — в облигатном и факультативном научении. Связы­вание этих комплексов (отдельных паттернов поведения) осу­ществляется прижизненно в форме облигатного, факультатив­ного научения или посредством интеллектуальной формы регу­ляции. Сигнальная форма регуляции представлена в виде функ­ции в ориентировочной фазе научения (придание сигнальной функции условному стимулу) и в использовании коммуника­тивных средств (где она может приближаться к знаковой при специальном обучении человеком).

3.4.5. Потребностно-мотивационная сфера

Основными особенностями потребностно-мотивационной сфе­ры на интеллектуальной стадии являются следующие: прижиз­ненное образование мотива (приобретение мотивационного зна­чения ключевым стимулом при запечатлении); построение обра­зов объектов деятельности в онтогенезе (объединение ключевого стимула с его носителем — объектом деятельности); частичная интеграция базовых потребностно-мотивационных сфер на осно­ве свободы операции; появление функциональных потребностей; прижизненное возникновение новых потребностей.

1. Прижизненное образование мотива. В отличие от перцеп­
тивной стадии развития ключевой стимул не всегда имеет мо-
тивационное значение изначально, т.е. не всегда отнесен к де­
ятельности по удовлетворению определенной потребности. Как
было видно выше, во многих случаях такое значение придается
ему при запечатлении в раннем постнатальном периоде разви­
тия. Таким образомИсонкретная потребностно-мотивационная
сфера к рождению оказывается не полностью «оснащенной» спе­
цифическими для себя компонентами. Это позволяет добиться
максимального соответствия поведения конкретным условиям
средьГ}

2. Построение образов объектов деятельности в онтогенезе. Для
интеллектуальной стадии характерна ориентация не на отдельные
ключевые стимулы, а на целостные объекты, построение образа
которых происходит в онтогенезе на основе облигатного науче­
ния (в том числе и запечатления). По ключевому стимулу в ситуа­
ции научения объект только опознается, затем происходит пост­
роение нервной модели его целостного образа, который уже вклю­
чается в регуляцию деятельности (например, как в реакции сле­
дования) ^Предмет деятельности строится на основе обобщения об­
разов объектов,
а не ^модификаций ключевых стимулов (как на
перцептивной стадии).'}


3 частичная интеграция базовых потребностно-мотивацион-
ных сферМа основе свободы операции. Операция, становясь сво­
бодной отвязывается от принадлежности к конкретной деятель­
ности, 'направленной на удовлетворение конкретной потребно­
сти (или класса потребностей^|Это касается пока еще не всех опе­
раций а в основном таких, которые составляют ориентировоч­
ные комгг°ненты Деятельности, локомоции, манипуляции с объек­
тами, вкЯюченньши в деятельность, и т. п. Например, операции
пище'вой сферы у млекопитающих (вылизывание и съедание) могут
использо#аться в комфортной (самоочищение) и родительской
(уход за детенышем) сферах. Сохраняется определенный набор
специфиЧеских для конкретной потребностно-мотивационной
сферы onePa4™ (например, элементы оборонительного поведе­
ния гнезДостРоение и т- п-)> кроме того, полностью специфичес­
кими остаются операции консуматорных актов.ГОднако сам про­
цесс интеграции базовых потребностно-мотивационных сфер на
основе свободы операции уже начинается и прогрессирует к выс­
шим уров#ям интеллектуальной стадии! ]

4 Появление функциональных потребностей. На интеллектуаль­
ной стадии появляется новый вид потребностей — функциональ­
ные. Это такие потребности, предмет которых «расположен» не на
конце деятельности, а включен в ее исполнительную часть^ Жи­
вотное полУчает удовольствие от самих движений, результатов
операций, постоянно возникающих изменений ситуации, и дея­
тельность' направлена на постоянное воспроизведение этих мо­
ментов. " Такими деятельностями являются игровая (с потребно­
стью в осуШествлении самих игровых движений и постоянном из­
менении ситуации), ориентировочно-исследовательская (с потреб­
ностью в новизне), а также некоторые деятельности из комфорт­
ной сферы (стремление испытывать определенные ощущения при
купании ваянии в грязи, натирании себя пахучими веществами

и т. п.)Т} Г

5. Прижизненное возникновение новых потребностей. ЦТрижго-ненное формирование мотивов, объектов и предметов деятельно­сти выделеКие действия и эмоциональное подкрепление дости­жения цели действия (как достижения предвидимого результата, не ведущего е1Пе к Удовлетворению потребности), а также появ­ление функциональных потребностей ведет к тому, что прижиз­ненно могут возникнуть новые потребности, которые не были заложены ге#етически и не имеют врожденной эндогенной осно-вьОМеханизМ формирования таких потребностей является объ­единение удовольствия, которое переживает субъект при выпол­нении операций и достижении целей действий с объектами и сво­ими действиями, с помощью которых можно это удовольствие получить. Не£ °Рые из таких потребностей являются видотипич-ными (напри*16? ' выдры скатываются с берега в воду не только


во время охоты, но и просто ради удовольствия, но такое поведе­ние служит укатыванию спуска в воду и увеличивает скорость^цви-жений во время охоты), некоторые более индивидуальнымидНа-пример, понгиды смешивают корма для получения определенно­го вкуса пищи, с удовольствием рисуют, многие домашние жи­вотные осваивают разные способы «развлечений», участвуя в де­ятельности человека, а нередко такое участие становится для них «присвоенной» деятельностью на уровне удовлетворения потреб­ностей, обеспечивающих жизнедеятельность (участие в гонках для лошадей, «работа» служебных собак и т.п.).

3.4.6. Общая характеристика интеллектуальной стадии развития психики

''лИа этой стадии новая функция, появившаяся в рамках расши­рения и усложнения ориентировочной фазы научения на преды­дущей стадии, приобретает самостоятельное развитие]}Появление коры головного мозга и прижизненное формирование функцио­нальных систем мозга обеспечивает новое содержание отражения: отражаются не только объекты, но и отношения между ними, которые включают результаты взаимодействия этих объектов и происходящее от этого изменение ситуации. Форма отражения, помимо субъективного переживания своих состояний и образа вне субъекта имеющейся среды, включает чувственные представле­ния. На основе таких представлений возможна организация дея­тельности для получения определенных чувственных пережи­ваний (возникновение функциональных потребностей).

|На основе отражения связей и отношений объектов в деятель­ности выделяется действие — этап, направленный на преобразо­вание этих отношений для достижения конечной цели (объекта деятельности). Операция становится свободной внутри деятельно­сти. Деятельность приобретает свою полноценную структуру^

^Прогрессивное развитие интеллектуальной формы регуляции деятельности расширяет возможности освоения и применения сигнальной функции в коммуникативной сфере. Научение стано­вится ведущей формой приспособления и включается в групповое поведение (научение по подражанию). Возникает новая функция в рамках научения: активное перенимание способов деятельности со стороны «зрителя», на высшей стадии становящаяся самостоя­тельной формой освоения опыта — направленным ожиданием по, каза способа деятельности^

^Инстинктивная форма регуляции качественно преобразуется. Генетически обеспеченной оказываются возникновение в сензи-тивные периоды способности к восприятию определенных стиму­лов (часть нервных моделей строится до рождения, часть — в сен-зитивные периоды после рождения), в некоторых случаях эмоци-


ональное отношение к ним, защитные безусловные рефлексы, а также ряд необходимых для раннего постнатального периода реф-лексовДВ большинстве случаев объединение стимула с эмоцио­нальной и двигательной реакцией на него образуется прижизнен­но в сензитивные периоды при встрече с эволюционно ожидае­мой ситуацией (в форме запечатления или облигатного научения). Другими словами, даже сами стимулы становятся мотивами (при­обретают мотивационную функцию и соответствующую роль в де­ятельности) прижизненно. Врожденными остаются потребности, обеспечивающие основные формы жизнедеятельности. Прижиз­ненно возникают новые потребности, в первую очередь функцио­нальные.

Свобода операции в структуре деятельности и вынесение ее в субъектно-субъектное взаимодействие (высшие формы научения по подражанию), выделение действия с представляемой целью, отражение функциональных свойств объектов, отражение резуль­татов своих действий и способность к организации деятельности для их воспроизводства (перенос мотивирующей функции на цель), перенесение сигнальной функции в сферу общения обеспечива­ют возникновение на переходной фазе от интеллектуальной ста­дии к сознательной новой функции — включение преобразований в объектах в организацию совместной деятельности. Эта стадия про­межуточная между современными антропоидами и ископаемыми представителями рода Homo. Она не представлена в современном мире. Однако при определенных условиях такие возможности об­наруживаются у современных антропоидов, что позволяет рас­сматривать их как современную модель предчеловеческои стадии развития.

Щовая функция реализуется на основе использования и изго­товления орудий и применения их в совместной деятельности с применением этих орудиЩВ процессе своего прогрессивного разви­тия она приобрела материальное выражение в форме искусствен­ных знаковых средств (речи) и физиологического обеспечения в функциональных структурах мозга, которые развиваются прижиз­ненно в самом процессе освоения и использования этих средств. Весь эволюционный процесс такого развития со всеми промежу­точными формами в наше время отсутствует. В наличии только ре­зультат: следующая стадия развития психики — сознательная.

3.5. Стадия сознания

3.5.1. Общая характеристика субъектов

К стадии сознания в настоящее время относится только один представитель — подвид Homo Sapiens sapiens (современный че-


ловек, или неоантроп). Современный человек отличается морфо­логически от других животных высокоразвитым головным мозгом (средний объем 1350 см3), прямохождением, развитием кисти и пальцев руки, наличием трудовой деятельности, речи, обществен­ных отношений, культуры.

Большую проблему составляет разделение стадии сознания на низший и высший уровни. Оставляя этот вопрос в целом откры­тым, отметим, что речь и сознание в антропогенезе формирова­лись постепенно. Антропологические исследования позволяют ут­верждать, что у предыдущего подвида (палеоантропа, или чело­века разумного неандертальского типа) были сознание и звуко­вая речь, но еще не в такой степени членораздельная, как у со­временного человека. Конечно, сознание неандертальца отлича­лось от такового у неоантропа, тем более современного, но он имел представления о душе, хоронил своих сородичей, осуще­ствлял охотничьи ритуалы и уже имел тотемические культы. Его предшественник — человек прямоходящий (архантроп, или Homo Erectus), также использовал звукосочетания для коммуникаций, но, видимо, сознание у него еще было только в стадии становле­ния. Скорее всего, к низшему уровню сознательной стадии следует отнести представителей рода Homo до появле­ния палеоантропа (по крайней мере, архантропа и с некоторыми ограничениями Человека умелого — Homo Habilis), самого па­леоантропа — к переходной фазе, а современного челове­ка — квысшему уровню. Переходной формой отпонгид (ко­торых мы отнесли к начальным этапам переходной фазы от пре­дыдущей интеллектуальной стадии к низшему уровню сознатель­ной) в таком случае следует считать первых представителей гоми-нид — род австралопитеков. Это один из возможных вариантов разделения стадии сознания. Ясность в этот вопрос должны вне­сти дальнейшие исследования психики ранних гоминид, что пред­полагает развитие новой области сравнительной психологии — палеопсихологии.

Основные характеристики человеческой стадии развития свя­заны с искусственными знаковыми средствами. Спецификой ис­кусственных знаковых средств является то, что они существуют вне субъекта и прижизненно осваиваются им в готовом виде. Это требует существенного изменения всего онтогенеза. В онтогенезе появляется процесс передачи средств отражения носителями этих средств — взрослых — ребенку. В процессе освоения искусствен­ных знаковых средств у ребенка строится сам орган для их ис­пользования: соответствующие функциональные структуры коры головного мозга — речевые зоны. У ребенка в онтогенезе формиру­ется новый способ получения опыта — усвоение готовых знаний и способов деятельности. Усвоение происходит также в совместной с другими субъектами деятельности. Появляются новые потреб-


ности и деятельности, которые становятся основой развития са­мостоятельных конкретных потребностно-мотивационных сфер — общения и учения.

На основе искусственных знаковых средств преобразуется вся структура деятельности и содержание отражения человека.

3.5.2. Содержание и форма отражения

Содержанием отражения у человека является отражение объек­тивных закономерностей мира. Это не просто отражение отноше­ний объектов и их «поведения» в ситуации на основе опыта взаи­модействия с ними. Это проникновение за внешние отношения объектов, познание тех закономерностей, которые недоступны прямому чувственному опыту. Отражение истинных закономерно­стей мира дает возможность прогнозировать отдаленные послед­ствия и влиять на них в своих интересах. Это обеспечивает воз­можность создания условий и производства этих условий, т. е. из­менения самих происходящих в мире процессов. Форма психи­ческого отражения помимо сохранения предыдущих приобретает и новое качество: мир представлен в форме значений, т. е. самих обобщенных отношений и закономерностей, материализованных в знаковой форме. Материальная форма существования средств отражения (искусственных знаковых средств) дает возможность их внутреннего самостоятельного развития.

По сравнению с предыдущей стадией развития отражение имеет следующие особенности.

1. Содержание отражения строится только с помощью исполь­
зования средств отражения, передаваемых другими людьми, и в
процессе специальной деятельности субъекта — познавательной.

2. Форма отражения — значения и смыслы — появляется толь­
ко на основе овладения средствами отражения, передаваемыми
другими особями.

3. Субъективный опыт осваивается не только в процессе субъ-
ектно-объектных отношений, но и в субъектно-субъектных как
усвоение готовых знаний и способов деятельности в специально
организованной деятельности взрослых — воспитании и обуче­
нии.

3.5.3. Структура деятельности

Структура деятельности у человека характеризуется свободой целедейственного звена. Действие становится свободным от по­требности, цель — от мотива. За счет искусственных знаковых средств операция освобождается от самого субъекта (опредмечи­вается), цели и действия также приобретают некоторую самосто­ятельность, они становятся достоянием не только самого субъек-


та, но и других. Означивание целей позволяет переносить часть деятельности во внутренний план и осуществлять деятельность в мозаичной форме, разорванную во времени и последовательнос­ти действий. Кроме того, действие становится полимотивирован­ным (т. е. одно действие может одновременно быть компонентом разных деятельностей и принимать мотивирующую функцию от каждой из них одновременно), а цель — мультифункциональной (т. е. одновременно быть целью разных действий в разных деятель-ностях). Другая отличительная черта человеческой деятельности состоит в том, что она становится совместной (разделенной меж­ду совокупностью субъектов). Такая ее форма имеет место практи­чески всегда у человека, так как человек в любой своей деятель­ности либо пользуется результатами действий других людей, либо использует способы действия, полученные от других людей.

Структура деятельности строится в онтогенезе. Этот процесс имеет специфические отличия по сравнению с другими стадиями развития.

1. Так же как и раньше, существует процесс индивидуального
развития интеллектуальной структуры деятельности (сенсомотор-
ный интеллект), который осуществляется во взаимодействии субъек­
та с объектами и в игровой деятельности. Отличие состоит в том,
что среда становится не объектной (естественная среда обитания),
а предметной (специально созданный мир человеческой культуры —
опредмеченные знания и способы деятельности, которые осваива­
ются ребенком в специально организованной взрослым среде).

2. Структура деятельности сознательного типа — с осознанной
целью — формируется на основе искусственных знаковых средств
двумя путями: 1) в совместной со взрослым деятельности, когда
цель действия осознается взрослым и передается ребенку в про­
цессе воспитания с помощью специальных способов (мотиваци-
онного опосредствования, описанного В. К. Вилюнасом); 2) в сю-
жетно-ролевой игре и других формах символической деятельно­
сти, в которых ребенок осваивает постановку цели, ее обозначе­
ние, мотивационное обусловливание, удержание во внутреннем
плане, изменение и т.д.

3. Построение совместной формы деятельности происходит в
онтогенезе в процессе общения со взрослым (совместно-разде­
ленная деятельность, по А.Н.Леонтьеву, развивающаяся в ситуа­
тивно-личностном и ситуативно-деловом общении со взрослым,
по М.И.Лисиной).

3.5.4. Формы регуляции деятельности

Развитие и взаимоотношение всех форм регуляции деятельно­сти у человека претерпевает существенные изменения по сравне­нию с предыдущими стадиями развития психики.


__ r.v,.n4n» деятельности представлена

отдельными компонентами, которые, по-первьгх, не регулируют самостоятельно отношения субъекта с миром, а во-вторых, фор­мируются в пренатальном и частично в постнатальном онтогенезе при взаимодействии развивающегося организма со средой.

1. Внутренние факторы инстинктивнойрегуляции(Ортаиические
потребности, отражающие изменение гомеостаза и обеспечиваю­
щие репродуктивную функцию (одну из ее частей — половую) и
их субъективная представленность формируются внутриутробно в
жестких границах соответствия генетической программы и эво-
люционно ожидаемых условий развития^ Окончание формирова­
ния внутренних факторов происходит постнатально как прижиз­
ненное развитие влечений и базовых потребностей (например,
потребности во впечатлениях, регулирующей поддержание тону­
са коры мозга) и их нейрогуморальных механизмов.

2. Внешние факторы инстинктивной регуляции. Сенсорно-пер­
цептивные системы и их способность воспринимать определен­
ные стимулы формируется внутриутробно, причем с середины
пренатального периода в это формирование включается стимуля­
ция от матери (индивидуальные физиологические особенности ее
организма и индивидуальные особенности поведения), а также от
внешней среды. В результате ребенок с рождения имеет предпоч­
тения к определенной стимуляции во вкусовой, обонятельной,
слуховой и вестибулярной модальностях. Основные ключевые сти­
мулы формируются частично внутриутробно, частично в форме
запечатления и облигатного научения в ранние периоды постна-
тального развития. Для некоторых форм поведения ключевые сти­
мулы, объекты деятельности и способы удовлетворения потреб­
ностей формируются поэтапно, и в этом случае инстинктивная
форма регуляции обеспечивает наличие сензитивных периодов
развития и «расчет» на появление эволюционно ожидаемых усло­
вий (которые становятся необыкновенно сложными как в плане
их обеспечения, так и понимания и изучения). Одним из приме­
ров такого поэтапного формирования является развитие половой
сферы (психосексуальное развитие, по 3. Фрейду), а также изучен­
ное в последние годы развитие родительской сферы (Г.Г.Фи­
липпова).

3. Развитие движений. Основой развития движений является
генетическая программа формирования двигательных органов,
которая осуществляется поэтапно и имеет свои сензитивные пе­
риоды. Внутриутробно строятся только отдельные рефлекторные
механизмы (например, защитные безусловные рефлексы или бо­
лее сложные адаптивные двигательные координации, такие как
сосательный рефлекс). Динамические характеристики движений
(кинезы), а также структура и ориентация двигательных актов
(таксисы) формируются в основном постнатально в сензитив-


ные периоды развития (соответственно развивается их нервная регуляция). То же касается оперционального уровня (сенсомо-торные координации), построение которого в целом заканчива­ется к семи годам (локомоции формируются быстрее, тонкие манипулятивные движения и речедвигательная активность мед­леннее).

4. Участие инстинктивной формы в общей регуляции деятельно­сти. Инстинктивная регуляция у человека имеет два варианта уча­стия в общей регуляции деятельности:

1) регуляция отдельных компонентов и «участков» деятельно­
сти: наличие влечений и актуализация и переживание напряже­
ния потребностей, обеспеченных эндогенными факторами (гомео-
статических и репродуктивных); наличие некоторых ключевых сти­
мулов для некоторых объектов деятельности таких потребностей;
основная двигательная схема реализации консуматорных актов
удовлетворения таких потребностей; защитные безусловные реф­
лексы;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.