Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По способу научения 14 страница






Рассмотренные особенности человеческой стадии развития психики связаны с появлением новых средств отражения и ново­го психического процесса, образующего психофизиологическое обеспечение знаковой формы регуляции деятельности (сознания). Новые средства обладают свойством «открытой системы», так как генетически фиксирована не их форма, а только сам принцип «искусственности знака». Это предполагает неограниченное раз­витие как формы знаковых средств, так и получаемых с их помо­щью содержаний. В результате реализуемый до этого процесс со­отношения органа и функции, основанный на реализации воз­можностей органа и возникновении новой функции в рамках «ре­зерва» имеющегося органа (как системы, обеспечивающей дан­ную функцию) приобретает новое направление: функция может неограниченно развиваться, так как ее обеспечение органом фор­мируется прижизненно в процессе развития самой функции. Тог­да в плане дальнейшего развития в первую очередь имеет смысл задаться вопросом, какие функции в регуляции жизнедеятельно­сти субъекта еще «не охвачены» искусственными знаковыми сред­ствами? Мы выделили четыре основные функции: организация индивидуальной деятельности, организация совместной деятель­ности, организация отражения и организация самосознания субъекта. Однако остается еще одна область, которая представле­на (правда, частично) в отражении субъекта, но не подвержена


регуляции со стороны сознания. Это физиологические процессы!! Физиологическое жизнеобеспечение нашего организма происхо-1 дит без использования не только сознания, но даже интеллекта. Однако некоторые формы физиологической жизнедеятельности подвержены процессам научения, а отдельные формы проявления физиологических процессов — даже произвольной регуляции. Боль­ше того, осознав свою физиологию, человек косвенным путем, с помощью организации соответствующих внешних воздействий, влияет на них: они становятся объектами познавательной дея­тельности субъекта, а затем и саморегуляции (в крайнем выраже­нии — аутотренинг, медитация и т.п.). Прогрессивное развитие в этом направлении вполне может рассматриваться как один из путей дальнейшего развития форм регуляции деятельности.

3.5.5. Потребностно-мотивационная сфера

Потребностно-мотивационная сфера человека также преобра­зована искусственными знаковыми средствами. Основными ее осо­бенностями являются следующие.

1. Осознание предмета потребности (выход предмета потребно­
сти в субъективное отражение), его связи с мотивом, а также
осознание связей «цель действия—мотив деятельности». Это ведет
к сознательной регуляции своих потребностей, условий и спосо­
бов их удовлетворения. Объекты и способы удовлетворения по­
требностей осваиваются не только индивидуально, но и стано­
вятся культурно-обусловленными.

2. Прижизненное формирование потребностей и конкретных по-
требностно-мотивационных сфер.
Некоторые из них являются ви-
дотипичными для человека (например, общение, познавательная
деятельность), некоторые, видимо, более свободны от «обязатель­
ности» для каждого человека (например, потребность в эстети­
ческих переживаниях и творческой деятельности и др.). Прижиз­
ненное формирование потребностей, в отличие от предыдущей
стадии развития, происходит не только по механизму возникно­
вения функциональных потребностей, но и на основе осознания
и взаимодействия с другими людьми. Основные способы форми­
рования новых потребностей у человека следующие:

 

1) под воздействием целенаправленного воспитания ребенка
взрослым и принятия культурных моделей (вариант — направлен­
ное формирование «нужных» другим людям потребностей, дале­
ко не всегда «полезных» для самого субъекта);

2) на основе осознания наличия новых для себя потребностей
у других людей и целенаправленной организации своей активно­
сти для развития у себя таких потребностей;

3) целенаправленная деятельность саморазвития и достижения
идеала (акме).


3. Интеграция базовых потребностно-мотивационных сфер основе полной свободы операций и действий. Операции практе чески совсем теряют свою специфичность, строятся прижизнен^ но и конкретизируются для использования в любой сфере. Пол1-функциональность мотивов, мозаичность действий и культурны! способы удовлетворения потребностей также способствуют о ности постановки целей действий и выбора средств их осуществ| ления. Осознание целей и своих потребностей ведет к осознанно-; му выбору между актуальными потребностями и подчиненное одних сфер другим в соответствии со структурой ценностных ори­ентации личности.

Теперь можно обобщить особенности высшей — человеческой —§ стадии развития психики.

3.5.6. Общая характеристика стадии сознания

; Да стадии сознания использование и прижизненное форми-1 рование новых средств отражения — искусственных знаковых] средств — изменяет весь образ жизни субъекта, что ведет к coot- i ветствующему изменению индивидуального развития^ Развитие; | психики человека в онтогенезе требует включения других особей \ не только для обеспечения условий формирования нового опыта и \ структуры деятельности, но и для появления средств отражения и готовых способов деятельности. Кроме того, речевые зоны мозга ! формируются в самом процессе овладения речью в онтогенезе, т. е. также при участии других особей, передающих речевые сред­ства и активно организующих процесс их усвоения ребенком.

Содержанием отражения на стадии сознания является отраже­ние существенных закономерностей мира и самосознание, представ­ленные субъекту в форме значений и смыслов^

В структуре деятельности завершаются процессы дифферен­циации ее составляющих как внутри деятельности, так и в отно­шении их связи с субъектом. Содержание субъективного опыта, операции, действия и цели отчуждаются от субъекта, материали­зуются и становятся достоянием других субъектов.Щзменяется ис­полнительная часть деятельности: ориентировочные компоненты приобретают статус ориентировочно-исследовательской деятельно­сти, которая перерастает в познавательную деятельность с потреб­ностями в познании мира и познании себя} Деятельность приобрета­ет новую формусовместную. Структура деятельности, как и на предыдущей стадии, строится в онтогенезе.

Развитие всех форм регуляции деятельности также изменяется и происходит при участии других особей.

[^Инстинктивная форма регуляции деятельности представлена отдельными компонентами, формирующимися на ранних стади-


ях онтогенеза и не выполняющих самостоятельно практически никаких функций в регуляции отношений субъекта с MHpoisjN

" Йаучение у человека представлено всеми предыдущими его ви­дами (также преобразованными искусственными знаковыми сред­ствами и опосредованными общением с другими людьми) и но­выми, специфичными только для данной стадии развития психи­ки. Появляется освоение готовых способов деятельности и учение, которое затем становится самостоятельным видом деятельности.

^Интеллектуальная форма регуляции деятельности также преоб­разуется искусственными знаковыми средствами и приобретает новую форму — вербальную1

{Сигнальная форма регуляции деятельности преобразуется в со­знание, основанное на использовании прижизненно формирую­щихся новых средств отражения — искусственных знаковых средств^ все особенности которых уже неоднократно описаны. Функционирование сознания обеспечивается специальным пси­хическим процессом — мышлением, которое имеет физиологичес­кое основание в коре головного мозга (функциональная система, объединяющая речевые зоны и ассоциативные зоны сенсомотор-ного интеллекта).

Потребностно-мотивационная сфера и ее формирование в он­тогенезе, как и все остальные особенности психики на стадии сознания, опосредованы искусственными знаковыми средствами и совместной деятельностью с другими людьми. У человека про­исходит осознание предмета потребности, прижизненно форми­руются не только новые потребности, но и конкретные потреб-ностно-мотивационные сферы)

ГТаким образом, сознание (как форма регуляции деятельности, основанная на использовании искусственных знаковых средств и осуществляющаяся посредством специального психического про­цесса — мышления) преобразует все стороны психики и ее раз­витие в онтогенезе. Ребенок не может стать представителем своего вида (по структуре деятельности, средствам отражения и содер­жанию отражения) без участия в его развитии других людей, ко­торые передают ему средства отражения, опыт и обеспечивают формирование самой структуры деятельности в процессе совмест­ной с ребенком деятельности (а не только в контакте с ним, как на предыдущих стадиях развития^ Это предъявляет соответствующие требования к самим взрослым (в первую очередь родителям). Слож­ность задач воспитания ребенка привела к тому, что появились культурно обусловленные способы подготовки людей к выполнению родительских функций, а объем необходимых знаний и умений, которыми должен овладеть ребенок, потребовал появления дли­тельного специально организованного процесса воспитания и обу­чения, в который включены не только родители, но все общество (и даже появились соответствующие профессии).


Фи,



Описанные особенности психики на разных стадиях филогенб
за позволяют охарактеризовать общие закономерности развит^
психического отражения в эволюции. \

3.6. Общие закономерности развития психики в филогенезе

Принимая определение психики как формы отражения, mi рассматриваем ее эволюцию как преобразование психическог< | отражения. Психическое отражение является системным образо| ванием — одной из форм отражения. Развитие психики — измене* ние содержания и формы отражения.

Отражение — свойство носителя отражения (отражающего члена взаимодействия), и поэтому является проявлением или функцией отражающего как системного объекта. При психическом отраже­нии функцией отражения становится регуляция самого процесса взаимодействия. Далее процесс развития психики как формы от-1 ражения должен рассматриваться как развитие этой ее функции;! регуляции взаимодействия субъекта с объектом. Изменение со-| держания и формы психического отражения теперь зависит от! изменения взаимодействия субъекта с объектом (как от того про-1 цесса, для регуляции которого существует психика). Эти связи! (субъектно-объектные) становятся ведущими и по отношению К] психическому отражению — межсистемными.

В свою очередь психическое отражение, являясь системообра­зующим свойством субъекта психики, изменяясь и приобретая но­вые системные качества (которые выражаются в изменении со­держания и формы психического отражения), выводит самого субъекта на новый уровень развития, что позволяет субъекту осу­ществлять более сложное взаимодействие с объектом (средой). В этом выражается изменение межсистемных связей по отноше­нию к субъекту как системе. Таким образом, эволюцию психики можно рассматривать только как эволюцию субъекта психики, свойством которого она является. Развитие субъекта психики (т. е. его переход на каждый новый эволюционный уровень) происхо­дит в соответствии и по критерию изменения системообразующе­го свойства субъекта психики — психического отражения. Именно этот процесс мы и рассмотрели в данной главе. Теперь мы можем обобщить весь процесс развития психики, учитывая три основ­ных направления изменений:

1) изменение психического отражения;

2) изменение особенностей субъекта психики;

3) изменение взаимосвязей субъекта психики со средой.
Охарактеризуем эти изменения, опираясь на весь пройденный

материал.


3.6.1. Изменение психического отражения

Изменение содержания и формы психического отражения про­исходит по принципу дифференциации из общего интегрального целого, содержащего в себе дифференцирующиеся элементы в потенциальной форме в виде функций. Дифференциация отраже­ния касается как отражения в целом — дифференциации содер­жания и формы из их первоначальной слитности, так и каждой составляющей по отдельности — дифференциации содержания отражения и дифференциации формы отражения. Кроме того, происходит дифференциация функций, которая выполняет пси­хическое отражение в регуляции деятельности субъекта: инфор­мационной (когнитивной) и оценочной (эмоциональной). Про­цесс дифференциации означает выделение каждой составляющей психического отражения для выполнения самостоятельной зада­чи и появление для этого физиологического обеспечения (струк­тур и функций нервной системы, органов чувств, механизмов представленности психического образа субъекту и т.п.). На каж­дой стадии развития психики все компоненты психического отра­жения интегрированы: действуют в единой системе для регуля­ции взаимодействия субъекта с объектом.

Дифференциация между содержанием и формой отражения

На низшем уровне сенсорной стадии развития содержание и форма отражения тождественны, они слиты в едином процессе и в представленности субъекту. Психическое отражение существует как простое ощущение, возникающее в момент действия стимула и переживаемое субъектом как изменение своего состояния. Со­держанием отражения является изменение своего состояния, оно же является формой отражения: изменение состояния субъекта переживается им как ощущение. Появление на высшем уровне сенсорной стадии специализированных сенсорных систем являет­ся основой для разделения содержания и формы отражения. Объек­тивно содержанием отражения становятся определенные свойства и качества среды (то, что отнесено к отражаемому объекту), а формой — ощущения, в которых субъекту представлены эти каче­ства. Субъективно животное переживает стимуляцию как свое со­стояние и как «нечто, расположенное на поверхности тела».

На перцептивной стадии содержанием отражения становится «мир вне субъекта», т.е. содержание полностью отнесено к объек­ту (разумеется, остается ощущение своих состояний). С появлени­ем зрительной перцепции возникает такой психический образ, в котором чувственный компонент практически исчезает, остается только информация о внешнем объекте. С помощью научения воз­можно абстрагирование информационных характеристик стимула и перенос их на другие стимулы, но, видимо, пока только в той


же модальности (способность к абстрагированию отношений «боль­ше—меньше», светлее — темнее» — в зрительной модальности,: «громче — тише» — в слуховой и т.п.)

На интеллектуальной стадии появляется способность перено­сить содержательные характеристики отражаемого стимула из од-. ной модальности в другую (интермодальная обработка информа­ции, кроссмодальный перенос). Это является первым этапом но­вой интеграции содержания и формы отражения: характеристики: стимула, получаемые одним органом чувств (и представленные в-форме одного ощущения) могут использоваться для обработки информации, получаемой другим органом чувств.

На стадии сознания появляются искусственные знаковые сред-: ства, с помощью которых можно обозначить информационные.: характеристики любой стимуляции и перенести их на любую фор- j му отражения, поскольку обозначаются не состояния субъекта, ] а информация о внешней среде. Кроме того, становится возмож­ным обозначать свои состояния (форму, в которой субъекту пред-: ставлен психический образ) и, таким образом, делать их объек­том для отражения другими субъектами (и самим собой тоже). Таким образом, происходит обратная интеграция содержания и формы отражения, но если вначале форма отражения (субъек­тивное переживание в виде простого ощущения своих состоя­ний) и была содержанием отражения, то в конце содержание отражения (информация о мире и себе) становится формой от­ражения (словесно-логическое мышление и образы в речевой форме, в которых субъекту представлен психический образ, пред­ставляют собой информацию о мире и своем отражении этого мира, в том числе своих субъективных переживаниях). Следует помнить, что все предыдущие формы представленности субъек­ту содержания отражения, конечно, остаются и не исчезают с появлением новых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.